Чернышевский Николай Гаврилович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чернышевский Николай Гаврилович

1828 - 1889

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Гаврилович Чернышевский

Чернышевский Николай Гаврилович (12(24).07.1828, Саратов - 17(29). 10.1889, там же) - публицист, философ, писатель, литературный критик, теоретик утопического социализма. Родился в семье саратовского священника, происходившего из крепостных с. Чернышева Пензенской губернии, от его названия ведет происхождение фамилии Чернышевский. Как философ-материалист сложился по окончании историко-филологического отделения Петербургского университета, преодолев религиозные воззрения периода обучения в саратовской духовной семинарии. (Первоначальное решение было - поступить на восточное отделение университета.) Сохранившиеся семинарские сочинения Чернышевского («О сущности мира», «Обманывают ли нас чувственные органы», «Смерть есть понятие относительное») свидетельствуют о том, что в юности он разделял теистические воззрения.

Политическая радикализация произошла у него ранее, чем переход к идеям материализма. В студенческом дневнике (1848) отмечал сосуществование в его сознании социалистических и христианских воззрений, сознавая, однако, что они «мало клеятся». Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII- XVIII веков, трудов естествоиспытателей - Ньютона, Лапласа, Лаланда и других, идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха.

Внимание Чернышевского к проблеме человека впервые пробудили профессор Петербургского университета А. В. Никитенко и А. А. Фишер - сторонники антропологического идеализма. Первую известность ему принесла магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в которой изложены главные положения его «реалистической эстетики». В противоположность гегелевскому пониманию прекрасного, утверждавшему, что реальная действительность с эстетической точки зрения мимолетна, не имеет непреходящей ценности для искусства, Чернышевский утверждал, что «прекрасное и возвышенное действительно существуют в природе и человеческой жизни», но существуют они не сами по себе, а в связи с человеком. «Прекрасное есть сама жизнь», причем не в том смысле, что художник должен принимать действительность как она есть, в т. ч. в ее уродливых проявлениях, а сообразуясь с правильными понятиями о ней, вынося приговор отрицательным социальным явлениям. Впоследствии эти идеи Чернышевского были положительно оценены В. С. Соловьевым, находившим в них определенное созвучие (но не совпадение) с теургической концепцией искусства.

В 60-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы руссого философского материализма (Добролюбов, Писарев, Шелгунов, П. А. и А. А. Серно-Соловьевичи и др.). Главное философское сочинение Чернышевского — «Антропологический примат в философии» (1860). В нем изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистическою монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положения о материальном единстве мира, объективном характере законов природы, используя данные естественных наук.

Принципом философского воззрения на человека, по Чернышевскому, служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма, Он считает, что если бы в человеке была какая-то иная натура, сущность, чем та, которую мы наблюдаем и знаем, то она как-нибудь проявила бы себя. Но этого не происходит, значит, какой-либо другой натуры в человеке нет. Чернышевский выдвинул положение о социально-политической детерминированности философии, подчеркивал, что «всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся за преобладание над обществом» (Избр. филос. соч. Т. 3. С. 163).

Антропологический материализм Чернышевского подверг критике Юркевич. В статье «Из науки о человеческом духе» (1860) он отрицал возможность философского объяснения человека с помощью только данных естествознания. Юркевич не согласен прежде всего с материалистической идеей единства человеческого организма. Человеческое существо, по Юркевичу, всегда будет рассматриваться двояко: в опыте внешнем познается его тело и органы, в опыте внутреннем - психические переживания. В работе «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858) Чернышевский формулирует диалектический «закон вечной смены форм». Действие его прослеживается во всех сферах бытия и иллюстрируется «физическими», «нравственными» и «общественными» фактами. Начиная с анализа явлений физической природы, Чернышевский показывает, что развитие в ней характеризуется «длинной постепенностью». В обществе оно протекает сложнее, поэтому у людей имеется несравненно больше шансов для того, чтобы «при благоприятных обстоятельствах переходить с первой или второй ступени развития прямо на пятую или шестую».

Таким образом, он доказывал возможность перехода к социализму, минуя капитализм, используя существующий в России институт крестьянской общины. Учение Чернышевского о морали - «разумный эгоизм» противостоит как аскетизму и ригоризму, так и утилитаризму и гедонизму. «Разумность» эгоизма заключается в данном случае в подчеркивании преобладания общего интереса над частным, в отстаивании моральных приоритетов «простолюдина». Идеи Чернышевского оказали значительное влияние на формирование «традиционного миросозерцания левой интеллигенции» (Бердяев), причем не только в России, но и в Европе. Его романом «Что делать?», написанным в Петропавловской крепости, зачитывались мн. поколения революционеров в России, Европе и Америке.

Особую известность русскому мыслителю принесло его политическое мученичество - арест по ложному обвинению, заключение (1862), осуждение на каторгу и пожизненную  сибирскую ссылку. В советское время Чернышевскому было посвящено наибольшее число историко-философских исследований, о т. ч. более 150 диссертаций. Среди них было много откровенно конъюнктурных работ, стремившихся представить Чернышевского в качестве «предшественника марксизма» в России, хотя никакого влияния со стороны Маркса Чернышевский не испытал, всю жизнь оставаясь фейербахианцем. Вместе с тем несправедливы обвинения, которые выдвигались в русском послеоктябрьском зарубежье в адрес Чернышевского, возлагавшие на него историческую ответственность за послереволюционные неустройства XX века. Надо сказать, что Розанов, один из самых острых критиков русского нигилизма, отнюдь не ставил знака равенства между его представителями и Чернышевским. Он проницательно заметил, что насильственное исключение Чернышевского из общественной жизни было больше чем глупостью со стороны властей: «Не использовать такую кипучую энергию, как у Чернышевского, для государственного строительства - было преступлением, граничащим со злодеянием» (Розанов В. В. Уединенное. М., 1990. С. 31).

M. А. Маслин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 763-764.

Сочинения: Полн. собр. соч.: В 16т. М., 1939-1953; Избр. филос. соч.. В 3 т. М.; Л., 1950-1951.

Литература: Плеханов Г. В. Чернышевский. Спб., 1909; Стеклов Ю. М. Н. Г. Чернышевский. Его жизнь и деятельность. М., 1928. Т. [-2; Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский Научная биография. Саратов. 1978-1994. Ч. 1-4; Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. М., 1982; Паншин И. К. Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского // История русской философии. М., 2001; Randall F. В. N. G. Chernyshevskii. N. Y., 1961,ScanlanJ. Р. NicholasChemyshevsky and Pliilosoplncal Materialism in Russia // Journal of the History of Philosophy. Berkely and Los Angeles. 1970 Vol. VIII, № 1; Woerlin W. F. Chernyshevski. The Man and the Journalist. Cambridge (Mass.), 1971.


Вернуться на главную страницу Чернышевского.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС