Борисов Леонид Ильич |
|
1897-1972 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Леонид Ильич БорисовБорисов Леонид Ильич [24.5(5.6).1897, Петербург — 4.12.1972, Ленинград] — прозаик. Вырос в семье портного; мать служила горничной у Шарлеманя, профессора Академии искусств. После окончания гимназии (1915) был призван на военную службу. С дек. 1917 работал в Смольном переписчиком на машинке, с 1919 — красноармеец, затем технический секретарь при политуправлении Петроградского военного округа, лектор-инструктор воинских частей. Демобилизован в 1922, после чего, испытывая отвращение к воинской службе, занялся профессиональной литературной деятельностью: руководил литературными кружками пролетариев и солдат. Свои стихи стал печатать с 1916, известности как поэт не обрел: единственный сборник стихов Борисова «По солнечной стороне» (1922) остался не замеченным критикой. На вопросы анкеты Союза поэтов (1924) отвечал: «На какие средства живете?» — «Средств нет. Живу плохо»; «К какому направлению в поэзии себя причисляете?» — «Просто поэт»; «В какой еще области литературы работаете?» — «Пишу плохую прозу» (РО ИРЛИ). Однако успех Борисову принесли прозаические сочинения. Вышедший в 1927 роман «Ход конем» был высоко оценен М.Горьким (СС: в 30 т. М., 1955. Т.30. С.59). Написанный в детективном жанре с лихо закрученным сюжетом, он был ценен и в плане социально-психологического анализа: характеристикой сознания благородного интеллигента, отринутого революционной эпохой. Год спустя Борисов публикует повесть «Аквариум» о гнусном быте жителей Петроградской стороны; здесь обозначился главный для Борисова конфликт романтического характера: «борются добро и зло, а под ногами мешается всякая пакость». После попытки отразить мучительный путь приспособления человека чуткой души к велениям «великого перелома» (писатель Галдин в повестях «Ремонт» и «Работа», 1931) Борисов обратился к автобиографической основе: к повествованиям о трудном вживании подростка, воспитанного на книжных идеалах, в реальный мир («Весьма возможно», 1933; «Сеанс окончен», 1934). Тревожным напряжением веет со страниц этих повестей. Мрачным символом эпохи можно назвать сцену шествия многотысячного полчища крыс, идущих на водопой и преграждающих путь поезду («Сеанс окончен»). Отныне в центре творчества Борисова станут единственные хранители гуманистического идеала — люди искусства. Причем повествования о них строятся на открыто беллетристической основе, а не на строго научной (как, скажем, у Ю.Тынянова). Борисов импрессионистичен. Тютчев для него — это упоенная и страстная гроза, говорящее небо; любовь, пережившая земное бытие и увековеченная в стихах (рассказ «Вечерняя заря»). Фет — это «июльский вечер с порывистым ветром, неожиданно холодными каплями дождя», малиновые кусты, в которых трепещет старый, больной человек («После дождя»). Н.Гоголь — это мороз и ветер, кварталы Большой Мещанской, шарманка, наигрывающая вальс, и печальный звон, стоящий над городом («Шинель»). Собранные вместе в сборнике «Незакатное солнце» (1940) и «Вечерняя заря» (1941) рассказы Борисова о писателях создали многоцветную картину русской культуры. Критики упрекали автора за слишком вольное отношение к историческим фактам, но это осталось его осознанным творческим принципом. «По сочинителю и приключение» — так сказал Борисов в повести об А.Грине «Волшебник из Гель-Гью» (1945), где романтическая природа дарования автора раскрылась с полной свободой. Пережив трудное для писателей его склада послевоенное десятилетие (официальная критика повесть об А.Грине решительно осудила уже за избрание им такого «космополитического» героя), Б. вновь вошел в контакт с широким читателем (преимущественно юным) созданием и публикацией романов о Жюле Берне (1955), Р.Стивенсоне (1957). Настольной книгой многих подростков стал однотомник Борисова «Жюль Верн. Под флагом Катрионы. Волшебник из Гель-Гью» (1960). Продолжил он и цикл о «служителях искусства»: повести о Н.Римском-Корсакове «Золотой петушок» (1960), о С.Рахманинове «Щедрый рыцарь» (1962), рассказы о Ф.Шаляпине (1966). Свежая память и непредвзятое мышление помогли Борисову в последние годы жизни написать ряд книг мемуарного характера, правдиво воссоздающих идейную борьбу эпохи сквозь призму быта, начертать выразительные портреты современников — от А.Блока до К.Вагинова, от М.Горького до С.Нельдихена. Он действительно предстал в них как остро чувствующий, но «беспристрастный очевидец». Г.В.Филиппов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 261-262. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Избранное. Л., 1957; Жестокий воспитатель. Л., 1961; Родители, наставники, поэты...: Книга в моей жизни. М., 1967, и др. изд.; Избранные произведения: в 2 т. Л., 1968; За круглым столом прошлого: Воспоминания. Л., 1972. Литература:Александров А. Творческий путь Леонида Борисова // Звезда. 1939. №1. С.230-238; Эвентов И. Рассказы Леонида Борисова // Литератрный современник. 1939. №1. С.230-238; Брандис Б. Леонид Борисов // Звезда. 1959. №1. Воронова О. Живи, не уставая // литература и жизнь. 1960. 28 сент.; Филиппов Г. По солнечной стороне // Звезда. 1967. №8. С.206-209; Гхоржевский С. Памяти Леонида Борисова // Простор. 1973. №2. С.78-79.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |