Будаков Виктор Викторович |
|
р. 1940 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Виктор Викторович БудаковБудаков Виктор Викторович [1.6.1940, с. Нижний Карабут Россошанского района Воронежской области] — прозаик, поэт, переводчик, публицист. Отец — русский, сельский школьный учитель; мать — украинка, крестьянка, служащая. После окончания средней школы в с. Новая Калитва работал механизатором в с.Криничное. Учился на историко-филологическом факультете Воронежского педагогического института (1958-63). Полтора года был учителем русской литры, истории, русского и немецкого языка в чеченском селении Валерик. Журналист воронежской газете «Молодой коммунар» (1965—69), редактор Центрально-Черноземного книжного издательства, ведущий редактор книжной серии «Отчий край» (1969-86). Директор и главный редактор Центра духовного возрождения Черноземного края (1994-97). Директор Воронежского областного литературного музея имени И.С.Никитина (1997-2001). Редактор газеты «Труд — Черноземье» (2001). Член СП с 1979. В Воронеже живет с 1965. Первые публикации — стихотворения и дорожные впечатления о Румынии — появились в 1958 в газете «Красное знамя» Ново-Калитвянского района. Первая книга — поэма «Александр Матросов» (Грозный, 1964), ставшая предметом полемики в критике. В своем творчестве Будаков утверждает духовные и художественные ценности отчего края, который стал для него почвенным, историческим и метафизическим понятием. Идея триединства: Отчий край — Отечество — Вселенная развивается в прозе, стихах, публицистике Будакова, художественно реализуясь в темах большой и малой родины, единства прошлого и настоящего, связи и трагического обрыва времен и поколений. Эти темы, проходящие через все творчество В., означены уже в первом сборнике лирико-исторических эссе «Далеким недавним днем» (1972). В предисловии В.Кораблинов назвал его книгой «о любви к родине, о чувстве, без которого, как без света и воздуха, немыслима сама жизнь человека...» (С. 6). Повестям и рассказам Будакова присущ исповедальный характер письма, сочетающийся с философскими размышлениями о жизни, чувство исторической панорамности в восприятии родины, боль и вина перед погибшими. Страницы многих произведений Будакова пронизаны чувствами сострадания и милосердия, преодолевающими зло. «По своему складу дарования В.Будаков — лирик» (Крымов Н. Раны войны, Литературная Россия. 1976. 7 мая). Своеобразие художественного освещения Будаковым темы войны отмечено, например, в отклике на книгу «Колодец у белой дороги» (1976): «Военный кошмар, с идейной и художественной позиции В.Будакова, исключает всякую торжественность, всякую лихость в описании... Физические потери рождают душевную муку даже при большой силе характера, но духовный взлет народа потому и велик, что произошел он несмотря на невосполнимые потери, неизбывную боль. И есть миллионы погибших и есть необходимость бороться за память, иначе появится тот зарастающий колодец, так удачно, на мой взгляд, объединивший в себе символику нравственной неисчерпаемости и тленности всего живого». (Усминский О, Запах полыни в полдень // Молодой коммунар. Воронеж. 1976. 11 мая). Этими же словами можно охарактеризовать и книгу «Дождаться осени» (1978), которая продолжает художественное исследование нравственного мира человека, испытанного военными и послевоенными днями. «Поэтическое чувство любви к отечеству, его замечательным людям, которыми так богата наша земля,— главное достоинство книги» (Давыденко Т. Чувство ответственности // Книжное обозрение. 1978. 29 сент.). Книга «Молчание» (1982), несмотря на многожанровость (повесть, рассказы, маленькие новеллы, стихи), оставляет впечатление цельности благодаря сквозным темам войны, памяти и любви, которые органично развиваются и в последующих книгах Будакова — «Осокоревый круг», «Судьба», «Родине поклонитесь», «Долгие поля», «У славянских криниц». Темы трагического распада времен, порушенных корней и утраты исторической памяти, взаимодействие русского и западного миров звучат в книге «Долгие поля» (1991). «Память — живая душа творчества Виктора Будакова,— свидетельствует В.Песков в предисловии к сборнику стих. «У славянских криниц», посвященному истории и современности славянского мира.— ...Слово Виктора Будакова — не только о малой родине, но и о большом мире, который, при всей трагедийности, автор воспринимает и как испытание и как счастье. "Под звездным, под вечным / Все стало моею судьбой — / И мир бесконечный, / И родины край полевой",— эти строки Виктора Будакова заключают суть того, что есть в его книгах» (С.4). Особый пласт в творческой и редакторской деятельности Будакова — судьбы великих земляков, выходцев из Черноземного края. «Отчий край Ивана Бунина» — лирическое путешествие (в прозе и стихах) на географическую и духовную родину писателя, книга «В стране Андрея Платонова» — о влиянии воронежской земли, ее истории на творчество великого земляка. Повесть «Одинокое сердце поэта. Время и пространство Алексея Прасолова» (2003) вызвала широкий интерес к личности поэта. О вдохновенных уголках, где жили великие художники, о русских усадьбах как духовном достоянии повествуют страницы книги о русской словесности «Родине поклонитесь» (1989). Лирико-философское осмысление образа отчего края в книге «Великий Дон. Воронеж-град» побудило критика так определить его суть: «Повествование берет свое начало от самых основ жизни народа, тех основ, которые настолько далеко-глубоко ушли корнями в даль былого, что здесь уже не Время, но Бытие открывается взору рассказчика и читателя, Бытие дает смысловую опору и времени, и истории» (Варава В. Гиперборейская стужа бытия // Дон. 2003. №11-12. С.242). Нашедшая отклик в обществе, заслужившая всероссийское признание, 30-томная книжная серия «Отчий край» (1977-88), основателем и ведущим редактором которой был Будаков, способствовала выявлению духовного смысла этого понятия. «Философия отчего края дает концентрированное выражение национальной идеи, которая многообразно представлена и в русской песне, и в русской литературе, и в русском духовном подвижничестве»,— писал об этой серии критик (Варава В. Философия отчего края // Российский писатель. 2004. Янв.) Своими публикациями и выступлениями Будаков способствовал открытию в Черноземном крае новых музеев, экспозиций, памятников, мемориальных досок, увековечивших память выдающихся художников слова — Е.Боратынского, И.Бунина, М.Пришвина, Е.Замятина, А.Платонова, А.Снесарева, А.Прасолова и др. Будаков — заслуженный работник культуры Российской Федерации (1984), лауреат Бунинской премии СП России (1996), лауреат Платоновской премии (2001), лауреат премии им. Эдуарда Володина СП России (2003), Российской литературной премии им. А.Твардовского (2004). Член-корреспондент Международной славянской академии (2002). Стихотворения Будакова переводились на украинский, белорусский, чеченский, чешский, немецкий языки. В.П.Сергеев, Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 288-290. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Далеким недавним днем: эссе. Воронеж, 1972; Колодец у белой дороги: Короткие повести и рассказы. Воронеж, 1975; Дождаться осени: рассказы. Воронеж, 1978; Миронова гора: рассказы. М., 1982; Молчание: повести и рассказы. Воронеж, 1982; Осокоревый круг: повесть, рассказы. Воронеж, 1985; Судьба: стихотворения. Воронеж, 1988; Родине поклонитесь: Лирические очерки. Страницы о русской словесности. М., 1989; Долгие поля: Повесть, рассказы, путевые заметки. Воронеж, 1991; Живая вода Отчизны. Историческое повествование, стихи: учеб. пособие. Воронеж, 1996; Отчий край Ивана Бунина. Лирическое путешествие. Воронеж, 2000; У славянских криниц: сборник стихотворений. Воронеж, 2000; В стране Андрея Платонова: Страницы жизни и творчества. Эссе. Стихотворения. Воронеж, 2001; Великий Дон. Воронеж-град: Волны памяти и судьбы. Воронеж, 2003; Одинокое сердце поэта: Повесть об А.Прасолове // Роман-журнал XXI век. 2003. №7. Литература:Виктор Викторович Будаков: библиографический указатель литературы. Воронеж, 2000; Николаева С. Подросток и проза молодых // Детская литература. 1977. №10. С.35; Лободов В. За горизонтом — горизонты: Заметки о молодой воронежской прозе // Подъем. 1980. №6. С.134-142; Семенов Б. Неизбежность доброго мира. Воронеж, 1981. С.146-148; Акулов И. [Предисл.] // Будаков В. Миронова гора. М., 1982. С.3-4; Кизименко И. Отсюда, с родного холма // Подъем. 1983. №2. С.119-120; Комов В. В серии 30 томов // Известия. 1983. 7 авг.; Стюфляева М. Армия всезнающих людей // Подъем. 1984. №6. С.136; Мущенко Е. Форма правды // Подъем. 1986. №9. С.136-137; Серов В. Справочники для души // Волга. 1987. №6. С.169-170; Кизименко И. Мерой нашего дня. Воронеж, 1988. С.165-175; Лютый В. Русская культура русской провинции [Беседа с В. Будаковым] // Подъем. 1998. №9. С.172-181; Стукалин Б. Годы, дороги, лица... М., 2002. С.151.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |