Чичибабин Борис Алексеевич |
|
1923-1994 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Борис Алексеевич ЧичибабинЧичибабин (по отчиму Полушин) Борис Алексеевич (16.01.1923, Кременчуг - 15.12.1994, Харьков). В лексиконе В.Казака и в словаре «Русские писатели 20 века» (М., 2000) дата рождения указана 9 января. В жизни носил фамилию отчима - А.Е. Полушина, а как поэт печатался под фамилией матери. В 1942 году был призван в армию. Служил в авиачастях Закавказского округа. В 1940 году поступил на истфак Харьковского университета. Когда началась война, отчим вывез пасынка в Батайск, где устроил его токарем в авиаремонтные мастерские. В 1945 году поступил на филфак Харьковского университета. Спустя год был арестован (чекистам не понравились иронические стихи студента «Мать моя посадница») и приговорён к пяти годам лагерей. Срок отбывал в Вятлаге. На свободу вышел в 1951 году. Окончил в 1953 году бухгалтерские курсы. Одно время работал в Харьковском трамвайно-троллейбусном парке. Первой публикации стихов в журнале «Знамя» в 1958 году обязан Борису Слуцкому. Первый сборник «Молодость» выпустил в 1963 году в Москве. Позже, уже в 1971 году Чичибабин признавался Г.Померанцу и З.Миркиной: «Чувство панели я испытал сполна, причём без всяких оправдывающих мотивов, ибо продавался с удовольствием и упоением: как-никак у меня вышло четыре омерзительнейших книжки». В 1968 году вновь попал в опалу: сначала в Харькове власть закрыла руководимую им литстудию, а спустя пять лет литфункционеры настояли на исключении поэта из рядов Союза писателей СССР (за стихи «Памяти Твардовского», «Солженицыну», «Галичу» и «С Украиной в крови я живу на земле Украины»). На страницы печати вернулся лишь в 1987 году. Александр Межиров считал, что Чичибабин - гениальный графоман. Другое мнение было у Юрия Кузнецова. Он полагал, что на Чичибабина не лучшее влияние оказала особая языковая атмосфера Харькова. Кузнецов говорил: «В Харькове русская стихия сжижена. Там очень обеднённый русский язык, плотности нет. Вот это и отличает стихи Чичибабина, они насквозь литературны» («Литературная Россия», 2003, 11 апреля). Лауреат Госпремии СССР (1990) - за сборник «Колокола». Вячеслав ОГРЫЗКО Чичибабин (фамилия по отчиму Полушин) Борис Алексеевич [9.1.1923, Кременчуг — 15.12.1994, Харьков] — поэт. Читатели поздно узнали Чичибабина. Он долго был самиздатским поэтом, его имя было одним из символов стойкости и неподкупности отечественной литературы. Чичибабин родился на Украине. Отчим — военнослужащий; мать — в родстве со знаменитым химиком А.Е.Чичибабиным; поэт носил фамилию матери. Семья часто переезжала. Детство Чичибабина прошло в Кировограде, школу окончил в Чугуеве (1940). В 1942 был призван в армию, служил в авиационных частях Закавказского фронта. После демобилизации Чичибабин поступил на филологический факультет Харьковского университета. В 1946 был арестован «за антисоветскую агитацию», 5 лет отсидел в Вятлаге. Стихи, которые «не стыдно помнить», пишет с 1946 («Школьные коридоры, / Тихие, не звенят... / Красные помидоры / Кушайте без меня»). Выйдя на свободу (1951), окончил бухгалтерские курсы, зарабатывал на жизнь в трамвайно-троллейбусном парке Харькова, где числился мастером, кладовщиком, рабочим склада и т.д. («Я был простой конторской крысой, / Знакомой всем грехам и бедам, / Водяру дул, с вождями грызся, / Тишком за девочками бегал»). Первый сборник. стихов «Молодость» вышел в 1963 в Москве с помощью друзей Чичибабина. Далее в Харькове были изданы: «Мороз и солнце» (1963), «Гармония» (1965), «Плывет «Аврора» (1968). По словам Чичибабина, он не мог дать ни в одну из этих книг лучших стихов, часть опубликованных была изуродована. Чичибабин говорил, что «очень долго начинался» как поэт и действительно стал им, когда «решил, что будет свободным человеком... не будет писать с оглядкой на цензуру» (Вопросы литературы. 1994. №4. С.193). С 1968 Чичибабин перестают печатать. Свидетельство тяжелого кризиса — стихотворение «Сними с меня усталость, матерь Смерть...». В 1973 исключен из СП за стихи «Памяти Твардовского» («До кома в горле жаль того нам, / Кто был эпохи эталоном, / И вот, унижен, слеп и наг, / Лежал в гробу при орденах, / Но с голодом неутоленным, / На отпеванье потаенном, / Куда пускали по талонам, / На воровских похоронах»), «Солженицыну», «Галичу», «С Украиной в крови я живу на земле Украины...». После долгого перерыва, в годы перестройки, поэтические подборки Чичибабина появляются в «Огоньке» и в «Литературной газете» (1987, обе открываются стих. «Я груз небытия вкусил своим горбом...»). Это были стихи, «памятные давно, нужные давно, явившиеся только сейчас оглушенному всяческой гласностью читателю» (Леонович В. Колокольная молвь // Литературная газета. 1990. 21 февр.). Тогда же Чичибабин был восстановлен в СП. Лучшие стихи разных лет вошли в книгу «Колокол» (1989). Чичибабин считал ее «по-настоящему своей единственной книгой» и объяснял ее название как многоемкое: «Вероятно, тут и Лермонтов, и строчка Мандельштама... Самый первый, поверхностный план — гражданственный... Дальше — это религиозный смысл: колокол как нечто священное. Это еще и символ России... символ русской духовности» («Поверьте мне, пожалуйста» / беседу вела Т.Бек // Вопросы литературы. 1994. №4. С.193). Лирику Чичибабина отличает прямое и жесткое видение жизни. В стихах запечатлелся русский характер, отзывчивый к болям и бедам всех других народов, ко всем, «кто здесь гоним был» («Крымские прогулки» — о судьбе крымских татар, «Народу еврейскому», «Псалмы Армении» и др.). Чичибабин утверждает очищающую и просветляющую роль поэзии, ратует за поэзию общедоступную, демократическую, «бесплацкартную». В лирике Чичибабина выделяется жанр послания (среди адресатов — особенно любимый Б.Пастернак, наряду с ним также и В.Маяковский, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Цветаева). Аввакумовское начало, тяжелая поступь правдолюбия сочетаются у Чичибабина с растроганностью, нежностью в стихах о спасительной силе любви («Из сонетов Любимой»). «Гениальный графоман» (так назвал поэта А.Межиров, о чем поведал Чичибабин в стихотворении «Пребываю безымянным...»), Чичибабин в работе над словом был взыскателен и волен одновременно. Пронзительные по глубине и достоверности чувств стихи Чичибабина о вечном и бренном, о родине стали песнями, наиболее известная — «Тебе, моя Русь, не Богу, не зверю — / Молиться — молюсь, а верить — не верю...». За книгу «Колокол» Чичибабин был удостоен Государственной премии СССР за 1990. Чичибабин тяжело пережил распад Советского Союза. Продолжая жить в родном Харькове, не мог представить себя «русскоязычным» на Украине, посторонним, чуть ли не иностранцем — в Москве. Чичибабин — автор трагического стихотворения «Плач по утраченной родине» (первая публикация: Литературная газета. 1992. 22 апр.): «Судьбе не крикнешь: "Чур-чура. / Не мне держать ответ!" / Что было родиной вчера, / Того сегодня нет... / К нам обернулась бездной высь / И меркнет Божий свет... / Мы в той отчизне родились, / Которой больше нет». В последние годы жизни Чичибабин особенно часто приезжал в Москву, где у него всегда было много верных друзей, принимал участие в литературных вечерах, выступал с чтением стихов на радио и по телевидению. Успел порадоваться выходу в свет книги лирики, прозаично названной «Цветение картошки» (1994), в которой много новых посвящений современникам — А.Володину, 3.Гердту, Б.Окуджаве, раздумий о смысле жизни человека на земле: «Взрослым так и не став, покажусь-ка я белой вороной. / Если строить свой храм — так уж, ведомо, не на крови. / С той поры, как живу на земле неодухотворенной, / Я на ней прохожу одиночную школу любви». Чичибабин написал ряд эссе-размышлений о судьбах культуры: «Бывает ли свобода без культуры?» (Литературная газета. 1991. 16 янв.), «Идеал» (Литературная газета. 1990. 6 июня), «Просто, как на исповеди» (Дружба народов. 1993.№ 1) и др. Н.Б.Банк Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 651-653. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Колокол стихотворения М, 1989, Мои шестидесятые стихи Киев, 1990 / предисл автора «Выбрал сам», Цветение картошки. книга лирики М, 1994, В стихах и прозе. Харьков, 1995 Мороз и солнце. - Харьков, 1963; Гармония. - Харьков, 1965; Плывёт «Аврора». - Харьков, 1968; Цветные картошки: Книга лирики. - М., 1994; Стихи, проза, письма. - Харьков, 1998. Литература:Евтушенко Е. Кротость и мощь [предисл ] // Чичибабин Б. Колокол М, 1989, Леонович В. Колокольная молвь // Литературная газета 1990 21 февр, Шкловский Е. «Слепого века строгий поводырь » // Октябрь 1997 №1 Ковальджи К. Грань с гранью - не враги // Юность. - 1992. - № 1; Бек Т. Поверьте мне, пожалуйста: [Беседа] // Вопросы литературы. - 1994. - № 6; Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. - М., 1996; Банк Н. // Русские писатели, ХХ век. - Ч. 2. - М., 1998; Всему живому не чужой: Борис Чичибабин в статьях и воспоминаниях. - Харьков, 1999; Токкеа Д. Всему живому не чужой // Литературная Россия. - 2000. - 13 октября; Фризман Л. // Русские писатели 20 века. - М., 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |