Борис Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Борис Владимирович

? -1015

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Борис Владимирович

Борис и Глеб. Икона.

Борис Владимирович (ум. 1015) - князь Ростовский, сын Владимира I Святого. После смерти отца узнал о захвате власти в Киеве Святополком Окаянным. Отказался от междоусобной борьбы с ним. Подосланные Святополком люди напали ночью на шатер князя и убили его. В XI в. вместе с братом Глебом, также убитым в результате происков Святополка, причислен к лику святых.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 45.


Св. Борис Владимирович (колено 5).

Из рода Рюриковичей. Сын св. Владимира Святославича. Единоутробный брат св. Глеба. Кн. Ростовский в 1010 - 1015 гг.

+ 24 июля 1015 г.

+ + +

Согласно летописи, матерью Бориса была некая "болгарыня". Однако Соловьев, вслед за Татищевым, считает, что матерью его была византийская царевна Анна. За это говорят и цветущая молодость Бориса и особая любовь Владимира к нему. Отец любил его более других сыновей и держал при себе, в чем было видно его намерение передать ему киевский престол. Желанию этому, однако, не суждено было исполниться.

В 1015 году печенеги пошли войной на Русь, и Владимир послал против них Бориса со всею дружиной, а сам сильно разболелся и вскоре умер. Пасынок его, Святополк, бывший до этого в ссылке в Вышгороде, немедленно захватил власть и сел в Киеве. Созвав киевлян, он стал задабривать их подарками. Киевляне брали деньги, но сердце их не лежало к новому князю. Все ждали, что предпримет Борис.

Тем временем Борис, не найдя печенегов возвращался с войском в Киев. По дороге пришла ему весть о смерти Владимира. Борис остановился на речке Альте и стал горько оплакивать его. Отцовская дружина советовала ему: "Есть у тебя достаточно воинов, пойди, сядь в Киеве на отцовском столе". Но Борис отвечал советникам: "Не подниму руки на брата своего старшего. Коли умер у меня отец, пусть старший брат будет мне заместо отца". Услышав это, воины разошлись. Борис остался на Альте один, лишь с немногочисленными слугами.

Святополк послал сказать Борису: "Хочу иметь с тобой любовь. К тому, что дал тебе отец, я еще прибавлю тебе владений". На деле же замышлял убить его. Летопись так повествует об этом преступлении. Святополк приехал из Киева в Вышгород, тайно призвал к себе боярина Путшу и других вышгородских мужей и спросил их: "Преданы ли вы мне всем сердцем?" Те отвечали: "Готовы головы свои положить за тебя". Тогда Святополк повелел им: "Не говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса".

Убийцы немедленно отправились в путь. За ночь они доскакали до Альты, тихо подступили к шатру Борисову и услыхали, что тот поет заутреню. Один из убийц ударил Бориса копьем сквозь ткань шатра и убил его. Потом перебили многих из слуг его. Тело Бориса завернули в ковер, погрузили на телегу, тайно привезли в Вышгород и похоронили в церкви св. Василия.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.


Памятник Борису и Глебу в г. Дмитрове.
Скульптор А.Ю. Рукавишников.

Борис и Глеб (X-XI вв.) - сыновья киевского князя. Владимира Святославича. По летописному свидетельству, имеющему характер большого и законченного рассказа, отличающегося художественными достоинствами, после смерти отца в 6523 (1015) киевский стол захватил Святополк Окаянный, к-рый, стремясь к единовластию, предательски умертвил своих сводных братьев, князей Борис Ростовского и Глеб Муромского. 2 мая 1072 года в Вышгороде состоялось торжественное захоронение гробниц с останками братьев во вновь отстроенном храме и их канонизация рус. церковью. Торжества имели не только церковное, но и полит, значение. В период феодальной раздробленности это был первый княжеский съезд, на который собрались потомки Ярослава Мудрого ради общего дела. Существует мнение, что именно тогда возникла "Русская Правда Ярославичей". В память первых рус. святых Борис и Глеб был установлен церковный праздник "месяца майя в 20".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997г.


Борис и Глеб (Борис Владимирович, в крещении Роман, ум. после 15.07.1015, и Глеб Владимирович, в крещении Давид, умер после 15.07.1015) — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича.

Сведения о Борисе и Глебе. в древнейших летописных памятниках сводятся к рассказу об их убиении, сохранившемуся в двух редакциях: в Новгородской первой летописи (НПЛ, см. Новгородские летописи) и Повести временных лет (ПВЛ) (более пространная). Некоторую информацию содержат также житийные повести, в первую очередь Сказание о Борисе и Глебе. И летописи, и Сказание называют мать Бориса и Глеба «болгарыней»; уже в ранних литургических памятниках образы братьев окружены царской топикой («светяся цесарьски» и т. п.). Эти данные, так же как оба имени Бориса (княжеское и крестильное), характерные для болгарского царского дома, позволяют думать, что мать Бориса и Глеба происходила из рода болгарских царей. Не представляется достаточно аргументированной гипотеза, будто Борис и Глеб были сыновьями Владимира от брака с Анной.

Реальные обстоятельства жизни Бориса и Глеба сильно затемнены агиографической стилизацией. Согласно взаимозависимым показаниям летописной повести и Сказания, после смерти старшего сына Владимира Вышеслава и перевода князя Ярослава Владимировича из Ростова в Новгород Борис был посажен отцом в Ростове, а Глеб — в Муроме, тогда как по «Чтению о Борисе и Глебе» Нестора Борис княжил на Волыни, а малолетний Глеб оставался в Киеве при Владимире. По Нестору, Борис был выведен отцом из Владимира-Волынского из опасений перед Святополком Владимировичем Окаянным , державшим соседнюю Туровскую волость, что было истолковано последним как желание Владимира передать киевский стол после своей смерти Бориса. Эти данные, так же как конфликт Владимира в конце его правления со старшими сыновьями — Святополком и Ярославом, позволяют догадываться, что позиции Бориса как престолонаследника были достаточно серьезны. Недаром для организации отпора печенегам Владимир незадолго до своей смерти вызвал в Киев именно Бориса.

В 1015 году Борис и Глеб погибли (даты их смерти — 24 июля и 5 сентября — условны, так как появляются только в житийных текстах); Борис был похоронен в Вышгороде при церкви Святого Василия, Глеб — на Смядыни под Смоленском (при Ярославе тело перенесено в Вышгород). Согласно ПВЛ, Борис, оставленный дружиной отца, был убит варягами Святополка на реке Альта, а Глеб, вызванный Святополком в Киев ложным известием о болезни Владимира, отправился не в Киев, а к Смоленску, где остановился в урочище Смядынь и куда Ярослав прислал ему весть о смерти отца и грозящей гибели. Убийцы настигли Глеба на Смядыни, по их приказу повар Глеба Торчин зарезал князя.

Трижды (при Ярославе Владимировиче Мудром, в 1072 и 1115 годы) тела Бориса и Глеба торжественно перезахоранивали в новых церквах Вышгорода. Канонизированы русской Церковью не позднее 1072 года. См. также Бориса и Глеба культ.

А. В. Назаренко, В. Г. Пуцко.

Цитируется по из.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 140-141.


Борис (в крещении Роман) Владимирович - любимый сын великого князя Владимира Святославича, Равноапостольного. По начальной Киевской летописи, он рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н. Татищева, Б. был дан Муром. Второй раздел произошел около 994 - 6 гг. С этого времени до 1015 г. в летописях о Б. нет никаких упоминаний. В 1015 г. заболел Владимир, и Б. был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиною для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и возвращаясь обратно остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии великокняжеского стола Святополком. Дружина предложила ему идти на Киев и овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружина Владимира покидает его и он остается с одними своими отроками. Между тем Святополк, который извещая Б. о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и вышегородских бояр для yбиения брата: симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами пришел на Альту, к шатру Борисову, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился обождать отправления Б. ко сну. Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лег на свой одр, как ворвались убийцы и копьями пронзили Б. и его слугу, родом венгра, именем Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего Б. убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк, узнав что он еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечем в сердце. Тело Б. тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия. Так погиб Б., любимый сын Владимира и известный своею любовью к церковному пению и молитве, жертвою уважения к родовым понятиям, еще в цветущей юности (около 25 л.). Вскоре же пал от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса - Глеб. Его тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св. Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русские люди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников и молитвенников. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью (напр. о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, Александра Невского над немцами), о паломничестве князей к их гробу (напр. Владимира Владимировича, кн. галицкого, Святослава Всеволодовича - кн. суздальского) и т.д. В 1071 году церковь включила их в число святых и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день перенесения их мощей в новую церковь, выстроенную кн. Изяславом Ярославичем в Вышгороде. В 1115 г. их мощи вновь торжественно перенесены русскими князьями в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь, в Вышгороде. Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей в разных городах России. До половины XVI ст. летописец приводит более 20 случаев построения церквей в честь их. Самый факт убиения служит для древних летописцев любимою темою для отдельных сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются преп. Нестору и черноризцу Иакову. "Сказание о св. Борисе и Глебе", по сильвестровскому списку издано И. И. Срезненским, с предисловием издателя, в 1860 году. В летописи под 1175 г. упоминается еще о мече Бориса, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому. 

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


БОРИС И ГЛЕБ (во святом крещении Роман и Давид), страстотерпцы, князья (ск. 1015), младшие сыновья равноап. кн. Владимира, воспитаны в христианском благочестии и получили хорошее образование. Старший — Борис — любил читать Священное Писание, труды отцов Церкви, и особенно жития святых, желая подражать подвигу угодников Божиих. Глеб разделял с братом его стремление посвятить жизнь служению Богу. Князь Борис получил в удел Ростов и, управляя своим княжеством, проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Он прославился также как храбрый и искусный воин, поэтому отец поставил его во главе своего войска в походе против печенегов. Пока кн. Борис был в походе, кн. Владимир умер, а старший его сын Святополк объявил себя вел. князем Киевским. Дружина уговаривала кн. Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но благочестивый князь, не желая междоусобной войны, распустил свое войско. Святополк не поверил искренности брата и подослал к нему убийц. Предупрежденный о вероломстве, кн. Борис, ставя превыше всего любовь и правду, не стал скрываться и, подражая мученикам первых веков христианства, спокойно встретил смерть. Убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил и брата Глеба, который также предпочел смерть междоусобной войне. Божие отмщение настигло властолюбца: Святополк был изгнан из Киева и скитался, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находя себе пристанища и покоя, а затем бесславно погиб.
Память мученикам и страстотерпцам Борису и Глебу отмечается 24 июля/6 авг., 5/18 сент. и 2/15 мая (перенесение мощей в 1115).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Литература:

Лесючевский В. И. Вышгородский культ Бориса и Глеба в памятниках искусства // Советская археология. 1946. Т. 8. С. 225—245;

Алешковский М. Х. Русские глебоборисовские энколпионы 1072—1150  гг. // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 104—125;

Назаренко А. В. Борис и Глеб // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 44—55 (некоторые разделы совместно с А. А. Туриловым, Н. С. Серегиной и др.);

Смирнова Э. С. Борис и Глеб (иконография) // Там же. С. 55—61.

Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источник: (Опыт анализа). М., 1957.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС