Чарушин Евгений Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чарушин Евгений Иванович

1901-1965

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Евгений Иванович Чарушин

Чарушин Евгений Иванович [29.10(11.11).1901, Вятка —18.2.1965, Ленинград] — детский прозаик, художник.

Родился в семье архитектора-художника. «Когда мне было лет пятнадцать,— вспоминал Чарушин,— мои приятели организовали "Сопохуд" (Союз поэтов и художников); ...Я писал стихи, очень слабенькие, с величайшим трудом, все о тех же животных и о лесе, но эта работа над словом впоследствии пригодилась мне» (цит. по: Розанов И.— С.47). С 1922 по 1926 Чарушин обучался на живописном факультете Ленинградской Академии художеств. В 1924 Чарушин написал рассказы «У Ивана Ивановича» (опубликован в 1927), «Первый тетерев» (опубликован в 1930), «Облава» (опубликован в 1931). Первые публикации Чарушина состоялись в журналах «Чиж» и «Еж».

После окончания Академии художеств Чарушин работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата. Иллюстрировал книги В.Бианки, М.Пришвина, С.Маршака, Д.Мамина-Сибиряка, И.Соколова-Микитова и др. Уже в этих работах обозначилась характерная «чарушинская» манера в изображении зверей — полностью реалистическая и в то же время удивительно неожиданная; каждое животное притягивает к себе трогательной миловидностью, доверчивостью, незащищенностью. Эта же манера будет определять и литературный почерк Чарушина.

Первый сборник рассказов Чарушин «Волчишко и другие» увидел свет в 1931. Рассказы подкупали динамичным сюжетом, забавными ситуациями, живыми интонациями речи. Особенности мастерства Чарушина определяются его близостью к отечественной анималистической традиции. Однако Чарушин не стремится подчеркивать универсальность природного мира, как В.Бианки; с другой стороны, его лиризм, индивидуализированность образов не приводят автора и к полному слиянию с природой, как у М.Пришвина. Чарушин был мастером портрета — живописного и литературного. Его герои — наивные, озорные, неуклюжие зверята. Медвежата у Чарушина «мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые» («Медвежонок»); «оленята не больше кошки ростом... Ножки тонкие, вроде карандашей...» («Олешки»). В каждом рассказе выражено восхищение автора перед детской непосредственностью животных, входящих в мир. Как писал Чарушин в статье «Моя работа» (1939), он «любил изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже взрослый зверь».

Сборник Чарушина «Семь рассказов» (1935), «Никитка и его друзья» (1938), «Путешественники», «Маленькие рассказы» (оба — 1940), а также отдельные рассказы — «Как мальчик играл в доктора», «Лосенок», «Поразительный случай», «Удивительные приключения маленького охотника» (все — 1939), «Глупый мальчик», «Страшный рассказ», «Военная собака» (все — 1940) — продолжают галерею непревзойденных образов птенцов и зверят, но рядом с ними — уже не менее выразительные портреты людей, взрослых и детей. Выход в мир человеческой психологии расширил тематические рамки произведений Чарушина.

В 1945 Чарушин было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Продолжая писать и иллюстрировать свои рассказы, Чарушин создает сборник «Про Томку» (1957), где на первый план выступает параллель образов — мальчика Никиты и щенка Томки. Эти герои на ошибках, порой смешных, а порой и болезненных, учатся жить в этом мире и понимать его, каждый по-своему, но самое главное — понимать друг друга. Исследователи отмечают сказовую манеру повествования Чарушин, сложившуюся к этому периоду (Розанов И.— С.49). Краткая, динамичная фраза, емкий диалог, «нагнетание» глаголов и прилагательных помогают Чарушину создавать свои неповторимые произведения.

Интерес к природе и ее законам приводит Чарушина к созданию своеобразной художественной энциклопедии для дошкольников — «Моя первая зоология» (1942). Книга состоит из 3 разделов: «Животные жарких и холодных стран», где Чарушин объединил сведения об экзотических обитателях нашей планеты — жирафах, львах, пингвинах, слонах; «В лесу» — глава, повествующая о недалеких соседях — ежах, белках, медведях; «На нашем дворе» — о тех, кто рядом с человеком: кошках, собаках, свиньях, коровах. Описание, как всегда у Чарушина, дано крупным планом, лирично. Коротенькие рассказы о животных содержат самые необходимые сведения о них, написаны ярко и занимательно, с ориентацией на детское восприятие. Явлением самобытным и неповторимым остается творчество Чарушина с его тихим проникновенным голосом, зоркой кистью, уютно обустроившими художественный мир писателя.

Е.И.Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 633-634.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное. Киров, 1950;

Про больших и маленьких. М., 1960;

Рассказы / предисл. Гр. Гродненского. Л., 1971;

Тюпа, Томка и сорока. Л., 1989.

Литература:

Чарнецкий Я., Кузнецов Э. Евгений Иванович Чарушин. Л., 1960;

Розанов И. Современная детская литература: курс лекций. Минск, 1979;

Гродненский Г.Е. Чарушин — художник и писатель. Л., 1980;

Кузнецов Э. Звери и птицы Е.Чарушина. М., 1983;

Иачаревская И. Евгений Чарушин. К 90-летию со дня рождения писателя и художника // Детская литература. 1991. №11. С.79-80.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС