Чернышевский Николай Гаврилович |
|
1828 - 1889 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Гаврилович Чернышевский
Социалист-утопистНиколай Чернышевский (1828-1889). 1870 год. Кабинет Маркса в его лондонской квартире. Хозяин не спеша расхаживает по кабинету. В кресле — его молодой друг из России Герман Лопатин. Недавно он бежал из-под ареста на родине. Разговор идет о Чернышевском. По словам Маркса, «Чернышевский представляет единственного действительно оригинального мыслителя... его сочинения полны оригинальности, силы и глубины мысли... русские должны стыдиться того, что ни один из них не позаботился до сих пор познакомить Европу с таким замечательным мыслителем... политическая смерть Чернышевского есть потеря для ученого мира не только России, но и целой Европы...». Этот разговор, неоднократно возобновлявшийся, и привел Лопатина к мысли организовать побег Чернышевского, отбывавшего каторгу в далеком Забайкалье. Отец Николая Гавриловича Чернышевского, учитель духовной семинарии, потом саратовский священник, отличавшийся высокой образованностью, сам готовил сына в семинарию по всем предметам, причем так, чтобы мальчик привык заниматься самостоятельно, чтобы умел сам искать и находить решения. И тот усвоил эти уроки на всю жизнь. Окончив в 1845 г. Саратовскую семинарию, Николай весной следующего года отправляется в Петербург — поступать в университет, на историко-филологическое отделение. Четыре университетских года... Они приходятся на сложное время: пожары, вызванные засухой, неурожай, голод в России, эпидемия холеры. А в Европе — революция. Тяжелое положение народа и антикрепостнические настроения в России, революционные события на Западе в 1848—1849 гг. и оказали решающее влияние на становление молодого революционера. Чернышевский успешно занимается. Но его интересы — далеко за рамками официальной учебной программы: он углубленно изучает политическую экономию, немецкую философскую литературу, включая труды Гегеля и Фейербаха, читает Фурье и, конечно же, «Письмо Белинского к Гоголю», сочинения Герцена. Знаком он и с некоторыми петрашевцами. В те годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия,— убежденный революционер- демократ, социалист и материалист. По окончании университета в 1850 г. он некоторое время преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии, а в 1853 г. вернулся в Петербург. Два года спустя защищает знаменитую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Вскоре Чернышевский становится фактическим руководителем журнала «Современник». В стране складывается кризисная ситуация. Поражение царизма в Крымской войне, нарастающие антикрепостнические выступления крестьян делают неизбежным ликвидацию крепостного права. Но как это произойдет? Реформой сверху или в результате революции низов? Чернышевский разрабатывает политическую программу революционной демократии. «Современник» стал авангардом демократического движения. Чернышевский, как писал В. И. Ленин, «умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей». * 1861 год. Оглашается царский манифест об отмене крепостного права, начинается осуществление реформы, которую Маркс и Энгельс назвали «жульнической проделкой». Деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах, крайнюю напряженность. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», Чернышевский является его несомненным вдохновителем. Недаром же Маркс и Энгельс называли его «главой революционной партии». Летом 1862 г., в пору печально известных петербургских пожаров, использованных полицией как повод для расправы с нигилистами, издание «Современника» было запрещено. Пока — на восемь месяцев. За квартирой Чернышевского установлено наблюдение. 7 июля его арестовывают. Петропавловская крепость. Несмотря на ухудшающееся здоровье, Чернышевский напряженно работает: пишет роман «Что делать?», другие произведения. Специалистами подсчитано: за 22 месяца он написал свыше 200 печатных листов научного и художественного текста (включая переводы). Построив обвинение на грязных фальшивках, лживых свидетельствах, власти выносят в феврале 1864 г. суровый приговор: семь лет каторжных работ в рудниках и вечное поселение в Сибири с лишением всех прав состояния «за злоумышление к ниспровержению существующего порядка, за принятие мер к возмущению и за сочинение возмутительного воззвания «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». 19 мая 1864 г. на Мытнинской площади в Петербурге состоялась «гражданская казнь» Чернышевского, собравшая около трех тысяч человек. Уже на другой день его отправляют в далекий путь. Почти на два десятилетия он оказывается заживо погребенным в Сибири. По окончании срока каторжных работ его переводят (и то не сразу, а со значительной задержкой) в Вилюйский острог — за сотни километров на северо-запад от Якутска. Когда представлялась хотя бы малейшая возможность, Чернышевский работал. Среди его по счастью сохранившихся работ — роман «Пролог», который, проделав долгий путь, в конце концов попал за границу и был напечатан П. Л. Лавровым в 1877 г. Революционеры неоднократно предпринимали попытки освободить «заживо погребенного»: в 1868 г.— участники петербургского студенческого кружка, в 1871-м — Г. А. Лопатин, в 1875 г.— И. И. Мышкин. Были и другие смельчаки. Но смелые планы реализовать не удавалось. Только в 1883 г. Чернышевскому было дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань. В июне 1889 г. ему разрешили переехать в Саратов. 29 октября того же года Николай Гаврилович умер. «Вряд ли кого-нибудь Владимир Ильич так любил, как любил Чернышевского,— говорила Н. К. Крупская.— Это был человек, к которому он чувствовал какую-то непосредственную близость и уважал его в чрезвычайной мере. Я думаю, что между Чернышевским и Владимиром Ильичем было очень много общего». Примечания * Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 175. Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 427-430. Вернуться на главную страницу Чернышевского.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |