Данилевский Григорий Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Данилевский Григорий Петрович

1829-1890

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Григорий Петрович Данилевский

Данилевский Григорий Петрович (1829/1890) — русский писатель, посвятивший множество своих произведений украинской действительности, традициям, жизни и быту народа («Беглые в Новороссии», «Воля» и др.). Еще одной важной стороной творчества Данилевского становится историческая тематика, затрагивающая самые разнообразные события («Княжна Тараканова», «Сожженная Москва», «Потемкин на Дунае» и др.).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 78.

Данилевский Григорий Петрович (1829 - 1890), прозаик, публицист.

Родился 14 апреля (26 н.с.) в селе Даниловка Харьковской губернии в семье богатого украинского помещика. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, Екатериной Купчиновой, образованной женщиной, талантливой музыкантшей. В возрасте двенадцати лет был принят в Московский дворянский институт, гуманитарное направление которого способствовало развитию литературных способностей будущего писателя. В 1846 окончил институт и поступил в Петербургский университет на камеральное отделение юридического факультета, изучал экономические и естественные науки, не оставляя литературных занятий.

В 1850 заканчивает университет и в течение семи лет находится на службе в Министерстве народного просвещения. По долгу службы много ездил по разным губерниям, одновременно изучая историю и этнографию России. Впечатления от поездок найдут свое отражение в его творчестве.

Данилевский активно посещает литературные салоны Москвы и Петербурга, знакомится с самыми разными писателями и издателями. Особое значение для Данилевского имело его знакомство с Гоголем, которого он боготворил. Обращается к украинской национальной культуре, исследует жизнь и творчество поэта и философа XVIII века Г.Сковороды, пишет на эти темы статьи. Наконец оставляет службу в Петербурге и уезжает на родину.

В 1857 женится на Ю.Замятиной, дочери местного помещика. Работая выборным от дворян (в период подготовки реформы) в Комитете по улучшению быта крестьян, получает богатый материал о жизни крепостных и их взаимоотношениях с помещиками. Появляется его рассказ "Сорокопановка"(1859), очерк "Пенсильванцы и каролинцы" (1860).

В 1862 и 1863 в журнале "Время" были опубликованы романы Данилевского "Беглые в Новороссии" и "Воля" ("Беглые воротились"), принесшие ему широкую литературную известность. В 1869 Данилевский возвращается в Петербург, становится членом Совета по делам печати и редактором официальной газеты "Правительственный вестник". Дослужился до чина тайного советника. С конца 1870-х целиком переходит к темам русской истории. В 1888 - 89 пишет роман "Черный год" ("Пугачевщина"). Наиболее известны его исторические романы: "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Сожженная Москва" (1886).

Умер Данилевский 6 декабря (18 н.с.) 1890 в Петербурге. Похоронен в селе Пришиб Харьковской губернии.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Данилевский Григорий Петрович (псевд. А. Скавронский) (14[26].04.1829—6[18].12.1890), писатель, переводчик. Родился в с. Даниловка Изюмского у. Харьковской губ. Принадлежал к старинному роду малороссийских помещиков. Детские годы прошли в атмосфере патриархальной старины. Большую роль в раннем развитии ребенка сыграли простые дворовые: няня Аграфена, ее муж Анисим.

Учился Данилевский в Московском университетском пансионе и Петербургском университете, где кончил курс со степенью кандидата прав. За год до того он по ошибке был привлечен к делу Петрашевского и несколько месяцев просидел в Петропавловской крепости в одиночном заключении. Служа в Министерстве народного просвещения, неоднократно получал командировки в архивы южных монастырей. В 1856 он был одним из писателей, посланных вел. кн. Константином Николаевичем для изучения различных окраин России. Ему было поручено описание прибрежьев Азовского моря и устьев Дона. Выйдя в 1857 в отставку, Данилевский поселился в своих имениях, был депутатом харьковского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, позднее губернским гласным и членом харьковской губернской земской управы. В 1868 Данилевский поступил было в присяжные поверенные харьковского округа, но вскоре получил место помощника гл. редактора «Правительственного вестника», а в 1881 был назначен гл. редактором этой газеты; состоял также членом совета главного управления по делам печати.

Ранние произведения Данилевского: поэма из мексиканской жизни «Гвая-Лир», «Украинские сказки» (8 изд.), «Крымские стихотворения» (1851), переводы из Шекспира («Ричард III», «Цимбелин»), Байрона, Мицкевича не имели успеха. Удачнее были повести из малороссийского быта и старины, собранные в 1854 в книжку «Слобожане». Первый роман, обративший на Данилевского внимание большой публики, — «Беглые в Новороссии» (1862), подписанный псевд. А. Скавронский. За ним последовали «Беглые воротились» (1863) и «Новые места» (1867). В 1874 появился «Девятый вал». Повестью «Потемкин на Дунае» (1878) начинается 2-я пол. литературной деятельности Данилевского, почти исключительно посвященная исторической беллетристике. Одно за другим появляются: «Мирович» (1879); «На Индию при Петре» (1880); «Княжна Тараканова» (1883); «Сожженная Москва» (1886); «Черный год» (1888) и ряд рассказов из семейной старины. В 1866 Данилевский издал книгу «Украинская старина» (исторические и биографические очерки).

Герои первого романа Данилевского «Беглые в Новороссии» крестьяне, бежавшие в поисках воли от крепостной зависимости и своих хозяев-притеснителей и попавшие в новую, еще более ужасную кабалу. Таков Левенчук, вызывающий сочувствие автора. Вначале нерешительный, тихий и робкий, он, доведенный до отчаяния, поднимается до активного протеста, готовый на убийство богача-душегуба Панчуковского за поруганную невесту, за искалеченную жизнь.

Роман «Воля» является своеобразным продолжением «Беглых в Новороссии», на что указывает и подзаголовок «Беглые воротились». Характеры и события «Воли» складываются непосредственно под влиянием реформы о крепостном праве, обманувшей надежды крестьян. Возвращаясь в свои родные места к крестьянскому труду, беглые не получали земельных наделов. Сомнение крестьян в их освобождении в период подготовки реформы («Село Сорокопановка») заменяется в «Воле» открытым возмущением: «Нас надули, обманули! Настоящий закон спрятан». Данилевскому в новом романе удалось отразить логику событий, приводящих к пореформенным крестьянским волнениям. «Воля та, когда сам ее взял», — поучает горький бродяга Зинца Илью Танцура — главного героя книги. Судьба Зинца, рассказанная в своеобразной вставной новелле, напоминает историю Левенчука, отомстившего своему барину. Танцур, ставящий дело народного отмщения выше личного благополучия, противопоставлен в нравственном плане персонажам, представляющим западно ориентированную дворянскую среду.

В романе «Черный год» («Пугачевщина» 1888—89) Данилевский пытается ответить на вопрос: «Почему <…> наш бедный, темный народ, сбитый с толку самозванцем, в коем он видел царя… пролил столько крови, будучи от природы добрым?» В романе «Черный год» Данилевский продолжает освоение исторической тематики, которая с 70-х становится ведущей в его творчестве. Интерес к историческим сюжетам проявляется у писателя еще в 50-е (рассказы «Вечер в тереме царя Алексея», «Царь Алексей с соколом», «Екатерина Великая на Днепре»). К н. 70-х относится цикл художественных очерков «Семейная старина» из истории рода Данилевского, к 1878 — роман «Потемкин на Дунае». Широкую известность Данилевскому принес роман «Мирович» (первоначальное название «Шлиссельбургский узник»), написанный в 1875. Он был запрещен цензурой и напечатан только в 1879 («Вестник Европы») с измененным названием. В нем писатель обратился к эпизоду из истории российского престола сер. XVIII в. — убийству при попытке освобождения офицером Мировичем таинственного Шлиссельбургского узника Ивана Антоновича, провозглашенного в младенчестве императором и низложенного вскоре гвардейцами Елизаветы.

Использование Данилевским документальных источников, лежащих в основе повествования, отразило уровень развития отечественной историографии 70-х, когда, наконец, стали доступны многие запрещенные материалы. Писателя отличает внимательное отношение к историческим сведениям. Роман «Мирович» включает непосредственно документы эпохи (Данилевскому был известен, напр., дневник Мировича, он первым установил факт посещения принца Петром III, неизвестный даже историку С. М. Соловьеву), различные версии событий (особенно ценными из них писатель считал записки В. П. Кочубея (1860) и Д. Н. Блудова (1871), работы историков М. И. Семевского (1866), А. Г. Брикнера (1874), С. М. Соловьева (в 1875 вышел 26-й т. «Истории России»). Данилевский интересовался мнением академика Я. К. Грота и преданиями своего рода (прадед писателя, земляк Мировича, воспитывался с ним в одном корпусе). Единственным литературным источником был план к роману о Мировиче Г. Ф. Квитки-Основьяненко, откуда Данилевский заимствовал некоторые сюжетные ходы.

Авторская трактовка исторических лиц и событий романа позволяет говорить о том, что трагедия Иоанна не связана со злой волей русских монархов, которые даже проявляли к нему сочувствие (Елизавета плачет, глядя на него, Петр III собирается разделить с ним трон и пр.). Несчастный принц показан игрушкой в руках судьбы, невольной жертвой роковых обстоятельств. Перед новой имп. Екатериной вновь неминуемо встает выбор — сострадания или спокойствия государства, и она выбирает последнее.

Герои «Мировича» не производят впечатления людей, искусственно перенесенных в чуждую для них среду. Они представляют конкретную историческую эпоху. Особое мастерство Данилевского проявилось в изображении внешних черт эпохи — ее предметного мира и быта. Этнографический материал романа и занимательность и драматизм фабулы, «сочиненной самой исторической действительностью», были, по мнению критики, причиной его популярности.

Своеобразным продолжением «Мировича» был роман «Княжна Тараканова» (1883), разрабатывающий схожую проблематику на материале той же эпохи. В основе его сюжета лежит авантюрная история самозванки — претендентки на царский престол, выдававшей себя за дочь имп. Елизаветы. Вновь применяя нравственный критерий к оценке исторических событий, Данилевский симпатизирует своей героине, жертве борьбы за власть, и осуждает ее врагов. При создании образа А. Орлова Данилевский отступает от стереотипа в изображении личности графа как исполина века и показывает его жестокость и вероломство. Форма дневника очевидца событий лейтенанта Концова, в которой дана 1-я ч. романа, свидетельствует о мастерстве авторской стилизации.

Петровскому времени посвящен роман «На Индию при Петре» (1880) и последнее незаконченное произведение «Царевич Алексей». В 1883 Данилевский публикует отрывки из незавершенного романа о декабристах «Восемьсот двадцать пятый год». Лучшим его произведением часто называют роман «Сожженная Москва» («Русская мысль». 1886) на тему Отечественной войны 1812. В «Сожженной Москве» Данилевский остался по-прежнему верен своему излюбленному способу отражения исторической действительности, в основе которого лежит авторский интерес к отдельному эпизоду из прошлого. Поэтому внимание автора сосредоточено на перипетиях личной жизни героев, на их переменчивых в условиях войны судьбах, сами же исторические события составляют фон повествования. В центре сюжета «Сожженной Москвы» — романтическая история исключительной любви Авроры и Базиля Перовского. Война властно вторглась в их судьбы, разрушила их счастье. Базиль испытывает все тяготы плена, Аврора становится партизанкой и погибает при попытке убить Наполеона.

Разоблачение завоевателя составляет часть антивоенной темы, которая раскрывается в изображении патриотической борьбы с ним защитников России. Символом ее является образ спаленной, но не покоренной Москвы. В ряде выразительных эпизодов показана самоотверженность простых людей — старосты Клима, дворецкого Сокова, дворника Карпа, мельника Петра, поджигающего свою избу с находившимися в ней французами, и др. «Вот он, русский-то народ! Они вернее и проще нас поняли просвещение наших завоевателей».

Т. Р., Д. К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Сочинения:

Соч.: В 24 т. 9-е изд. СПб., 1902;

Мирович. Княжна Тараканова. Сожженная Москва. М., 1961;

Мирович. Княжна Тараканова. Сожженная Москва. М., 1977;

Сожженная Москва. М., 1968;

Сожженная Москва: Исторический роман М., 1979;

Беглые в Новороссии. Воля. Княжна Тараканова. М., 1983.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС