Чичагов Василий Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чичагов Василий Яковлевич

1726-1809

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Василий Яковлевич Чичагов

 

Чичагов Василий Яковлевич (1726 - 1809, Петербург) - военно-морской деятель. Происходил из древнего дворянского рода. Учился в Школе навигацких наук, после которой продолжил образование в Англии. Начал службу на флоте в 1742. В 1752 произведен в штабс-офицеры. Возглавил экспедицию 1765 - 1766 по отысканию Северного морского пути через Арктический бассейн к берегам Камчатки, организованную по инициативе М.В. Ломоносова. Две предпринятые попытки Чичагова из-за тяжелых льдов не увенчались успехом, но экспедиция собрала большой материал о природе Гренландского моря, составила подробные карты. Во время русско-турецкой войны 1768 - 1774 командовал отрядом Донской флотилии, оборонявшей Керченский пролив. За совершенные 20 морских кампаний в 1775 был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегий. В 1782 стал адмиралом. Командовал Балтийским флотом во время русско-шведской войны 1788 - 1790. С 1797 находился в отставке. Чичагов - отец адмирала П.В. Чичагова.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.


Чичагов Василий Яковлевич (28.11.1726 - 4.IV.1809) - русский военно-морской деятель, адмирал (1782). Образование получил в школе навигацких наук в Москве и в Великобритании. На флоте с 1742 года. В 1764 году назначен начальником экспедиции для отыскания морских пути через Северный Ледовитый океан и Берингов пролив на Камчатку. В 1765 и 1766 годы пытался пройти по намеченному маршруту, но из-за тяжелых льдов был вынужден в районе острова Шпицберген вернуться обратно в Архангельск. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 в 1773-1774 годов командовал отрядом Донской флотилии, оборонявшей Керченский пролив. С 1775 года - член Адмиралтейств-коллегий. Во время русско-шведской войны 1788-1790 годов командовал Балтийским флотом. С 1797 года в отставке.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.


Чичагов Василий Яковлевич (28.2.1726-4.4.1809), адмирал. Из дворян Костромской губернии. По окончании курса в Морском училище учился в Англии. 10.4.1742 зачислен во флотскую службу гардемарином. В 1744 назначен состоять при Ревельской береговой команде; через год произведен в мичманы. С 1751 - корабельный секретарь. В 1754 произведен в лейтенанты. В 1757 совершил свое первое плавание на фрегате «Св. Михаил», отправленном «по секретной комиссии» в Зунд. В 1758 получил чин капитан-лейтенанта, через четыре года - капитана 2-го ранга. В 1764 в чине капитана 1-го ранга командовал кораблем «Ревель». Назначенный в 1764 помощником главного командира Архангельского порта, он дважды (в 1765 и 1766) совершал с тремя кораблями из Колы «секретную экспедицию» для отыскания «морского прохода Северным океаном в Камчатку», но из-за льдов мог достичь только 80 градусов 21 минута с.ш. В 1768 назначен главным командиром Архангельского порта. В 1770, получив чин контр-адмирала, был вызван в Санкт-Петербург. В том же году командовал эскадрой, достиг острова Готланд, а по возвращении был назначен главным командиром Ревельского порта. В 1771 совершал плавания в Балтийском море, в 1772, командуя тремя кораблями, ходил в Средиземное море. По возвращении в Санкт-Петербург в октябре 1772 был награжден орденом Св. Анны. В 1773 назначен главным командиром Кронштадтского порта и, командуя кронштадтской эскадрой, крейсировал до острова Готланд. В 1773 был командирован в Донскую экспедицию, участвовал в боевых действиях в Керченском проливе. Был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. 10.6.1775, в день празднования Кючук-Кайнарджийского мира, был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегий. В 1782 получил чин адмирала и был награжден орденом Св. Александра Невского. В 1788 вновь исполнял обязанности главного командира Ревельского порта. После смерти адмирала С. К. Грейга, Чичагову поручено главное начальство над флотом в войне со шведами (1789-1790). 15.7.1789 одержал победу над более сильным неприятельским флотом близ острова Эланда. 2.5.1790 шведский флот, состоявший их 26 линейных кораблей и др. судов, напал на русскую эскадру на Ревельском рейде. Чичагов, командовавший русской эскадрой, одержал победу и был награжден орденом Св. Андрея Первозванного и получил свыше 1300 душ крестьян в потомственное владение. После соединения в мае 1790 ревельской эскадры с кронштадтской эскадрой вице-адмирала А.И. Круза, Чичагов блокировал шведский флот в Выборгской губе и при попытке последнего прорваться нанес ему решительное поражение, за что был награжден орденом Св. Георгия 1-го класса, шпагой, украшенной алмазами, и более 2 тыс. душ крепостных. Екатерина II пожаловала ему также дворянский герб. С воцарением Павла I Чичагов в 1797 был уволен от службы; последние годы жил в Санкт-Петербурге. Его сын Павел Васильевич Чичагов (27.6.1767-10.9.1849), адмирал (1807), В 1802-1811 -министр морских сил, генерал-губернатор Молдавии и Валахии.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.


Чичагов Василий Яковлевич - единственный моряк - кавалер ордена Св. Георгия I степени. В.Я. Чичагов проводил в жизнь необычную тактику: принимал атаку противника на выгодной позиции, чтобы одерживать победы малой кровью.

Родился будущий адмирал 28 февраля 1726 года в небогатой семье под Костромой. Получил домашнее воспитание и образование. Потом окончил Навигацкую школу в Москве. Морскую службу начал гардемарином, прошел все младшие офицерские чины на Балтийском флоте, отличился в Семилетней войне, выполняя ответственные поручения. Затем он служил в Архангельске. В 1765-1766 годах моряк руководил секретной экспедицией, которая на трех небольших судах дважды пыталась пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном. Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона. Сплошные льды не позволили продвинуться далее. Разумеется, плавания в те годы и не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда с экипажами от кромки вековых льдов к родным берегам. Более того, капитан бригадирского ранга доказал, что такая задача невыполнима для деревянных парусников.

Став главным командиром Архангельского порта, Чичагов боролся со злоупотреблениями среди чиновников и моряков. После начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов он старался увеличить возможности верфей, предложив закладывать сразу по 6 кораблей вместо 4. Построенные архангельцами корабли шли на Балтику. В 1770 году туда же вызвали произведенного в контр-адмиралы Чичагова. Он обучал экипажи для кораблей Балтийского флота, в 1772 году одну из подготовленных эскадр провел без потерь на Средиземное море. Вернувшись, стал главным командиром сначала Ревельского, затем Кронштадтского порта. Благодаря его стараниям и последняя ушедшая на Средиземное море эскадра благополучно достигла цели.

Боевое крещение в качестве флагмана контр-адмирал Чичагов получил на Черном море. Весной 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом крейсировала у входа в Керченский пролив. 9 июня с русской эскадры из 3 фрегатов и 2 “новоизобретенных” плоскодонных кораблей увидели турецкий флот. Чичагов пошел на сближение и обнаружил, что к охраняемому им проливу направляются 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 галер и шебек, несколько меньших судов под командованием адмирала. Заметив русскую эскадру, турки двинули на нее отряд из 7 фрегатов, 6 шебек и 4 галер. Остальные пытались прорваться в Керченский пролив. Контр-адмирал не поддался обману, повел отряд наперерез и преградил противнику путь, открыв огонь. Турки после перестрелки в сумерки отстали. Русские корабли развернулись в проливе. Вернувшаяся турецкая превосходящая по силам эскадра заняла позицию у входа, пыталась атаковать, но ее нападения были отражены.

Адмирал Чичагов, между войнами командовавший эскадрами на Средиземном и Балтийском морях, в начале русско-шведской войны 1788-1790 годов временно оказался не у дел. Весной 1789 года Екатерина II вверила ему командование Балтийским флотом, силы которого стояли в Ревеле, Кронштадте и Копенгагене. Адмирал столкнулся с неприспособленностью Ревеля как базы. На прибывшей из Кронштадта эскадре было много новобранцев. Василий Яковлевич, несмотря на нетерпеливые указы из столицы, задерживал выход в море, стараясь обучить экипажи для похода и боя. Только 2 июля его флот выступил и 6 июля вел сражение со шведским у острова Эланда. Следуя своей тактике, Чичагов не атаковал неприятеля, а вел перестрелку и ожидал подхода копенгагенской эскадры, чтобы зажать противника с двух сторон превосходящими силами. Но шведы укрылись в Карлскроне (Карлскруне). Господство на море перешло к русским. Чичагов увел флот к своим берегам и, сберегая корабли, ограничивался блокадой, разведкой, охраной судоходства и поддержкой гребного флота, действовавшего в шхерах. Это была вполне разумная стратегия, хотя императрица и рассчитывала на более эффектные победы. Но пассивность сухопутных сил в Финляндии не позволила воспользоваться успехом на море, и весной 1790 года Густав III вновь перешел в наступление. Он хотел разбить русские эскадры по очереди, высадить десант у Ораниенбаума и диктовать требования русскому двору.

Уже 6 марта два шведских фрегата совершили набег на Балтийский порт (Палдиски), высадили десант, уничтожили запасы, заклепали пушки недостроенной крепости и ушли ранее, чем прибыли подкрепления из Ревеля. Это предупреждение Чичагов воспринял весьма серьезно, ибо Ревельский порт не имел иной защиты, кроме боевых кораблей. Пользуясь бездействием главных сил вражеского флота, адмирал принял меры для отражения возможного нападения. Посты на маяках, высланные в море отряды предупредили о приближении противника, и когда 1 мая шведский флот появился у Ревеля, Чичагов был готов к встрече с ним.

Недостаток людей исключал сражение в открытом море, тем более против вдвое превосходящих сил противника. Адмирал решил принять бой на якоре, превратив корабли в деревянные бастионы. Он построил эскадру в три линии. Первую составили 10 кораблей и фрегат, за ее разрывами встали 2 бомбардирских корабля и 4 фрегата, третью линию составили 7 катеров; кроме того, из ворот гавани могли действовать канонерские лодки, а в ее глубине оставались 2 брандера и вспомогательные суда. Правый фланг линии опирался на отмели, левый - на орудия Ревельской крепости. Обойти с фланга и взять в два огня русские корабли, стоявшие на небольших расстояниях, шведы не могли, и им пришлось напасть с фронта.

Шведское командование решило атаковать русскую эскадру, не вставая на якорь. Предстояло линию из 21 корабля и 6 линейных фрегатов ввести на рейд в направлении русского левого фланга, поворачивать на восток и проходить вдоль всего фронта, обстреливая его на ходу. Но качка привела к тому, что большинство шведских снарядов не достигало цели, а русские моряки стреляли как на учениях. В итоге боя несколько шведских кораблей получили значительные повреждения, один сел на камни и был сожжен шведами, а второй сдался. Потери ревельской эскадры составили только 9 убитых и 27 раненых. Увидев безуспешность атаки, герцог Карл приказал отвести еще не бывшие в бою корабли. Его флот крейсировал у Наргена, не решаясь повторить нападение, пока не последовал приказ короля идти для прикрытия гребного флота у Выборга.

Чичагов после Ревельского сражения принял меры для подготовки соединения с кронштадтской эскадрой вице-адмирала А.И. Круза, чтобы нанести удар с двух сторон противнику, угрожавшему столице. 17 мая ревельская эскадра вышла к Наргену, а 23 мая, получив указание императрицы, отправилась на соединение с Крузом. В случае встречи с превосходящими неприятельскими силами адмирал предполагал занять позицию между островами и принять бой на якоре. В ночь на 26 мая он так и поступил, а утром соединился с Крузом, который в двухдневном Красногорском сражении 23-24 мая сдержал натиск превосходящих сил шведского флота. Русские эскадры заблокировали шведский флот, по приказу короля укрывшийся в Выборгском заливе. Вновь противник был изгнан с моря. Но его необходимо было добить.

Из залива, где стояли шведские корабельный и гребной флоты, несколько фарватеров между островами и мелями вели на запад, юг и восток. Флот Чичагова развернулся против шведского. Почти месяц адмирал сжимал блокаду, хотя из столицы его и торопили. Русские корабли оттеснили шведские вглубь залива. Отдельные отряды заняли все проходы на юге и западе, наблюдали за Березовым зундом, в котором должны были действовать задерживавшиеся гребные суда вице-адмирала К.Г. Нассау-Зигена. Чичагов рассчитывал атаковать с фронта, тогда как гребной флотилии следовало напасть с востока, а гребным судам Т.Г. Козлянинова из Выборга - ударить в тыл. Однако подготовленное наступление сорвалось по вине Нассау-Зигена, который достиг Березового зунда только 21 июня и сразу перешел в наступление, не предупредив Чичагова и не дав отдыха гребцам. К ночи 22 июня, когда установился удобный для шведов ветер, его команды прекратили натиск.

Оказавшийся в безвыходном положении Густав III решился на отчаянный прорыв. Он направил через западный фарватер кильватерную колонну кораблей и фрегатов. Путь ей должны были расчистить брандеры. Вслед за кораблями ближе к берегу должны были самостоятельно прорываться в шхеры гребные суда. Утром, пока уставшие гребцы Нассау-Зигена отдыхали, шведские гребные суда отошли к своим главным силам, а часть их демонстративно атаковала правый фланг русской линии, отвлекая внимание от фланга левого, где корабельный флот с потерями прорывался сквозь отряды контр-адмиралов И.А. Повалишина и П.И. Ханыкова в западном проходе. Больше всего потерь шведам нанесли их брандеры: от их огня погибли корабль и фрегат. Несколько судов сели на мель и сдались.

Чичагов первоначально наблюдал, в какую сторону направятся шведы. Он дал сигнал Козлянинову начать атаку с тыла, затем подкрепил отряды Ханыкова и Повалишина и, наконец, когда шведы прорвались, повел главные силы в преследование. Первоначально он приказал своим легким судам атаковать и брать вражеские гребные суда, оказавшиеся в море беспомощной добычей. Увидев, что из-за Березовых островов появляется гребная флотилия, адмирал решил, что Нассау-Зиген и Козлянинов возьмут на себя пленение королевского гребного флота. Он собрал все парусные корабли и устремился за уходившим к Свеаборгу шведским флотом. Несмотря на то что адмирал вышел из Выборгского залива в числе последних, он оказался среди передовых преследующих. За время погони были взяты два шведских корабля, а остальные укрылись под батареями Свеаборга. Чичагову оставалось только организовать наблюдение за портом, чтобы в нужный момент вывести главные силы. Вновь адмирал добился нейтрализации противника с относительно небольшими потерями, которые с лихвой компенсировали трофеи.

Тактика В.Я. Чичагова в известной степени была вынужденной. Постоянная острая нехватка опытных матросов заставляла избегать решительного боя. Более того, адмирал порицал С.К. Грейга за то, что тот с неподготовленной эскадрой атаковал шведов у Гогланда. Последнее свидетельствует, что оборонительная тактика не была случайностью, а вполне обдуманным методом, позволявшим компенсировать с помощью местных прикрытий недостатки подготовки экипажей. В частности, занимая позицию между островами, Чичагов готовился к нападению всего неприятельского флота; если бы шведы направились к Кронштадту, он был готов применить второй тактический прием: зажать противника между двумя эскадрами и разгромить, уже обладая превосходством в силах и положении.

За Ревельское сражение Чичагова наградили орденом Св. Андрея Первозванного. После Выборгского - он стал первым моряком, удостоенным ордена Св. Георгия 1-й степени. Императрица одарила его поместьями в Белоруссии. Это было хоть и запоздалым, однако достойным признанием заслуг В.Я. Чичагова.

В последующие годы В.Я. Чичагову не довелось командовать в сражениях, ибо на Балтике у русского флота соперников не осталось. Одно движение эскадр, выводимых адмиралом в море, было настолько внушительным, что никто не решался противодействовать им.

При Павле I Василий Яковлевич выступил против самодурства самодержавного генерал-адмирала, вышел в отставку и жил в имении как под арестом. Император не разрешал опальному флотоводцу приезжать в столицу. Умер адмирал 4 апреля 1809 года и торжественно похоронен на кладбище при Александро-Невской лавре. Из десяти его сыновей большинство служило на флоте, а Павел Васильевич Чичагов стал морским министром, немало сделавшим для укрепления флота.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/


Чичагов Василий Яковлевич [28.2(11.3). 1726 — 4(16). 4. 1809, Петербург], рус. мореплаватель адмирал (1782). Учился в школе математич. и навигац. наук, продолжил образование в Англии. На флоте с 1742. С 1764 нач-к экспедиции для отыскания мор. пути из Архангельска через Сев. Ледовитый ок. к берегам Сев. Америки, затем на 3. и через Берингов прол. (где экспедиция должна была встретиться с отрядом П. К. Креницына) к Камчатке. В 1765 экспедиция достигла 80°26' с. ш. к С.-З. от Шпицбергена, но из-за тяжёлых льдов возвратилась в Архангельск. Во время второй попытки в 1766 рус. морякам удалось достичь 80°30' с. ш. В рус.-тур. войне 1768—74 Ч. в 1772—74 командовал отрядом кораблей Донской флотилии, оборонявшей Керченский прол. С 1775 чл. Адмиралтействколлегий. В период рус.-швед, свойны 1788— 1790 командовал Балт. флотом, руководя его действиями в сражениях при Эланде, Ревеле и Выборге, С 1797 в отставке. Именем Ч. названы: острова в архипелаге Новая Земля, остров в архипелаге Александры у берегов Сев. Америки, залив и мыс о. Науку-Хива в Юж. Полинезии, мыс на о. Кюсю и гора на о. Шпицберген.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8: Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.


Исторический анекдот:

В 1789 и 1790 годах адмирал (В. Я.) Чичагов одержал блистательные победы над шведским флотом, которым командовал сначала герцог Зюдерманландский, а потом сам шведский король Густав III. Старый адмирал был осыпан милостями императрицы (...). При первом после того приезде Чичагова в Петербург императрица приняла его милостиво и изъявила желание, чтобы он рассказал ей о своих походах. Для этого она пригласила его к себе на следующее утро. Государыню предупреждали, что адмирал почти не бывал в хороших обществах, иногда употребляет неприличные выражения и может не угодить ей своим рассказом. Но императрица осталась при своем желании. На другое утро явился Чичагов. Государыня приняла его в своем кабинете и, посадив против себя, вежливо сказала, что готова слушать. Старик начал... Не привыкнув говорить в присутствии императрицы, он робел, но чем дальше входил в рассказ, тем больше оживлялся и наконец пришел в такую восторженность, что кричал, махал руками и горячился, как бы при разговоре с равным себе. Описав решительную битву и дойдя до того, когда неприятельский флот обратился в полное бегство, адмирал все забыл, ругал трусов-шведов, причем употреблял такие слова, которые можно слышать только в толпе черного народа. «Я их... я их...» — кричал адмирал. Вдруг старик опомнился, в ужасе вскочил с кресел, повалился перед императрицей...

— Виноват, матушка, Ваше императорское Величество...

— Ничего, — кротко сказала императрица, не дав заметить, что поняла непристойные выражения, — ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею.

Она так простодушно говорила это, что старик от души поверил, опять сел и докончил рассказ. Императрица отпустила его с чрезвычайным благоволением.

Русская Старина, 1874. Т. X, с. 775—776.


Литература:

Архив адмирала П.В. Чичагова. СПб., 1885. Вып. 1;

Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 1. М., 1956;

Соколов А. Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова. Спб., 1854. 

Скаченко Н.Г. О неизвестной карте В.Я. Чичагова 1765 г.// Вестник Моск. ун-та. Сер. 5: География. 1961. N 5.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС