Бубер Мартин |
|
1878-1965 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мартин БуберБубер (Buber) Мартин (Мордехай) (1878-1965) - еврейский религиозный философ, создатель «диалогической теологии», близкой к диалектической теологии и экзистенциальной философии (Экзистенциализм). Получил образование в Лейпцигском, Венском и Берлинском ун-тах. В 1922 опубликовал книгу «Я и Ты», принесшую ему широкую известность. С 1924 по 1933 был профессором философии и этики в ун-те Франкфурта-на-Майне. В 1933 из-за нацистских преследований эмигрировал в Швейцарию, в 1938 - в Палестину. С 1938 по 1951 Бубер заведовал кафедрой социальной философии Еврейского ун-та в Иерусалиме. В 1960-1962 был президентом Израильской академии наук. Бубер отстаивал религиозные ценности иудаистской и христианской традиций; он полагал, что универсальные и общие для христианства и иудаизма идеи - открытость к трансценденции, признание за человеком статуса морального существа, идеи совершенства, блага и спасения - должны способствовать диалогу между двумя религиями и их взаимному обогащению. В философии и теологии Б. опирался, прежде всего, на идеи И. Канта, С. Кьеркегора, Л. Фейербаха, Ф. Ницше, В. Дильтея, а также на наследие хасидизма - мистического течения в иудаизме. В его творчестве можно выделить основные темы: гонтология диалога, учение об интерсубъективной коммуникации (Коммуникация), проблема веры и моральности, истолкование хасидизма. В книге «Я и Ты» Бубер развивает основную идею своего творчества - учение о диалоге. В философии 20 века тема диалога и коммуникации становится одной из основополагающих и остро осознается проблема двойственного отношения человека к миру: как к безличному объекту и как к таинству, единственному и неповторимому сущему. Эта двойственность характеризуется в учении Бубера об отношении «Я - Ты» и «Я - Оно». Бубер полагал, что человек, с одной стороны, может относиться к миру и бытию как к совокупности безличных предметов и орудий, которые должны служить его утилитарным целям. Для того чтобы пользоваться предметом, мы помещаем его в то или иное пространство и время, в те или иные причинно-следственные связи. (Бубер здесь опирался на учение И. Канта о том, что пространство и время являются априорными формами чувственного созерцания, а не принадлежат к природе самих вещей.) Точно так же (манипулятивно) человек может относиться к другим людям и даже к Богу. В этом случае, полагал Бубер, мы подчиняемся установке «Я - Оно» и используем соответствующий ей язык. Но существует и иное отношение, которое он называет личностным, или диалогическим. Можно обращаться к предметам, людям, Богу как к Ты, как обращаются к личности, собеседнику, другу. Объект фактически перестает быть таковым и становится тоже субъектом - равноправным партнером и собеседником в диалоге. Когда Я и Ты вступают в онтологический диалог, мир предстает совершенно отличным от мира Оно и несоизмеримым с ним. Как каждая субстанция становится объектом, предметом, вещью в отношении «Я - Оно», точно так же, считал Бубер, она может стать партнером, собеседником, другом в отношении «Я - Ты». Сущность отношения «Я - Ты» - это любовь, т.е. целостная направленность, устремленность чьей-либо жизни и воли к собеседнику. Одна из ключевых тем творчества Бубера - проблема межличностной коммуникации. Партнер в диалоге здесь предстает как Другой. Другой - то, что не есть Я, иное по отношению ко мне, и в то же время подобное мне, равный мне субъект, обладающий свойствами личности. Диалог двух людей для Бубера есть радикальный опыт инаковости Другого, признание этого Другого «своим иным», узнавание его. Другой из чуждого, «постороннего», «Не-Я», становится Ты. Любое отношение Я - Ты, по Буберу, возможно лишь потому, что существует Бог как Вечное Ты. Бог именно «вечно Ты» в отличие от временных и эфемерных встреч Я - Ты в мире. Через значение, возникающее в земных встречах Я - Ты, человек находит вседержащую основу значения. Бог - это высший собеседник в диалоге и реализация того лучшего, что заложено во всяком отношении Я - Ты. Вечное Ты может обнаружить себя даже в самых простых и обыденных вещах. Вечным Ты Бубер именует Того, Кто, даруя откровение и спасение, вступает в непосредственное общение с людьми и тем самым делает для них возможным общение с Ним. Именно в этом общении, в диалоге, выявляется жизненность и Самого Бога. Но вечное Ты - лишь одна сторона бытия Бога. Он вместе с тем и абсолютно трансцендентен (Трансцендентное) по отношению ко всему человеческому: это «Бог в себе», «Беспредельное», «Непознаваемое», «Небытие мира». Утверждение изначального противоречия в Боге и противоречивости религиозной ситуации человека характерно также для протестантской диалектической теологии (К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман и др.), которая возникла как попытка преодолеть кризис либерального протестантизма 19 века, растворявшего религию в стихии безрелигиозной цивилизации, откровение - в истории, веру - в психологии. За всем этим стоял глубокий духовный кризис 20 века, который Бубер, в свою очередь, объяснял тем, что человек полностью погружен в отношение «Я - Оно» и забыл о Ты. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 227-228. Сочинения: Два образа веры. М., 1995; Хасидские предания. М., 1997; Werke. Bd. 1-3. М nchen, 1962-1964; Ich und Du. Koln, 1966; Das Problem des Menschen. Heidelberg, 1948; A Believing Humanism: My Testament, 1902- 1965. N. Y., 1967. Литература: Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М., 1999; The Philosophy of Martin Buber. La Salle (II.), 1967; Friedman M. Martin Buber's Life and Work. De-troit, 1978. Вернуться на главную страницу Бубера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |