Чичерин Борис Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чичерин Борис Николаевич

1828-1904

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Борис Николаевич Чичерин

 

Чичерин Борис Николаевич (26.V.1828 - 3.II.1904) - русский историк, теоретик государства и права, публицист, философ. Родился в селе Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье крупного помещика и откупщика. Окончил юридический факультет Московского университета (1849), любимый ученик Т. Н. Грановского. В 1853 году защитил магистерскую диссертацию на тему "Областные учреждения России в XVII в." (М., 1856) и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. С 1855 года активно участвовал в общественной жизни, вместе с К. Д. Кавелиным был инициатором и издателем политической рукописной литературы либерально-западнического направления. В 1856-1858 годы опубликовал в журналах "Русский вестник" и "Атеней" ряд статей по истории России ("Обзор исторического развития сельской общины в России", "Несвободные состояния в Древней Руси" и др.). Посылал в Лондон к А. И. Герцену статьи для "Голосов из России", в том числе "Письмо к издателю" (написано совместно с Кавелиным), которое явилось первым печатным программным выступлением идеологов умеренного либерализма. В сентябре 1858 года ездил в Лондон к Герцену, намереваясь изменить направление пропаганды Вольной русской типографии. Встреча завершилась появлением в "Колоколе" письма Чичерина под названием "Обвинительный акт" с ответом Герцена и полным разрывом Герцена с Чичериным, что явилось одним из этапов размежевания между демократизмом и либерализмом в русском общественном движении середины 19 века. В 1861-1868 годы - профессор Московского университета на кафедре государственного права. Восторженно встретил крестьянскую реформу 1861 года, охарактеризовав ее как "лучший памятник русского законодательства". Резко отрицательно относился к революционно-демократическому движению, особенно к деятельности Герцена и Н. Г. Чернышевского, называя ее "неистовым беснованием". Во время студенческих волнений осенью 1861 года требовал наведения порядка путем усиления репрессий. Являясь горячим поборником "разумного охранительства", Чичерин сформулировал политический принцип - "либеральные меры и сильная власть", сочувственно встреченный в правительственных кругах. Поддерживал реакционную политику царизма в отношении Польши и Польского восстания 1863-1864 годов. В 1866 году защитил в качестве докторской диссертации книгу "О народном представительстве", в которой доказывал неприемлемость для России того времени конституционного устройства; высказываясь за сохранение самодержавия, Чичерин лишь в далеком будущем признавал возможным установление идеально-правовой государственной системы в форме конституционной монархии. В 1868 году вышел в отставку и до 1882 года жил в селе Караул, занимаясь научной работой и участвуя в деятельности земства. Убийство Александра II квалифицировал как "страшную катастрофу" и считал, что после этого правительство должно придерживаться охранительных принципов, опираясь на "страну" в лице дворянской аристократии. В этих целях предлагал избрать от дворянства и земства представителей в Государственный совет. Чичерин выступал ярым защитником интересов дворянства, решительным противником революции, поборником постепенных улучшений путем реформ "сверху". В 1882 году избран московским городским головой, но в 1883 году был вынужден "по высочайшему повелению" уйти в отставку за речь (по случаю коронации Александра III), в которой царь ошибочно усмотрел намек на требование конституции. Последние годы жил в имении и писал "Воспоминания".

Чичерин был одним из основателей государственной школы в русской дворянско-буржуазной историографии. Отражая взгляды обуржуазившейся части помещиков и исходя из принципов правогегельянской философии, Чичерин придавал особое значение правовым отношениям, рассматривая через их призму исторический процесс, главной движущей силой которого в России он считал государство. При этом Чичерин исходил из анализа коренных (как ему казалось) различий географических условий России и Запада, что предопределило разные закономерности их исторического развития и особую роль государства в России, подчеркивал большую роль внешних факторов (набеги варягов, монголо-татарское завоевание, западноевропейские заимствования Петра I) в историческом развитии России. Чичерину принадлежит теория закрепощения и раскрепощения сословий правительством в общегосударственных интересах. Согласно этой теории государство в определенный период создало сословия и подчинило их себе, а затем, когда в ходе исторического развития выяснилось, что оно больше не нуждается в "постоянной, насильственной, пожизненной службе сословий", оно начало их постепенно раскрепощать. Обосновывая своей теорией необходимость отмены крепостного права путем реформы "сверху", Чичерин с позиций либерализма предлагал освободить крестьян с землей за выкуп и одновременно сохранить дворянское землевладение. Таким образом, Чичерин довел свои исторические построения до теоретического обоснования социально-политической программы дворянско-буржуазного либерализма. Эволюционируя вправо, Чичерин объективно отказался от признания органического закономерного развития истории, чем руководствовался в начале своей научной деятельности, обратившись к теории цикличности. Начав свои публицистические выступления с решительного осуждения социализма ("Письмо к издателю"), Чичерин в конце жизни обрушился на материализм и марксизм. Несмотря на ненаучность исторической концепции Чичерина, его исследования сыграли большую роль в развитии русской буржуазно-либеральной историографии. Его "Воспоминания" (кн. 1-4, М., 1929-34) являются ценным источником по истории общественной мысли и движения 40-80-х годов 19 века.

И. В. Порох. Саратов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Сочинения: Очерки Англии и Франции, М., 1858; Опыты по истории рус. права, М., 1858; История политич. учений, ч. 1-5, М., 1869-1902; Собственность и гос-во, ч. 1-2, М., 1882-83; Философия права, М., 1900; Курс гос. науки, ч. 1-3, М., 1894-98.

Литература: Чернышевский Н. Г., Чичерин как публицист, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1950; Гульбинский И., Б. Н. Чичерин. Биобиблиографии, очерк, "Библиографии, известия", 1914, No 1-2; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, (М.), 1941; Цаголов Н. А., Очерки рус. экономия, мысли периода падения крепостного права, М., 1956; (Иллерицкий В. Е.), Гос. школа в рус. историографии, в кн.: Историография истории СССР, 2 изд., М., 1971; Розенталь В. Н., Идейные центры либерального движения в России накануне революц. ситуации, в кн.: Революц. ситуация в России в 1859-1861, М., 1963; Порох. И. В., Полемика Герцена с Чичериным и отклик на нее в "Современнике", в кн.: Историографич. сб., No 2, (Саратов), 1965; Китаев В. А., От фронды к охранительству, М., 1972.


Вернуться на главную страницу Б.Н. Чичерина

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС