Булгаков Михаил Афанасьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Булгаков Михаил Афанасьевич

1891-1940

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Афанасьевич Булгаков

 

М.А. Булгаков. Фото с сайта  http://slovo.ws

И при белых, и при красных...

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940). Писатель. Родился в Киеве в семье профессора духовной академии и учительницы. В 1901-1909 гг. учился в гимназии. После окончания медицинского факультета Киевского университета (1916) работал врачом в Вяземской городской земской больнице. Февральскую революцию 1917 г. и Октябрьский переворот Булгаков встретил резко отрицательно. В октябре 1919 г. Булгаков командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военврача на Северный Кавказ. Там же начал печатать первые публицистические статьи в газетах — и всю жизнь впоследствии вынужден был скрывать, что печатался при белых. В марте 1920 г. из-за тифа не смог эвакуироваться с П. Врангелем, 1) о чем долго сожалел. В 1920-1921 гг. (после прихода красных) ставил свои пьесы на сцене 1-го Советского театра во Владикавказе. В сентября 1921 г. Булгаков приехал в Москву — с тем, как напишет в автобиографии 1924 г., «чтобы остаться в ней навсегда».

В 1924-1925 гг. Булгаков известен как автор сатирических повестей «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Повесть «Собачье сердце», написанная вслед за ними, на родине писателя была опубликована только в 1987 г. Первый роман Булгакова «Белая гвардия» появился в журнале «Россия» в 1924 г. (опубликован полностью в Париже в 1927 г., в Москве — в 1966 г.). М. Волошин2 так оценил его: «...как дебют начинающего писателя его можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского». На основе романа «Белая гвардия» Булгаковым была создана пьеса «Дни Турбиных», которая успешно шла на сцене МХАТа с 1926 г. Мемуаристы утверждают, что это была любимая пьеса Сталина. Писатель В. Некрасов пишет: «известно, что спектакль „Дни Турбиных" по пьесе М. Булгакова Сталин смотрел... 17 раз! Не три, не пять, не двенадцать, а семнадцать! А человек он был, нужно думать, все-таки занятой и театры не так уж баловал своим вниманием, он любил кино... а вот что-то в "Турбиных" его захватывало и хотелось смотреть, скрывшись за занавеской правительственной ложи. Верность престолу, долгу, присяге — этого, что ли, ему не хватало, ему, человеку, не верившему никому и никогда, кроме Гитлера!» (Некрасов В. Записки зеваки. М., 1991). Тем не менее, Л. Белади считает, что «Сталин не любил Булгакова, однако "Дни Турбиных" он защитил от критиков, потому что, по мнению генсека, эта пьеса демонстрировала непобедимую силу большевизма. Но в 1929 г. он осудил пьесу "Бег", поскольку она, как считал Сталин, была проявлением попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмиграции» (Белади Л., Краус Т. Сталин. М., 1990. С. 230). Драматург Вс. Вишневский на одном мхатовском собрании в 1946 г. передал фразу Сталина: «Наша сила в том, что мы и Булгакова научили на нас работать» (Булгаков М. Собр. соч. Т. 3. М., 1990. С. 607).

Весной 1929 г. все пьесы Булгакова были сняты со сцен театров.3 В марте 1930 г. была запрещена к постановке его новая пьеса «Кабала святош» («Мольер»). Писателя фактически не печатали. Оставшись без средств к существованию, Булгаков обратился с письмом к Сталину. Он, в частности, писал: «Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» (Новый мир 1987. №8).

18 апреля 1930 г., на другой день после похорон покончившего с собой Маяковского (эти похороны поразили своей многолюдностью и, вероятно, в какой-то степени озадачили Сталина возможностью трагического исхода литературных судеб «его» писателей), Сталин позвонил Булгакову.

Сталин. Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А, может быть, правда, вас пустить за границу? Что, мы вам очень надоели?

Булгаков. Я много думал в последние годы, может ли русский писатель жить без родины, и мне кажется, что не может...

Сталин. Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

Булгаков. Да, я хотел бы, но я говорил об этом, мне отказали.

Сталин. А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами...

Ободренный звонком, 4) Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего. «Дни Турбиных» были возобновлены только в 1932 г. Больше ни одна пьеса не пошла на сцене при его жизни. Ни одной строки своей он не увидел более в печати — даже роман о Мольере (1933) с согласия М. Горького (до этого не раз помогавшего Булгакову) был отклонен. Пьеса «Мольер» была снята после нескольких представлений в связи с развернувшейся в январе-феврале 1936 г. газетной кампанией против «формализма», санкционированной лично Сталиным.

С осени 1936 г. Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937 г. он долго размышлял над новым письмом к Сталину, но в атмосфере все усиливавшегося террора так и не решился написать его.

В сентябре 1938 г. руководство МХАТа просит Булгакова написать пьесу о Сталине. Грядет юбилейный год в жизни вождя, на что театр не может не откликнуться. Булгаков дал согласие. Личность Сталина магнетически привлекала к себе внимание многих творческих умов. Как пишет друг писателя Ермолинский, «создатель "Белой гвардии" в тайне уже давно думал о человеке, с именем которого было неотрывно связано все, что происходило в стране... В те годы окружающие его люди, даже самые близкие, рассматривали поступок Булгакова как правильный стратегический ход» (Ермолинский С.А. Драматические сочинения М., 1982. С. 650).

Первоначально пьеса называлась «Пастырь», затем — «Батум».5 Завершена в июле 1939 г. (первая публикация в СССР: Современная драматургия. 1988. № 5). Главным источником послужила книга «Батум-ская демонстрация 1902 года» (М., 1937), содержавшая документы и воспоминания, призванные возвеличить первые шаги Сталина по руководству революционным движением в Закавказье. 27 июля Булгаков прочел «Батум» партийной группе МХАТа. Это чтение описано Е.С. Булгаковой: «Слушали замечательно, после чтения очень долго, стоя, аплодировали». Однако главный герой пьесы, уже одобренной в Комитете по делам искусств, категорически высказался против ее постановки. Причем, в разговоре с В. Немировичем-Данченко, Сталин сказал, что «пьесу „Батум" он считает очень хорошей, но, что ее нельзя ставить» (Дневник Елены Булгаковой. М., 1990. С. 285). В.Г. Сахнов-ский (режиссер несостоявшегося спектакля. — Сост.) объяснил Булгакову, почему не приняли пьесу: «Нельзя такое лицо, как И.В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова» (Там же. С. 279).

Высказывались предположения, что Булгаков в «Батуме» в эзоповой форме высмеял Сталина. Многие эпизоды пьесы в наши дни прочитываются действительно довольно двусмысленно, в том числе сцена избиения главного героя тюремной стражей, позаимствованная из созданной в 1935 г. А. Барбюсом апологетической биографии Сталина. Администратор МХАТа Ф.Н. Михальский, в частности, полагал, что на запрещение пьесы мог повлиять эпизод, где Сталин рассказывает о предсказаниях гадалки: «Все, оказывается, исполнится, как я задумал. Решительно сбудется все! Путешествовать, говорит, будешь много. А в конце даже комплимент сказала — большой ты будешь человек! Безусловно, стоит заплатить рубль» (якобы скрытый намек на проявившееся уже с раннего возраста непомерное честолюбие Сталина), а также зачитываемое полицейское описание внешности Джугашвили: «Телосложение среднее. Голова обыкновенная. Голос баритональный. На левом ухе родинка» (как будто у положительного героя мифа в принципе не может быть обыкновенной головы или родинки на ухе).

Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчеты с самим собой — все это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни — гипертонического нефросклероза.

С середины сентября 1939 г. врачи уже считали положение Булгакова безнадежным. Несмотря на это, писатель продолжал работать над романом «Мастер и Маргарита», оказавшимся последним. В эпилоге романа появились знаменательные слова — «Он не заслужил света, он заслужил покой». От одного из первых рассказов «Красная корона» (1922) и до последнего романа «Мастер и Маргарита» в творчестве

Булгакова очевидна тема вечной муки за преступления, участником или свидетелем которых становится человек. Булгаков скончался 10 марта 1940 г., в 16 часов 39 минут, как записала в своем регулярно ведущемся с осени 1933 г. дневнике, преисполненная сознанием исторической значимости литературного дела и судьбы художника, его вдова. Когда Булгаков умирал, трое его друзей7 написали письмо Сталину, умоляя его позвонить писателю: «Только сильное радостное потрясение... может дать надежду на спасение» (Дравич А. «Мастер и Маргарита» как орудие самозащиты // Одна или две русские литературы. Лозанна, 1981). Друзья Булгакова хорошо знали, что первый звонок Сталина не принес ничего, кроме разрешения жить, но тем не менее они обращаются к Вождю за Чудом. Они верят, что голос Сталина может исцелить умирающего. Но Чуда, не произошло...

Единственной книгой, изданной при жизни автора, был сборник «Дьяволиада» (1925), подвергшийся резкой критике. Лучшее, что было им создано, — пьесы «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман» («Записки покойника») — увидели свет лишь в 1950-х — начале 1960-х годов. Закатный роман Булгакова «Мастер и Маргарита», принесший писателю мировую славу, был напечатан полностью лишь в 1973 г.

...А. Толстой как-то сказал Булгакову в шутку, что писатель для достижения литературной славы должен жениться трижды. Эти слова оказались пророческими. Он женился еще студентом в 1913 г. «Жена "синеглазого" — Татьяна Николаевна 6) была добрая женщина и воспринималась нами если не как мама, то, во всяком случае, как тетя» (В. Катаев). Вторая жена писателя (с 1924 г.) — Любовь Евгеньевна Белозерская (1895-1987). Она написала интересные воспоминания, вышедшие на русском языке в Нью-Йорке. Булгаков посвятил ей три своих сочинения: «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Кабала святош» («Мольер»). Третьей женой Булгакова стала Елена Сергеевна Нюрен-берг (1893-1970; по первому мужу — Неелова, по второму — Шилов-ская) (Чудакова М. М.А. Булгаков // Календарь «Круг чтения». М., 1991. С. 126-127; Колодный Л. Судьба мастера // Поэты и вожди. М., 1997. С. 129-152; Катаев В. Алмазный мой венец. М., 1978; Булгаковская энциклопедия. М., 1998).

Примечания

1) П.Н. Врангель (1878—1928) — генерал-лейтенант (1918), главком Добровольческой (Русской) армии. Воевал с красными в гражданскую войну. Потерпев поражение в Крыму (1920), организовал крупномасштабную эвакуацию белогвардейцев и гражданских беженцев в Турцию (свыше 150 тысяч человек).

2) М.А. Волошин (Кириенко) (1877-1932) — поэт, художник, искусствовед.

3) Поэт А. Безыменский в то время писал: «Я ничего не говорю против автора пьесы Булгакова, который чем был, тем и останется — новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы». В Большой Советской Энциклопедии (1927) о пьесах драматурга сказано: «Булгаков использует теневые стороны советской действительности в целях ее дискредитирования и осмеяния». Вот почему закономерной выглядела информация «Вечерней Москвы» в марте 1929 г.: «Театры освобождаются от пьес Булгакова».

4) Вера в магическое действие слова Вождя находит красноречивое выражение в легендах, которыми обросли телефонные звонки Сталина некоторым писателям. Очевидно, что неограниченная власть генерального секретаря, от которого зависела жизнь или смерть, превращала его телефонный звонок в событие исключительной важности.

5) «Разве не безумец — умирающий Булгаков, который, редактируя "Мастера", переделывал сталинистский „Батум"!.. „Батум" — не плата за позволение дышать. „Батум" — другая сторона того же сознания. Именно поэтому сохранившийся перечень названий пьесы о молодом Сталине — „Юность штурмана", „Штурман ведет корабль" и т. д. — заканчивается чем? Как бы думали? — "Мастер!" Сталин в роли Мастера» (Гефтер М. В предчувствии прошлого // Век XX и Мир. 1990. № 9. С. 32). Единственная на сегодняшний день постановка пьесы (с использованием текста ранней редакции и под названием «Пастырь») осуществлена в 1991 г. в МХАТе режиссером СЕ. Курги-няном в жанре гротеска.

6) Т.Н. Лаппа (1892-1982).

7) Это были ведущие артисты МХАТа: В.И. Качалов (Шверубович), А.К. Тарасова и Н.П. Хмелев.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 


Вернуться к главному меню страницы М.А. Булгаков

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС