Чичерин Борис Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чичерин Борис Николаевич

1828-1904

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Борис Николаевич Чичерин

 

Чичерин Борис Николаевич [26.5(7.6).1828, Тамбов,—3(16).2.1904, с. Караул Тамбовской губ.], русский философ-гегельянец, теоретик государства и права, историк, публицист и общественный деятель. С середины 1850-х годов Чичерин — один из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении. Крупнейший представитель правого гегельянства в России, Чичерин выступал как против позитивизма («Положительная философия и единство науки», 1892), так и против мистических теократических идей Вл. Соловьёва. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой» и др.), которая стала у него в целом не методом получения нового знания, а только средством систематизации существующего. Ставя религию как форму конкретного постижения выше философии как формы абстрактного созерцания, Чичерин намечал переход к религиозной философии («Наука и религия», 1879). Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет противоречие системы Чичерина, сказавшееся прежде всего в его социальной этике. Чичерин стремился разделить сферы нравственности и права; как гарантия личной свободы право является ограничением внешней свободы. Идеальная форма правового государства для Чичерина — конституционная монархия. Он отстаивал принцип частной собственности и невмешательства государства в экономику. Взгляды Чичерина явились источником идеологии кадетов.

В историографии — один из основателей так называемой юридической (государственной) школы, исходящей из ведущей роли государства и юридических форм в историческом процессе.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: История политических учений, ч. 1—5, М.. 1869—1902; Мистицизм в науке, М., 1880; Собственность и государство,ч. 1—2,М., 1882— 1883; Основания логики и метафизики, М., 1894; Курс гос. науки, ч. 1—3, М., 1894—98; Философия права, М., 1900; Вопросы философии, М., 1904; Воспоминания, [т. 1—4, М.], 1929—34.

Литература: Гульбинский И., Б. Н. Чичерин, Биобиблиографий, очерк, «Библиографич. известия», 1914, .1Mb 1—2; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 387—95; Зорькин В. Д., Из истории бурж.-либеральной политич. мысли России 2-й пол. 19 — нач. 20 в. (Б. Н. Ч.), М., 1975.


Вернуться на главную страницу Б.Н. Чичерина

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС