Цветаева Анастасия Ивановна |
|
1894-1993 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анастасия Ивановна ЦветаеваЦветаева Анастасия Ивановна (14(26).09.1894, Москва - 5.09.1993, Москва) - писательница, сестра поэтессы М. И. Цветаевой. Родилась в семье профессора-искусствоведа И. В. Цветаева, основателя Музея изящных искусств. После учебы в гимназии Цветаева поступила вольнослушательницей в Народный университет A. Л. Шанявского, где слушала лекции по философии Шпета и Г. А. Рачинского. Важной вехой биографии Цветаевой стало знакомство с Розановым, переписка с ним, поездки к нему в Петербург. Первую свою книгу «атеистических размышлений» Цветаева отдала в рукописи на прочтение Шестову, одобрившему ее и предложившему помощь в ее публикации. Однако Цветаева опубликовала ее самостоятельно (Королевские размышления. М., 1915). После возвращения в Москву из Крыма, где она жила в 1917-1921 годы, круг ее идейного общения включал Бердяева, М. И. Кагана, Б. М. Чубакина, поэта-импровизатора, мистика, профессора-археолога, оказавшего на нее большое духовное влияние. На протяжении нескольких лет Цветаева стенографировала его лекции по этическому герметизму, читавшиеся для узкого круга интеллигенции. С 1922 года Цветаева но рекомендации Бердяева и Гершензона стала членом Союза российских писателей. С 27 лет она берег на себя обет духовного подвига аскезы, запрещающий все основные земные соблазны, и начинает путь православной христианки, длившийся до конца жизни. До войны Цветаева одну за другой создавала религиозно-философские книги, которые при советской власти издать было нельзя, приходилось жить переводами с европейских языков и преподавать английский язык. В 1933 году состоялся первый арест Цветаевой, в 1937 году она была осуждена на 10 лет лагерей. Была освобождена в 1947 году, а в 1949 г. сослана в с. Пихтовка Новосибирской области. Реабилитирована «за отсутствием состава преступления» в 1959 году. Основное направление книги «Королевские размышления» Цветаевой выражено в словах: «Вся моя философская система сводится к констатированию бесконечности. Я в мою бесконечность вмещаю и Бога, и разум, a prion, и эмпирический мир, пребывание и движение, я ни единого учения не отвергаю, я допускаю, что все они правы. Я допускаю (еще глубже), что действительно, прав кто-нибудь из них (хоть Кант, хоть Платон, хоть Спиноза), - но я говорю: вокруг этою бесконечность и от этого не уйти» (с. 73-74). Таким образом, ее исходная посылка - осознание относительности любого знания перед лицом бесконечности. Именно мысль о бесконечности рождает чувство безнадежности: «Если у неба нет конца, оно бесконечно, если бог есть, он в бесконечности. Поэтому все безнадежно и бесконечности не уничтожить никогда» (с. 34). Цветаева последовательна в своем скептицизме. Она отрицает все философские системы и вслед за ними свою собственную. Отвергает она и жизнь как основную человеческую ценность, вслед за Ф. Ницше допуская идею самоубийства. От Ницше - бунт против антиномий добра и зла. Однако Цветаева не приемлет идею сверхчеловека Ницше, который «уже потому бесцелен, что он путь от человека к богу. От одной бессмысленной вещи к другой» (с. 23). Герой Ницше - пророк Заратустра - ей кажется непоследовательным. Не должен он, по ее мнению, проповедовать будущее, надо исключить всякую надежду. В духе позднего Ницше она хотела бы довести Заратустру до идеи «вечного возврата» — все уже было и повторится. Безнадежность мира, по Цветаевой, предполагает безнадежность разума, и вершина безнадежности разума - безумие: «Гениальнее шага, чем сойти с ума, не придумаешь во веки веков» (с. 25). На темном фоне всеотрицания в «Королевских размышлениях» пробивается иная, оптимистическая линия: «На лесенке моей безнадежности я верю в людей! Никого не проклинаю. Подхожу к бездне и верю в людей. И если когда-нибудь полечу в бездну - все гак же буду верить в людей» (с. 44). Скептицизм и неверие ранней Цветаевой были впоследствии ею изжиты. И поэтому Цветаева говорила о своей первой книге: «Я пыталась вместить Бога в мою голову. Он туда не помещался, и я объявила его несуществующим». В 1919 году Цветаева написала книгу-опровержение на свои «Королевские размышления». Здесь было представлено уже не отрицание, а утверждение духовной стороны жизни. Но напечатать «обратное продолжение» к «Размышлениям» Цветаева так и не смогла. С. А. Айдинян Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 750. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Королевские размышления. М., 1915; Воспоминания. 4-е изд. М., 1995; О чудесах и чудесном. М., 1991. Литература:Антокольский П. Г. Проза и память // Новый мир. 1972. № 6; Айдинян С. А. Анастасия Цветаева // Цветаева А. И. Неисчерпаемое. М., 1992.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |