Цинговатов Алексей Яковлевич |
|
1885-1942 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Яковлевич Цинговатов
Алексей Яковлевич Цинговатов (8 декабря 1885 г. - 14 мая 1942 г.), литературовед, историк литературы, критик – родился в семье московского врача. В 1911 году окончил исторический факультет Московского университета и выпущен кандидатом. Обстоятельства не позволили ему остаться при университете. В 1911 – 1917 гг. преподавал литературу в женской гимназии в Ростове-на-Дону, в 1918 – 1923 гг. – на преподавательской работе в пединституте в Иваново-Вознесенске, 1923 – 1925 гг. – профессор истории русской литературы во 2-ом МГУ. Литературно-критическая деятельность А.Я.Цинговатова была сосредоточена на русской лирической поэзии. Многие из его работ вышли отдельными изданиями: «В Россию можно только верить» (заветы Ф.И. Тютчева), «Сложность перспектив лермонтовского творчества», «Блок и современный Запад», «Сергей Есенин» (некролог), сотни других рассеяны в периодической печати. Но ключевой темой Алексея Яковлевича становится творчество Блока. В своих дневниковых записях поэт неоднократно упоминает о встречах с Алексеем Яковлевичем. “31 декабря 1912 г. Утром - я еще не встал - пришел А.Я.Цинговатов, учитель гимназии в Ростове н/Д - “поклонник”, читать свои стихи...” Через год Блок снова записывает в своем дневнике (4 января 1913 г.): “В 4 часа дня А.Я.Цинговатов, читал свои стихи - любительские, для себя. Бедный: рыжий, толстый, старообразный, а сам ровесник Сережи Соловьева - 27 лет...” Раз в год Алексей Яковлевич приезжает в Петербург, чтобы “повидать всех”. Он встречается с известным критиком Василием Розановым, поэтами Федором Сологубом и Михаилом Кузьминым, относит свои стихи в редакцию “Сатирикона”, где беседует с его редактором поэтом-сатириком Петром Потемкиным. Но главной целью его приездов в столицу остается общение с любимым поэтом - Блоком. Он приобщает к поэзии и свою жену Клавдию Петровну Цинговатову. Блок записывает 23 февраля 1913 года: “За эти дни: письмо Цинговатовой (Ростов н/Д)- искреннее...” Супруга Алексея Яковлевича писала поэту: «15 февраля 1913. Уже долгие годы Вы сделались дыханием моей жизни, а поэзия Ваша солнцем, в которое я поверила. Простите, что беспокою Вас. В этом письме я хотела бы благодарить Вас глубокой благодарностью, исходящей из всех недр моего существа. Я благодарю и Бога, сочетавшего в Вас удивительные начала: порывистую страстность, мужество и необыкновенную нежность женственности. За каждой строчкой стихов Ваших я вижу Вас, Вашу личность и глубоко поклоняюсь ей. Моя жизнь скоро сгорит, я не умею жить. Я слишком ненасытно бросаюсь в другие стороны, дарящие земное. Но это - ничего. Мой маленький сын, он уже знает Вас, он чтит Вас, он любит музыку звуков и всегда ищет Ваших рифм. Ему я и хотела бы передать одно Ваше приветственное слово, как благословение поэзии. Если можно, сделайте это. Прошу Вас. К.Цинговатова». Блок ответил сразу: «Ее Высокородию госпоже К.Цинговатовой. 25. II 1913. СПБ. Спасибо Вам за Ваше искреннее письмо. В нем много горького. Разве Вы не знаете, что в жизни происходит непрестанное чудо: сегодня мы плачем, а завтра нам будет светло и легко. Вы пишете: “Я не умею жить”. А кто умеет?
Кто скажет нам, что жить мы не умели, Детей я люблю все больше - с годами, и думаю, что мы - взрослые - должны бояться влиять на них. В детях - самое священное. Пусть Бог даст Вашему мальчику здоровья и сил, пусть он растет и мужает так, чтобы на всю жизнь в нем хранилась чистота - от детства. Александр Блок”. Впоследствии Игорь Алексеевич Цинговатов (1907 – 1964 гг.) стал крупным специалистом в области связи. Перед войной работал в советском торгпредстве в Берлине, потом в союзном Министерстве связи. Его публикации в периодических изданиях того периода и сегодня мелькают на страницах Интернета. Через год А.Я.Цинговатов снова в Петербурге и снова у Блока. 5 января поэт записывает в дневнике: “Утро провел у меня А.Я.Цинговатов из Ростова-на-Дону (в прошлом году в тех же числах - уютный учитель словесности)...” По всей видимости, это была их последняя беседа. Больше Блок не упоминает о встречах с Алексеем Яковлевичем. На начало мировой войны 1914 года Алексей Яковлевич откликается серией патриотических лекций и публикаций (сбор от них идет в пользу Ростово-Нахичеваньского Педагогического Комитета по оказанию помощи детям запасных и раненых). Их общая тема: “Высокое предназначение России в объединении славян и установлении истинной христианской нравственности в рамках всемирной православно-христианской монархии, с Царьградом, как столицею - во главе”. Главные идеи автор черпает в творчестве Ф.И.Тютчева и эпиграфом к своей работе ставит слова поэта:
Умом Россию не понять, В 20-е – 30-е Алексей Яковлевич занимается преподавательской деятельностью, сотрудничает с издательствами - редактирует книги русских классиков. Он - активный член литературного объединения “Звено”, Общества любителей российской словесности, ведет большую просветительскую работу, читает курс лекций о русской поэзии. Его литературно-критические очерки регулярно публикуются во многих периодических изданиях. Он пишет о творчестве Сергея Есенина, Алексея Толстого, Вячеслава Шишкова, Леонида Леонова, Ольги Форш, Гарина-Михайловского, Иоганна Бехера... Но главной и любимой темой остается творчество Александра Блока. Его очерк о поэте публикуется в первом издании Большой советской энциклопедии. В 1922 году в Иваново-Вознесенске выходит эсто-психологический этюд “Муза Блока”. В 1926 году Госиздат выпускает его монографию “А.А.Блок. Жизнь и творчество”. Эту работу автор послал Горькому. Ответ писателя, датированный 20 сентября 1926 года, хранится в архиве Горького в Москве. Он писал автору: “Мне кажется, Алексей Яковлевич, что Ваша книжка о Блоке - лучшее, что написано о нем до сего дня. Вам удалось очертить его очень ярко, местами даже физически ощутимо”. В марте 1928 года в журнале “Красная панорама” А.В. Луначарский напечатал статью “В эти дни”. Есть в ней и такие строки: “один крупный профессор, написавший книгу о Блоке, совсем незнакомый с Горьким, послал ему это свое сочинение и получил в ответ ценнейшее и глубокое послание...” Нарком просвещения упоминал работу Алексея Яковлевича и в статье “Блок и революция”. Он писал: ”Между тем революция шла своими путями. Очень хорошо охарактеризовал отношение к ней Блока профессор А.Я.Цинговатов в своей ценной книге “А.А.Блок”. Павел Григорьевич Антокольский в начале 70-х годов прошлого века тогда уже «патриарх» русской советской поэзии, тепло вспоминал в беседе с нами, молодыми журналистами, о встречах с Алексеем Яковлевичем: «это был человек потрясающей эрудиции. Он мог без запинки читать по памяти стихи русских поэтов и классиков, и менее известных на заданную тему. К подрастающей поэтической смене он относился бережно и деликатно, но когда дело доходило до разбора наших стихов – тут спуску не было. Подкупало в нем то, что в тогдашнее политизированное время в оценке современных поэтов он «не колебался вместе с линией партии». Например о Есенине, Маяковском – говорил как о великих поэтах, несмотря на то, что его кумиром всегда оставался Блок. Мы, конечно, спорили с ним, но его спокойные взвешенные и всегда отточенные доводы перевешивали нашу горячность». 1 февраля 1930 года в Клубе писателей (ул.Воровского 52) открылась выставка В.В.Маяковского “20 лет работы”. Автор книги “С Маяковским по Союзу” П.И. Лавут вспоминал: “Маяковский в первый день не уходил с выставки. Он как хозяин принимал посетителей, давал объяснения, водил от щита к щиту. При входе на выставку лежала тетрадь, в которой расписывались посетители. В ней - две графы: имя и профессия. Среди первых записался А.Цинговатов - литературовед. Потом все прошли в зрительный зал. Маяковский прочел “Во весь голос”: В бурлящей, непримиримой и противоречивой поэзии тех лет, расцвеченной политическими лозунгами, Алексей Яковлевич умел увидеть главное - непреходящие художественные ценности. Среди многочисленных работ А.Я.Цинговатова есть одна (подготовлена в соавторстве с Я.Роткевичем), которая занимает особое место в истории культурной революции в нашей стране. Это двухтомная “Хрестоматия по литературе XIX века для неполной и средней школы”. В предвоенные годы она выходила миллионными тиражами и выдержала несколько изданий и впервые открыла сокровищницу русской литературы для нескольких поколений школьников. Умер А.Я.Цинговатов 14 мая 1942 г. в поселке Ковернино Горьковской области, где находился в эвакуации. Специально для «ХРОНОСА» подготовил Юрий Цинговатов. Литература:Александр Блок. Записные книжки, 1901 – 1920. М., 1965. А.В.Луначарский. Очерки по истории русской литературы. М., 1976. БСЭ. Т.6. М., 1927. Пензенская энциклопедия. М., 2001. И.Д.Воронин. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск, 1976. П.И.Лавут. Маяковский едет по Союзу. М., 1969.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |