Чжоу Дуньи |
|
1017–1073 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Чжоу ДуньиЧжоу Дунь-И (1017-1073) — китайский философ-неоконфуцианец, первым сделавший попытку подвести онтологическую и космологическую основу под конфуцианские этические принципы. + + + Чжоу Дуньи, Чжоу Маошу, Чжоу Лянь-си, Чжоу-цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне в уезде Даосянь, провинция Хунань,—14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства. Среди учеников Чжоу Дуньи были братья Чэн, а также крупный политический деятель Ван Аньши (1019—1086). В трактатах «Тайцзи ту шо» («Объяснения к диаграмме Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), главный комментарий к которым был написан Чжу Си, Чжоу Дуньи, основываясь на положениях «Ицзин и некоторых идеях даосизма, дал космологическое и онтологическое обоснование этической концепций. Он разработал идею закона (ли), космических сил инь и ян и пяти движущих начал (у син), т. е. противоположностей и первоэлементов материальной природы. Беспредельный великий предел (тайцзи), двигаясь, порождает ян — свет (который Чжоу Дуньи понимал как «движение», приводящее к «изменению»), а находясь в неподвижности — инь — тень (покой, ведущий к «соединению»). При этом ян, достигая своего предела, переходит в инь, а инь — опять в ян. Их взаимодействие производит у син (вода, огонь, дерево, металл, земля). Последние, действуя во времени, в таинственном союзе с тайцзи, инь и ян, через посредство мужского (небо) и женского (земля) начал порождают тьму вещей, непрерывно себя воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью моральными принципами (человечность, справедливость, приличие, знание, верность) и отличающий добро от зла. Основой моральных качеств и источником всякой деятельности является искренность (честность — чэн), тождественная бездействию. В теории государственного устройства Чжоу Дуньи центральное место отводил правителю, который должен быть образцом правильного поведения: правитель с чистым сердцем, не нарушающий моральных принципов, речью, внешностью, взглядом и слухом привлекает к себе добродетельных и талантливых людей, с помощью которых легко управлять страной. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Chow Ylh-chlng.La Philosophie morale dans le neO-confucianisme (Tcheou Touen-Yi), P., 1954; см. также лит. к ст. Неоконфуцианство.
Чжоу Дуньи (Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун) [1017, Индао (современный уезд Даосянь провинции Хунань) — 14 июля 1073, Лушань провинции Цзянси] — китайский философ и литератор, основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036—71 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были братья Чэн (Чэн Хао, Чэн И). Посмертно в 1120 году получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 году удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319 — князь Даого; 1714 — «древний мудрец»). Главные философские сочинения — «Тай цзи ту шо» («Изъяснение «Плана Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), или «И тун» («Проникновение в «Перемены»»). «Тай цзи ту шо» представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме («Плану Великого предела»), производной от аналогичной схемы даоса Чэнь Туаня (10 век). По «Тай цзи ту шо», все многообразие мира: силы инь ян, «пять элементов» (в трактате названы «пятью пневмами»), четыре времени года, а также добро и зло, «пять постоянств», вплоть до «тьмы дел» — исходит из «Великого пре-дела» (тай цзи). Тот в свою очередь следует за «Беспредельным», или «Пределом отсутствия/небытия». Порождающая функция «Великого предела» реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга «движение» и «покой». Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма. Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т. е. у цзи («Беспредельное»), проявляется в качестве «подлинности /искренности» (чэн). Эта категория, совмещающая онтологический («путь Неба») и антропологический («путь чело-века») смысл, в «Тун шу» заняла центральное место. Определяющая высшее благо и «совершенномудрие» «подлинность/ искренность» в идеале требует «главенства покоя», т. е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи — сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики), основанную прежде всего на «Чжоу и», мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддистская проблематика. А. И. Кобзев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 355-356.
Чжоу Дуньи, Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун (1017–1073), китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства. Родился в 1017 в Индао (совр. уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036–1071 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, которая противодействовала реформам Ван Аньши (1021–1086). Однако с последним Чжоу Дуньи, по некоторым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и оказал на него сильное впечатление. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао (1032–1085), Чэн И (1033–1107)). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319, князь Даого; 1714, «древний мудрец»). Умер Чжоу Дуньи в Лушани провинции Цзянси 14 июля 1073. Главные философские сочинения – Тай цзи ту шо (Изъяснение Плана Великого предела, русский перевод И.Я.Бичурина, 1832; Н.Зоммера, 1851; В.А.Кривцова, 1958; Е.А.Торчинова, 1982; В.Е.Еремеева, 1993) и Тун шу (Книга проникновения), или И тун (Проникновение в «Перемены»; русский перевод Н.Я.Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологическая и идейная трактовка в комментарии Чжу Си (1130–1200),утвердившего и атрибуцию Тай цзи ту шо, в которой сомневался его современник Лу цзююань (1139–1193), указывавший на принципиальное отличие этого трактата И тун. В период правления династии Мин (1368–1644) творческое наследие Чжоу Дуньи было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собрании сочинений, которое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимичными названиями: Чжоу-цзы цюань шу (Полное [собрание] письмен философа Чжоу), Чжоу Ляньси цзи (Собрание [сочинений] Чжоу Ляньси) и Чжоу Юань-гун цзи (Собрание [сочинений] Чжоу-князя Изначального). Тай цзи ту шо представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме («Плану Великого предела»), производной от аналогичных схем У цзи ту (Плана Беспредельного, или Плана Предела отсутствия/небытия) даоса Чэнь Туаня (10 в.) и Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесного плана Великого предела) из входящего в Дао цзан (Сокровищницу дао) даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту, (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего в истинное начало), одним из источников которых был первый канон даосской алхимии [Чжоу и] цань тун ци (Триединое согласие [«Чжоуских перемен»], или Единение триады согласно «Чжоу и») Вэй Бояна (2 в.). По Тай цзи ту шо, все многообразие мира: силы инь ян, «пять элементов» (у син1, в трактате названы «пятью пневмами» — у ци), четыре времени года и вплоть до «тьмы вещей» (вань у), а также добро и зло (шань – э), «пять постоянств» (у чан), названы «пятью природами» – у син3, и вплоть до «тьмы дел» (вань ши), – исходит из «Великого предела» (тай цзи). Тот в свою очередь следует за «Беспредельным», или «Пределом отсутствия/небытия» (у цзи). Термин «у цзи», допускающий двоякое понимание, возник в изначальном даосизме (Дао дэ цзин. § 28), а коррелятивный ему термин «тай цзи» – в конфуцианстве (Си цы чжуань, I, 11). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих гетерогенных терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество «Великого предела» и неисчерпаемой первозданности бытия («Беспредельного»). Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даосская идея первичности «отсутствия/небытия» (ср. Дао дэ цзин, § 40) и поэтому Тай цзи ту шо не мог быть написан ревностным конфуцианцем Чжоу Дуньи. Порождающая функция «Великого предела» реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга «движение» и «покой» (цзин2). Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма (Дао дэ цзин, § 37; Чжуан-цзы, гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. «у цзи», проявляется в качестве «подлинности/искренности» (чэн1). Эта категория, совмещающая онтологический («путь Неба») и антропологический («путь человека») смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами (в Мэн-цзы, Чжун юне, Сюнь-цзы, 4–3 вв до н.э.), а в Тун шу заняла центральное место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и «совершенномудрие» (шэн1) «подлинность/искренность» в идеале требует «главенства покоя» (чжу цзин), то есть отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи – сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на Чжоу и мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддийская проблематика. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Китая (биографические материалы). Литература:Бичурин Н. Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов.— «Московский телеграф», 1832, ч. 48, № 21-23, с. 3-33, 157-197,285-316; Еремеев В. Е. Чертеж антропокосма. М., 1993. Зоммер Н. Об основаниях китайский философии. – Ученые записки Казанского университета за 1851 г. Т. 1 Кривцов В.А. Китайский космогонический трактат XI века. – Вопросы философии, 1958, № 12 Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре (I–XIII вв.). М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |