Циолковский Константин Эдуардович |
|
1857-1935 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Эдуардович Циолковский
Циолковский Константин Эдуардович [5(17).9. 1857, село Ижевское, ныне Рязанской области, — 19.9.1935, Калуга], русский Мыслитель и учёный, обосновавший применение реактивного принципа для полётов в мировом пространстве и создавший новое научное направление — ракетодинамику и астронавтику. Наряду с научно-техническими аспектами освоения космоса Циолковский в философско-художественном эссе (отчасти изданных в Калуге самим автором, а главным образом хранящихся в архиве учёного) разрабатывал «космическую философию» — монизм, противополагаемый им как религиозному дуализму духа и тела, так и «пессимистическому» материализму, не отвечающему, по мнению Циолковского, на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относительно жизненной чувствительности и одушевлённости всех форм и ступеней материи, Циолковский строил свою монистическую доктрину вокруг идеи «атома» — бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, путешествуя из одного конгломерата или организма к другому (сравните с индийскими и теософскими учениями о переселении душ). Отсюда же вытекает «космическая этика» Циолковского: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их обладателя. Объективным добром «Космическая этика» признаёт процессы усложнения и стратификации во Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных, благоустроенных организмах. Наличное состояние космоса свидетельствует, по Циолковскому, о торжестве творческих, анти-энтропийных, сил жизни и разума над уравнительными, энтропийными, тенденциями и над тягой материи к абсолютной организации, что означало бы «конец мира». С этой точки зрения космологический процесс предстает у Циолковского как ряд циклических усовершенствований бытия. Разумные существа, населяющие, по Циолковскому, Вселенную, давно наладили благополучный ход космической эволюции, а Земля с её муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм, и участь Земли исключительна. Циолковский был энтузиастом и идеологом космического расселения человечества в Солнечной системе и других звёздных мирах; в отдалённом будущем предполагалась полная биохимическая перестройка обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию; таким образом носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания. Космическая утопия Циолковского (которую можно рассматривать в русле так называемого русского космизма в связи с идеями В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского и др.)—первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала «космической эры»: о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную; в ней предвосхищены некоторые современные космологические теории и кибернетические идеи. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Собр. соч., Т. 1—4, М., 1951—64; Избранные труды, М., 1962 (лит.); Горе и гений, Калуга, 1916; Будущее Земли и человечества, Калуга, 1928; Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие, Калуга, 1928; Воля Вселенной. Неизвестные разумные Силы Калуга, 1928; Обществ. организация человечества, Калуга, 1928; Ум и страсти, Калуга, 1928; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение, Калуга, 1929; Рукописные материалы К. Э. Циолковского, М., 1960 (Труды Архива АН СССР, в. 22). Литература: Брюханов В. А., Мировоззрение К. Э. Циолковского и его научно-технич. творчество, М., 1959; Труды Вторых чтений, посвященных развитию идей и изучению творч. наследия Циолковского, М., 1968; Труды Третьих чтений..., M., 1969. Вернуться на главную страницу Циолковского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |