Черепановы |
|
1774-1842 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович ЧерепановыЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич (1774-15.06.1842), Мирон Ефимович (1803-5.10.1849), русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых, Ефим Черепанов и его жена получили вольную в 1833, Мирон Черепанов и его жена — в 1836. В 1810-х Ефим Черепанов создал машиностроительный завод (Выйское механическое заведение), оснащенный полным комплексом металлорежущих станков, часть которых имела оригинальную конструкцию (особенно винторезные, зуборезный и продольно-строгальный). С 1822 и до конца жизни он работал гл. механиком всех нижнетагильских заводов. Мирон Черепанов вначале учился у отца, а в 1819 был назначен его помощником; после смерти отца — заменил его. Черепановы усовершенствовали оборудование доменного, железоделательного, медеплавильного, лесопильного, мукомольного и золотодобывающего производств. Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин, которые они настойчиво внедряли в производство. Всего, начиная с 1820, Черепановыми было построено ок. 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с. В 1833-34 они создали первый в России паровоз, а в 1835 — второй (более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи. Чугунная рельсовая дорога была проложена от Выйского завода до Медного рудника. Однако, несмотря на успешную работу паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано и паровозы заменили конной тягой. В таком виде дорога работала еще в н. XX в. Б.С.
Черепановы Ефим Алексеевич (1774, Выйский завод - 1842, Нижний Тагил) и Мирон Ефимович (1803, Выйский завод - 1849, Нижний Тагил) - механики и изобретатели. Происходили из приписных крестьян, принадлежавших семье уральских горнозаводчиков Демидовых. Е.Черепанов с юного возраста находился в работе на заводе, был обучен грамоте. Обладая выдающимися способностями, Е.Черепановы стал знатоком устройства и эксплуатации гидротехнических сооружений, водяных двигателей и в 1822 был назначен "по Нижне-Тагильским заводам главным механиком". Вместе с сыном М.Черепановым усовершенствовал доменное, медеплавильное и др. производства. Оба ездили в Англию и Щвецию, после чего изготавливали на заводе паровые машины, усовершенствовали золотопромывальную машину и др. В 1833 - 1834 отец и сын построили "сухопутный пароход", в 1835 сделали еще один и предложили сделать "чугунные колесопроводы" от Выйского завода до Медного рудника. Созданная Черепановыми опытная "чугунка" длиной 400 сажен (854 м) стала первой в России рельсовой линией с паровой тягой. Черепановы стали основоположниками отечественного паровозостроения, внесли значительный вклад в развитие горного дела, металлургии, гидротехники, машиностроения, инструментального дела, приборостроения. В 1833 Е.Черепанов, а в 1836 М.Черепанов получили за свои изобретения вольные. Однако паровозы Черепановых, несмотря на их успешную работу, сочли за благо заменить конной тягой. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Черепановы Ефим Алексеевич (1774 - 15.VI.1842) и Мирон Ефимович (1803 - 5.X.1849) - отец и сын, русские механики и изобретатели; крепостные заводчиков Демидовых. Ефим Черепанов с 1822 года - главный механик всех нижнетагильских заводов. Оба Черепановы бывали за границей (в Англии и Швеции), а также на лучших русских железоделательных заводах Москвы, Петербурга, Тулы. В 1833 году Ефиму Черепанову (и его жене), а в 1836 году - Мирону Черепанову за изобретательскую деятельность была дана вольная. Черепановы занимались усовершенствованием различных заводских механизмов, улучшением доменного, железоделательного, медеплавильного производства, добычи драгоценных металлов. Начиная с 1820 года, Черепановы изготовили около 20 паровых машин для заводских и транспортных нужд (мощностью от 2 до 60 лошадиных сил). В 1833-1834 годы Черепановы создали первый в России паровоз, а в 1835 году - второй, более мощный, для которых была проложена чугунная рельсовая дорога от рудника Медного до Выйского завода. Однако почин Черепановых не был поддержан и паровозы скоро перестали использоваться. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974. Литература:Виргинский B.C. Черепановы. Свердловск, 1987.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |