Брентано Франц |
|
1838—1917 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Франц Брентано
Брентано (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариенберг, — 17.3.1917, Цюрих), немецкий философ, непосредственный предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католического священника, затем был профессором философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Брентано обратился к докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем достижения немецкого классического идеализма. Исходным пунктом философии Брентано является проведение резкой границы между физическими и психическим феноменами. Родовым признаком, общим для всех психич. феноменов, является, по Брентано, их интенциональность: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереальному) — я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физический объект как таковой не интенционален: он есть в себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является задачей психологии, которая делится Брентано на дескриптивную (описывающую те конечные элементы, из которых строится целостное сознание) и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются явления сознания). Из идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология. В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция истины Брентано. В основе понятия истины лежит, по Брентано, переживание очевидности. Расчленив все суждения на три класса — суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Брентано утверждал, что непосредственной очевидностью обладают только суждения внутреннего восприятия и аксиомы. Проблема истины — это проблема эмпирического обоснования знания при решающем значении внутреннего опыта. Так как, по Брентано, предметами внутреннего опыта и непосредственного восприятия являются только психические феномены, то с очевидностью можно говорить о существовании лить этих последних; о внешнем мире, по Брентано, можно говорить лишь с известной вероятностью. Учение об интенциональности было воспринято К. Штумпфом, Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логическая концепция и работы Брентано в области критики языка нашли продолжение в аналитической философии. Значительным было влияние Брентано и на развитие психологии (например, вюрцбургской школы). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und Aufhau der Ethik, Bern, 1952. Литература: Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии, Тб., 1900; К a st i 1 Α., Die Philosophie F. Brentanos. Eine Einführung in seine Lehre, Müncli., 1951; Bergmann G., Realism. A critique of Brentano and Mei-nong, Madison — [a. o.], 1967 (лит.). Вернуться на главную страницу Ф. Брентано
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |