Демокрит
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Демокрит

460-370 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Демокрит

Демокрит (Demokritos) [p. ок. 460, Абдера (Фракия),- ум. ок. 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Д. известны его многочисленные путешествия в разные страны (в т. ч. в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедич. характер его познаний: Д. занимался всеми существовавшими тогда науками - этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т. д. Из многочисленных сочинений Д. (Диоген Лаэртский насчитывает их до 70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные антич. источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Д., по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.

Ист. место философии Д. определяется переходом др.-греч. натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Д.- понятии "атома" как нек-рого неделимого материального индивидуума (греч. atomos, как и лат. individuum, означает "неделимый"), к-рый признаётся не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным к.-л. воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абс. ничто, абс. небытию. Атом т. о. превращался у Д. просто в геометрич. тело, к-рое также неразрушимо, вечно и не имеет к.-л. физич. свойств. Д. отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Д. называет атомы также "фигурами" (греч. schemata) или "видиками" (греч. eidola), из чего следует, что атомы Д. являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются атомы Д. физич. или геометрич. телами, однако сам Д. ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их "вихря" по естеств. необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отд. цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов, "видиками", действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.

Душа также состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Д. отд. наукой. Высшее блаженство Д. видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Д. одним из первых говорил об ист. прогрессе в области наук, иск-в и ремёсел, происхождение к-рых Д. объяснял нуждой, потребностями людей. В. И. Ленин высоко ценил материализм Д., обозначив его именем материалистическую традицию в истории философии ("линия Демокрита") (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 131; ср. с. 375-76)

А. Ф.Лосев.

Использован материал Большой советской энциклопедии.


Вернуться на главную страницу Демокрита

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС