Чон Як Ён |
|
1762-1836 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Чон Як ЁнЧон Як Ён (в другой транскрипции - Чжон Як Ён), Чон Да Сан (псевдонимы - Дасан (иногда - Тасан), Ёюдан) (1762-1836) - корейский ученый-энциклопедист, выдающийся представитель движения сирхакпха. Родился около Кванчжу (провинция Кёнгидо) в дворянской семье. Рано познакомился с трудами корейского мыслителя сирхакпхского направления Ли Ика, был в дружбе с Пак Чи Воном, Пак Че Га и другими передовыми учеными Кореи, интересовался развитием передовой научной мысли в западных странах. С 1789 года - на государственной службе; проявил себя как талантливый инженер и архитектор (при строительстве крепости Сувон, моста через реку Ханган), в Корее положил начало оспопрививанию. Страстно обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 году по обвинению в пропаганде христианства был приговорен к смертной казни, которая была заменена 18-летней ссылкой. Годы изгнания и последующую жизнь Чон Як Ён посвятил научной и литературной деятельности. Литературное наследие Чон Як Ён («Полное собрание сочинений Ёюдана" («Ёюдан чонсо») (28 томов)), насчитывающее сотни работ по общественным, военным, точным и естественным наукам, было полностью издано только в 30-х годах 20 века. Труды Чон Як Ён издаются в КНДР. В своих произведениях, представляющих вершину в развитии идей сирхакпха, Чон Як Ён сочетал философскую критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феодальных порядков и выражал глубокое сочувствие угнетенному народу. Критикуя схоластику и догматизм господствующей идеологии, Чон Як Ён выступал за науку с позиций «истинного конфуцианства». Признавая вещественное начало (ки) основой мироздания, приблизился к философскому материализму, однако атеистом не стал: считал небо и духов высшими судьями (над власть имущими). Критика существующего строя выражена в его политической концепции о «добродетельном правлении». Государственная власть Чон Як Ён рассматривал как результат некоего общественного договора, признавал несправедливым абсолютное правление «сверху», выступал против сословных различий и дворянских привилегий, за монархию, опирающуюся на равенство крестьян. Проект земельной реформы Чон Як Ён предусматривал государственную собственность на землю, коллективную обработку земли крестьянами-общинниками и справедливое распределение произведенного продукта по труду. Осуществление этого проекта предполагалось при сохранении основ феодализма, и это обстоятельство предопределило его утопичность. Несмотря на несбыточность социальных проектов Чон Як Ён в условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеодальной идеологии и культуры корейского народа. М. Н. Пак. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976. Далее читайте:Корея (подборка стетей по истории страны) Литература:Тягай Г. Д., обществ. мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971 (см. Указатель имен); Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История кор. философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 267-91.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |