Хаустон Стюарт Чемберлен |
|
1855-1927 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Хьюстон Стюарт Чемберлен
Х.С.Чемберлен. Те, кто особенно восхищался нордидами и родственными им субрасами, были в большинстве своем менее точны, чем Лапуж, в определении терминов физической антропологии, этнического таксона, который они восхваляли. Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855—1927) не был исключением, хотя его «Germanen», конечно, включает в себя Homo europaeus, определенных Лапужем. Работа X. Стюарта Чемберлена, посвященная этнической проблеме, «Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts», была опубликована в 1899 г. (201, 202). Чемберлен был сыном адмирала британского флота. Он был болезненным мальчиком, поэтому его образование было поручено домашнему учителю-немцу. Позднее он изучал зоологию под руководством Карла Фогта в Женеве. Чемберлен приехал в Дрезден, где углубился в изучение музыки и философии Вагнера, на дочери которого впоследствии женился. Он был проникнут германской культурой и писал книги на языке своей новой родины. Получивший научное образование и, без сомнения, в своих взглядах находящийся под влиянием Фогта, он был фактически историком и писателем. Чемберлен считал написанную им биографию Иммануила Канта своей самой важной книгой. Воззрения Чемберлена, как он представляет их в «Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts» *, соответствовали историку, интересующемуся _____ * «Основы XIX века» — главная книга Х.С. Чемберлена. [095] преимущественно Европой и Ближним Востоком. Он хотел описать и объяснить XIX век в самых общих чертах, но, чтобы сделать это, он считает необходимым отступать во времена древних израильтян и посвятить примерно половину большой книги длительному периоду истории, что приводит его к эпохе, которую он намеревался описать. Его главной целью было превозносить достоинства и подчеркнуть значение германцев. Для этого он поместил начало Средневековья на несколько столетий раньше, чем обычно считается историками, и уменьшил значение, которое традиционно придается эпохе Возрождения. «Пробуждение германцев к их судьбе в мировой истории, — писал Чемберлен, — как основателей совершенно новой цивилизации и совершенно новой культуры, составляет этот поворотный момент: 1200 год может быть расценен как середина этого пробуждения». «Средние века», по Чемберлену, еще не закончились на момент публикации его книги. XIX век только часть длительного периода подготовки к новой эпохе. Люди, в первую очередь ответственные за расцвет «Средних веков» (в его использовании этого термина), были Germanen *. «Если Germanen не были единственными людьми, связанными с созиданием истории, они, во всяком случае, были самыми важными». К сожалению, Чемберлен использует слово Germanen в двух различных значениях, узком и широком. В данной книге я понимаю под названием Germanen разные североевропейские племена, которые появляются в истории как Kelten, Germanen и Slaven **, от которых, в основном, в неразрывном смешении — произошли люди современной Европы. Очевидно, что изначально они происходили из одной семьи — я представлю доказательства этого в главе VI, но Германцы в узком смысле слова, как его использует Тацит, проявили себя настолько выдающимися с интеллектуальной, моральной и физической сторон среди родственных им народов, что мы оправданы в использовании их имени как названия всей семьи. Позднее в книге он слегка смягчает сказанное. «В действительности я даже не ставлю обязательным условием кровное родство (между Kelten, Germanen и Slaven), но я делаю вывод о чрезвычайной запутанности этой проблемы». Он утверждает, однако, что славяне изначально были такими же по физическому типу, как и члены двух других групп, но они постепенно трансформировались в их нынешние формы, часто сильно отличающиеся от других. Также Чемберлен подчеркивает, что Germanen не обязательно всегда должны быть светловолосыми. Нет сомнений в том, что Чемберлен объединил в термине Germanen произвольный набор из нордидов, Osteuropids ***, альпинидов и динар- ____ * Германцы. ** Кельты, германцы и славяне. *** Восточноевропейская субраса. [096] цев. Можно допустить, что Чемберлен имел лишь ограниченные знания по физической антропологии, и, действительно, он не слишком интересовался этой темой и не был уверен в своих выводах. Значительная часть книги Чемберлена посвящена попыткам убедить читателя в том, что греки, римляне и евреи играли лишь незначительную роль в развитии европейской культуры. Он выражает сожаление по поводу растущего влияния евреев во власти, праве, науке, торговле, литературе и искусстве Европы. Присутствует некоторое сходство со взглядами Гобино в его убежденности во вредных эффектах от беспорядочного смешивания различных этнических таксонов. Он приписывает вину за падение Римской империи тому, что он называет «безрасовый хаос», хотя и не разделяет пессимистичные виды на будущее, присущие Гобино. Худший пример беспорядочного смешения различных этнических таксонов, на его взгляд, был Volkerchaos * на древнем Среднем Востоке. Тем не менее, он допускал, что межрасовые браки тех, кого он считал близко родственными народами — Germanen, Keltogermanen и Slavogermanen **, были естественны и даже полезны. «Раса, — писал Чемберлен, — это не непонятный феномен, она создается: физиологическим путем, через смешивание крови, появляющееся в результате скрещивания, психическим путем, через продолжительное влияние историко-географических условий, которые производят специфические, физиологические предрасположенности». Не ясно, предполагал ли Чемберлен, что воздействие факторов окружающей внешней среды может повлиять на генетическое качество «расы». Чемберлен считал, что евреи принципиально отличаются не только от Germanen, но и от индоевропейских народов в целом. «Dieses fremde Volk, — пишет он, — ...ewig fremd» ***. Трудно понять, зачем Чемберлен предпринимает столько усилий, чтобы приуменьшить интеллектуальные достижения еврейского народа. По его мнению, евреи «святыня чистокровной расы». Он рассматривал евреев как гибрид semitischen (Orientalid), syrischen (Armenid) и indoeuropaischen **** народов, но он восхищается евреями за их усилия сохранить свою породу, после того как она однажды была создана. Его антипатия к субрасам Orientalid и Armenid была слишком сильной, чтобы позволить ему сделать свободные от эмоций выводы. Тем не менее, Чемберлен был далек от симпатий крайним противникам евреев. В пространном введении к своей книге он отмечает, что попытка сделать евреев всеобщим козлом отпущения за все проблемы нашего времени была «очевидной, смешной и шокирующей». Вернувшись к этой теме в книге, он спрашивает, _______ * Смешение народов. ** Германцев, кельто-германцев и славяно-германцев. *** Этот странный народ всегда чужд. **** Семитов (ориенталидов), сирийцев (арменидов) и индоевропейцев. [097] должны ли мы оскорблять евреев, и отвечает, что так поступать «как минимум это было бы недостойно и необоснованно». В «Основах XIX века» много интересного и ценного. Очевидно, что это работа серьезного и вдумчивого человека, обладателя больших и подробных исторических знаний по его проблеме, но она дает слишком мало положительных характеристик средиземноморцев * и евреев, мало говорит об их достижениях. Автор произвольным образом связывает определенные субрасы вместе и противопоставляет их другим, не объясняя свои действия данными физической антропологии. Очевидно, Чемберлену в голову никогда не приходило, что нордиды (то есть, в узком смысле — Germanen) на самом деле довольно тесно связаны с Mediterranids **. С начала войны в 1914 г. Чемберлен твердо встал на сторону Германии и через два года был натурализован в качестве гражданина этой страны. Можно порадоваться за него, что он умер за несколько лет до того, как нацисты пришли к власти. ______ * Здесь — средиземноморской субрасе. ** Средиземноморская субраса. [098] Цитируется по изд.: Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 95-98. Вернуться на главную страницу Х.С. Чемберлена
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |