Дарендорф Ральф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дарендорф Ральф

1929-2009

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ральф Дарендорф

Дарендорф Ральф Густав (1929–2009). Немецкий социолог и политолог, представитель конфликтологического направления, либеральный демократ, видный деятель СвДП в Германии. Признавал существование классов и классового конфликта, но вкладывал в это другой смысл. Считал социальный конфликт важнейшим явлением, необходимым для интеграции общества, поддержания динамики и стабильности. Конфликт и консенсус считал взаимодополняющими явлениями, двумя сторонами социального процесса. Конфликты необходимо институционализировать, чтобы обращать их потенциал на пользу обществу. Основные труды: “Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе” (1957), “Общество и свобода” (1961), “Выход из утопии” (1967), “Хомо социологикус” (1973) и др.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Дарендорф Ральф (р. 1929) – британо-немецкий социальный теоретик, идеолог современного либерализма. Труды: «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), «Конфликт и свобода» (1972) и др. Создатель теории социального конфликта. В концепции социального конфликта главным признаком классов считает отношения господства и подчинения, присущие, по Дарендорфу, любому обществу и неизбежно вызывающие конфликт. По мнению Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противника». В 1970-х гг. выдвинул концепцию «мелиорируемого» (улучшаемого) общества.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 13.

Дарендорф (Dahrendorf) Ральф (р. 1.4.1929, Гамбург), немецкий социолог (ФРГ). Автор работ по теоретической социологии, а также по актуальным проблемам развития ФРГ. Дарендорф претендует на создание теории классов и классового конфликта, которую он противопоставляет как марксизму, так и теориям классовой гармонии. По Дарендорфу, главный классообразующий признак — не отношения собственности, а отношения господства и подчинения; экономическое господство не ведёт с необходимостью к политическому господству. Дарендорф утверждает, что господствующие и подчинённые классы якобы существуют во всяком обществе и между ними неизбежен конфликт. Он выдвигает идеал «либерального» и «современного» общества, в котором социальные конфликты признаются и регулируются, существуют равенство исходных шансов для всех, индивидуальная конкуренция и высокая мобильность. С этих либерально-буржуазных позиций Дарендорф критикует западногерманское общество.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Soziale Klassen und Klassenkonflikt, Stuttg., 1957; Gesellschaft und Freiheit, Münch., 1961; Homo Sociologicus, Köln, 196l3; Gesellschaft und Demokratie in Deutschland, Münch., 1965; Industrie- und Betriebssoziologie, B., 1967

Литература: Pfade aus Utopia, В., 1967; Für eine Erneuerung der Demokratie in der Bundesrepublik, Münch., 1968; Die angewandte Aufklärung. Gesellschaft und Soziologie in Amerika, Fr./M., 19682; Konflikt und Freiheit, Münch., 1972; The new liberty, L., 1975.

Дарендорф (Darendorf) Ральф (р. 1929) - немецкий социолог и социальный философ. Первым шагом Дарендорфа в науке была диссертация о понятии справедливости у К. Маркса (1953). Критическое размежевание с понятиями и методами марксова анализа общества стало впоследствии определяющим мотивом мышления Дарендорфа. В ходе эмпирических исследований структуры современного общества Дарендорф выступил также как критик структурно-функциональной теории общества Т. Парсонса - размежеванию с последним посвящена книга «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957). Итогом методологических размышлений Дарендорфа-социолога стала работа «Тропы из утопии: к теории и методологии социологии» (1967). Начиная с 60-х годов Дарендорф интенсивно занимается нормативной теорией совр. либерального общества. В результате возникли «Общество и свобода» (1961), «Конфликт и свобода» (1972) и «Совр. социальный конфликт» (1992). Активность Дарендорфа не ограничивалась академической сферой: в 1969-1974 он занимал, в числе прочих, должность комиссара Европейского сообщества в Брюсселе, с 1974 по 1984 возглавлял Лондонскую школу экономики, с 1984 - ректор Колледжа Св. Антония в Оксфорде.

С Т. Парсонсом Дарендорф не согласен как с представителем консенсусной теории общества: теоретический фундамент этой теории составляют представления о стабильности, балансе и нормативном консенсусе. Эти предпосылки эмпирически не доказуемы и имеют в лучшем случае утопически-программное значение. Исходя из таких предпосылок, внутренние конфликты современного общества нельзя объяснить иначе как внешними воздействиями на данное общество. Социальное преобразование в рамках такого подхода мыслимо лишь как результат толчка извне. В противовес ориентированной на консенсус теории Дарендорф объявляет стабильность и порядок «патологическим частным случаем» общественной жизни. Согласно Дарендорфу, именно имманентный обществу конфликт представляет собой силу, обеспечивающую и его интеграцию, и его развитие. Поэтому важной темой политической теории должны стать условия функционирования и динамики конфликтов.

Структура социальной системы носит, по Дарендорфу, дихотомический характер. Во всяком обществе есть две группы, интересы которых различны. Интересы каждой из групп конституируются сообразно мере ее участия в социальном господстве. Более точную дифференциацию интересов позволяет дать понятие класса. Последнее Дарендорф применяет как аналитическую категорию для объяснения социальных конфликтов. Классы конституируются как враждебные друг другу стороны конфликта. Вместе с тем, опираясь на Дж. Локка, Дарендорф разрабатывает понятие господства как права на отправление норм и законов и на принуждение к их выполнению. Согласно Дарендорфу, ни одно общество не может обойтись без отношений господства, а значит во всяком обществе неизбежно существование классов с различной степенью участия в социальном господстве. В этой связи продуктивным отправным пунктом анализа общества Дарендорф считает марксову теорию классового конфликта, критикуя при этом сведение процесса возникновения классов и классовых конфликтов к отношениям собственности на средства производства. При анализе совр. общества отправляться от этого пункта нельзя, поскольку тем самым игнорируется комплексный характер отношений господства в современных обществах.

Различие интересов и классовую структуру общества Дарендорф интерпретирует как конфликт по поводу распределения «жизненных шансов». Неравенство между членами общества показывает себя в различии возможностей, какие каждый имеет для реализации своих жизненных планов. Общества обнаруживают тенденцию к выравниванию в отношениях господства и сглаживанию социальной стратификации, поскольку находящиеся в невыгодном положении группы постоянно стремятся повернуть существующую систему норм так, чтобы получить как можно больше привилегий. Однако в ходе этого перевертывания все время возникают новые дифференциации, нивелирование которых невозможно и, более того, нежелательно. Внутренние конфликты общества Дарендорф, следуя традиции либерализма, понимает как источник социального преобразования и тем самым как шанс для всех членов общества.

Под влиянием таких либеральных социальных философов, как К. Поппер, а также представителей неолиберализма (М. Фридмен, Ф.А, фон Хайек), Дарендорф развивает нормативный подход к теории либерального общества. Он исходит из невозможности определения того, что есть справедливое и что есть доброе. Опираясь на попперовскую концепцию «открытого общества», Дарендорф стремится к осмыслению условий организованного и мирного разрешения общественных конфликтов. Отправляясь от формальной, негативной свободы членов общества, либерализм должен требовать выравнивания их жизненных шансов. Свободное общество, по Дарендорфу, представляет собой признанный и организованно решаемый конфликт, и уже поэтому такое общество может дать своим членам больше возможностей, чем все виды несвободы вместе взятые. При этом Дарендорф отвергает как несостоятельные и чисто рыночный, и теоретико-игровой подходы к описанию общества. Оба подхода искажают общественную реальность и игнорируют различие в жизненных шансах, поскольку не принимают в расчет изначальные различия в доступе к рынку или к игре поиска и принятия общественных решений. Этот свой тезис Дарендорф эмпирически подтверждает, опираясь на материалы социологических исследований шансов на образование в различных слоях западногерманского общества; рассмотрению данной проблематики посвящена его книга «Образование есть гражданское право» (1965). Хотя для либерализма выравнивание индивидуальных жизненных шансов и составляет условие свободы, либерализм, тем не менее, не может не видеть в неравенстве конкретных жизненных ситуаций гарантию индивидуальной свободы, поскольку, полагает Дарендорф, именно такая свобода служит источником конфликтов, увеличивающих шансы как действия индивида, так и трансформации общества.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 246-247.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

После 1989.

Размышления о революции в Европе. М., 1998;

Совр. социальный конфликт: Очерк политики свободы. М., 2002;

Тропы из утопии. М., 2002;

Marx in Perspektive. Die Idee des Gerechten im Denken von Karl Marx. Hannover, 1953;

Soziale Klassen und Klassen-konflikt in der industriellen Gesellschaft. Stuttgart, 1957;

Gesellschaft und Freiheit. Zur soziologischen Analyse der Gegenwart. Miinchen, 1961;

Pfade aus Utopia. Zur Theorie und Methodologie der Soziologie. Munchen, 1967;

Konflikt und Freiheit. Miinchen, 1972; Der moderne soziale Konflikt. Miinchen, 1992;

Uber Grenzen. Lebenserrinurungen. Fr./M., 2002;

Auf der Suche nach einer neuen Ordnung. Miinchen, 2003;

Versuchungen der Unfreiheit: Die Intellektuellen in Zeiten der Priifung. Miinchen, 2006.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС