Д Аламбер Жан Лерон |
|
1717-1783 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жан Лерон Д'АламберД'Аламбер Жан Лерон (1717—1783) — французский математик, механик и философ-просветитель. Наряду с Д. Дидро (1713—1784) был редактором «Энциклопедии», для которой написал ряд статей, а также знаменитое Предисловие, ставшее своего рода манифестом философии Просвещения. Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.
Д'Аламбер Жан Лерон (1717—1783) — один из представителей французского Просвещения 18 века, философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Д'Аламбер был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д'Аламберу, мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Таким образом, Д'Аламбер стоял на дуалистических позициях. В противоположность другим французским просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Д'Аламбер признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д'Аламбера была дана в работах Дидро. Основное сочинение — «Элементы философии» (1759). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 103-104.
Д'Аламбер (D'Alembert), Жан Лерон (16.XI.1717 - 29.Х.1783) - представитель французского Просвещения, математик и философ. В 1733 году окончил коллеж Мазарини, где проявил замечательные способности к математике; затем изучал право и медицину. В 1754 году был избран членом Французской академии. В 1751 году Д. Дидро пригласил Д'Аламбера участвовать в создании "Энциклопедии". Д'Аламбер написал вступительную статью к этому изданию - "Очерк происхождения и развития наук", в которой, исходя из системы Ф. Бэкона, классифицировал науки. Д'Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, положив начало современному понятию "гуманитарные науки". Не будучи материалистом и атеистом, как Дидро, Д'Аламбер в статьях для "Энциклопедии" и других своих работах выступал против церкви и духовенства, был противником вмешательства церкви в политической жизнь, отстаивал независимость науки от богословия. По своим политическим взглядам Д'Аламбер ближе всего стоял к Ш. Л. Монтескьё. Д'Аламбер защищал буржуазную собственность, исходя из антифеодального принципа "естественного права". С другой стороны, он утверждал, что человек не может считать себя вправе пользоваться богатством, если другие люди лишены необходимого. В 1757 году, не выдержав преследований реакции, Д'Аламбер покинул редакцию "Энциклопедии". В дальнейшем его деятельность сосредоточилась главным образом во Французской академии, где он занимался в основном математикой и астрономией. Имя Д'Аламбера было широко известно за пределами Франции. В середине 60-х годов 18 века он был приглашен Екатериной II в качестве воспитателя наследника престола, но отказался принять ее приглашение. Ю. И. Хаинсон. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964. Сочинения: Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-1822; Oeuvres de d'Alembert. Sa vie - ses oeuvres - sa philosophie, par Condorcet. P., 1853; в рус. пер. - Очерк происхождения и развития наук, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910; Подробное рассмотрение существа законов, сочиненное г. Д'Аламбером, в кн.: О существе законов, творение г. Монтескье, ч. 1, М., 1809. Литература: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955. с. 61-64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.., т. 14, с. 24-26; Литвинова Е. P., Даламбер. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1891; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d'Alembert, P., 1926.
Д'Аламбер (D'Alembert) Жан-Лерон (16 ноября 1717, Париж — 29 октября 1783, Париж) — французский философ-просветитель и математик. Вместе с Дидро был главным редактором (1751—58) «Энциклопедии», где вел также физический и математический отделы. Уход с поста главного редактора в 1758 стал следствием общественного скандала после публикации в 7-м томе ст. Д'Апамбера «Женева», где он противопоставил нравственную чистоту и религиозность женевских граждан и пасторов жестокости и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий простеет Руссо («Письмо к Д'Аламберу о зрелищах»), отрицательно относившегося к достижениям цивилизации, в том числе к наукам и искусствам. Продолжая после 1758 руководить физико-математическим отделом «Энциклопедии», Д'Аламбер написап для нее ряд статей по математике. Философские взгляды Д'Аламбера изложены в работах «Элементы философии» (L'Essai sur les elements de philosophic... 1759) и «Очерк о происхождении и развитии наук» (вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, рус. пер. 1910). Вслед за Ф. Бэконом Д'Аламбер хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей Д'Аламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого Я. Отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога. Философские взгляды Д'Аламбера были подвергнуты критике Дидро в его знаменитой трилогии («Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Сон Д'Аламбера», «Продолжение разговора»). Политические убеждения Д'Аламбера были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии и в защиту «справедливой» собственности представителей третьего сословия. Он ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен ею на роль воспитателя наследника Павла. Д'Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по теории музыки и др. В механике стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы Д'Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела. Д'Аламбер был почетным секретарем Французской академии, Академии наук и большинства научных академий Европы. Т. Б. Длугач Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 579.
Д'Аламбер (фр. D'Alembert), Жан Лербн (16.11.1717, Париж 29.10.1783, Париж) — французский философ, математик и механик. Незаконнорожденный сын знатных родителей, воспитывался в семье стекольщика. В 1735 году получил степень магистра искусств; в 1738 году закончил в Париже юридический факультет, затем в течение нескольких месяцев посещал занятия на медицинском факультете. Разочаровавшись во всех этих науках, в 1739 году нашел свое призвание — математику, в которой добился больших успехов. Кроме нее Д'Аламбер занимался механикой, гидравликой, написал работы о движении твердых тел в жидкости (1739) и об интегральном исчислении (1740). Его «Трактат о динамике» (Traite de dynamique, 1743) стал первой работой, в которой были сформулированы общие правила составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем. В области небесной механики Д'Аламбер исследовал общие причины ветра, сводя их к влияниям Солнца и луны на атмосферу Земли, изучал движения планет. Установил три основных принципа динамики: принцип инерции, принцип параллелограмма сил и принцип равновесия. «Трактат о равновесии и движении жидкостей» (Traite de l'equilibre et du mouvement des fluids, 1744) — одно из первых сочинений по гидродинамике. Основные математические исследования Д'Аламбера относятся к теории дифференциальных уравнений с частными производными 2-го порядка, выражающих поперечные колебания струны. Его работы вместе с исследованиями Л. Эйлера и Д. Бернулли заложили основы математической физики. В алгебре дал первое, хотя и не вполне строгое доказательство алгебры основной теоремы (лемма Д'Аламбера). Интересовался теорией вероятностей и статистикой и их применением в демографии. Благодаря этим работам Д'Аламбер снискал славу одного из выдающихся физиков и математиков своего времени. В 1741 — член Королевской академии наук, в 1754 году — член Французской академии. Вместе с Д. Дидро был главным редактором (1751 — 1758) «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», автором вступительной статьи к ней. Отвечая за разделы по математике, физике, астрономии и музыке, написал около 1600 статей. Ушел с поста главного редактора в 1758 году из-за конфликта, вызванного публикацией в 7-м томе его статьи «Женева», написанной им по совету Вольтера, где нравственная чистота и религиозность женевских граждан и пасторов противопоставлялись жестокости и фанатизму иезуитов. Мысль Д'Аламбера о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий протест Ж. Ж. Руссо, отрицательно оценивавшего моральное влияние наук и искусств. Философские взгляды Д'Аламбера изложены в работе «Очерк об элементах философии» (Essai sur les 616ments de philosophic). Вслед за Ф. Бэконом Д'Аламбер разработал классификацию наук, основанную на различных способностях человека — воображении, памяти, рассудке. Наряду с качественно однородной материей Д'Аламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого «Я». Для мировоззрения Д'Аламбера характерен «скептицизм»: он указывал на относительность имеющихся знаний и на невозможность в конечном счете познать сущность явлений. Отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога. Политические убеждения Д'Аламбера были умеренными: он выступал против сословной иерархии и в защиту «справедливой» собственности представителей третьего сословия. Д'Аламбер ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с королем Пруссии Фридрихом II (хотя и отказался от предложенной ему должность президента Берлинской академии), с Екатериной II и даже был приглашен ею в Россию на роль воспитателя наследника престола, но отказался, объяснив, что предпочитает скромно жить на родине, чем наслаждаться роскошью на чужбине. Последние годы жизни Д'Аламбера были связаны с Французской академией, которую он считал важным оплотом борьбы с невежеством. В 1772 году, несмотря на сопротивление Людовика XV, был избран ее непременным секретарем. Именем Д'Аламбера названы горный хребет на видимой стороне Луны и кратер на ее обратной стороне. H. П. Таньшина. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 445-446. Сочинения: Correspondance generale. Paris, 2009; CEuvres completes. Paris, 2002; Динамика. М.-Л., 1950. Литература: Добровольский В. А. Д'Аламбёр. М., 1968; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993; Философия в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. М., 1994; Chaussinand-Nogaret G. D'Alembert: une vie d'intellectuel au siecle des Lumieres. Paris, 2007; Hankins T. L. Jean d'Alembert: Science and the Englightenment. New York, 1990.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Traite de l'equilibre et du mouvement des fluides. P., 1944; Динамика. М,— Л., 1950. Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-1822; Oeuvres de d'Alembert. Sa vie - ses oeuvres - sa philosophie, par Condorcet. P., 1853; в рус. пер. - Очерк происхождения и развития наук, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910; Подробное рассмотрение существа законов, сочиненное г. Д'Аламбером, в кн.: О существе законов, творение г. Монтескье, ч. 1, М., 1809. Литература:Литвинова Е. Ф. Д'Аламбер. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1891; Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1966; Добровольский В. А. Д'Аламбер. М., 1968; Briggs J. М. D'Alembert: Mechanics, Matter and Morals. N.Y., 1962. Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955. с. 61-64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.., т. 14, с. 24-26; Литвинова Е. P., Даламбер. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1891; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d'Alembert, P., 1926.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |