Челлини, Бенвенуто |
|
1500–1571 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
IGDA Челлини (Cellini), Бенвенуто (3.XI.1500 - 13.II.1571) - итальянский скульптор, ювелир, писатель. Работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме. Постоянными заказчиками Челлини были папы Климент VII, Павел III. В 1540 году перешел на службу к французскому королю Франциску I. В 1545 году вернулся во Флоренцию. Выполнял заказы герцога Козимо I Медичи. Автор художественных произведений, виртуозных по мастерству: статуй («Персей», 1545-54, Лоджия деи Ланци, Флоренция), барельефов («Нимфа Фонтенбло», 1545, Лувр), бюстов (Козимо Медичи, 1548, Национальный музей, Флоренция), ювелирных изделий (солонка Франциска I, 1539-1543, Художественно-исторический музей, Вена), медалей. Перу Челлини принадлежат поэтические сочинения, многочисленные письма и знаменитая автобиография - "La Vita" (написана в 1558-1566, опубликованы в 1728 году). Автобиография, много раз переиздававшаяся, переведенная на многие европейские языки, дает яркую картину быта, нравов эпохи; сам же автор предстает в ней как влюбленный в искусство художник, смелый и независимый в своих творческих дерзаниях, как одна из ярких фигур эпохи Возрождения. Л. М. Брагина. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974. Челлини, Бенвенуто (Cellini, Benvenuto) (1500–1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни – музыкантом. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III. В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант'Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул. В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился на Пьере ди Сальвадоре Париджи. Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции. Книга Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции является одним из самых замечательных произведений литературы 16 в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и еще несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562. В 18 в., после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728. Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как Исповедь блаженного Августина или Исповедь Руссо. На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передает ход мысли и переживания человека. Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он должен был представлять скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира. Вазари, например, писал, что Челлини – непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор. Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540–1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для облачений Климента VII. Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, – бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр). Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545–1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545–1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545–1548, там же); Ганимед (1548–1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок. 1562, Эскориал). Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас". Далее читайте:Исторические лица Италии (биографический справочник). Сочинения:Opere, v. 1-3, Mil., 1806-11; La vita..., (Roma), 1967; в рус. пер.- Жизнь Бенвенуто, сына Джованни Челлини, М., 1958. Литература:Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М., 1958 Виппер Б.Р. Бенвенуто Челлини. – В кн.: Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970. Дживелегов А. К., Очерки итал. Возрождения. Кастильоне. Аретино. Челлини, М., 1929; Fabietti E., Benvenuto Cellini, Mil., 1948.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |