Бомарше, Пьер Огюстен Карон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бомарше, Пьер Огюстен Карон

1732-1799

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пьер Огюстен Карон Бомарше

Бомарше Пьер Огюстен (1732/1799) — французский комедиограф-драматург, теоретик искусства. Самым известным художественным произведением Б. является трилогия о Фигаро, веселом энергичном слуге, через взаимоотношения которого с его хозяином-графом автор пытается передать конфликт между низшим и высшим сословиями в преддверии Великой французской революции. По сюжетам двух из трех комедий этого цикла были созданы оперы такими великими мастерами, как А. Моцарт и Дж. Россини.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 36.


Бомарше, Пьер Огюстен Карон, де  (фр. Beaumarchais) (24.01.1732, Париж — 18.05.1799, там же) — французский драматург, изобретатель и общественный деятель. Родился в семье часовщика Андре Шарля Карона. Окончив коллеж, занялся ремеслом отца. В 1753 году изобрел анкерный спуск для часов, за что был принят в Лондонское королевское научное общество (1754). Вступив в брак, взял в 1756 году фамилию Бомарше по названию владения жены. В 1759 году — учитель музыки дочерей Людовика XV. В 1761 году купил должность королевского секретаря, дававшую дворянское звание. Активно занимался финансовой деятельностью. В 1767 году успешно дебютировал в качестве драматурга с пьесой «Евгения», но постановка его второй драмы «Два друга, или Лионский купец» (1770) провалилась. Оказавшись в 1770—1774 годы вовлеченным в ряд судебных процессов о наследстве своего делового компаньона Пари-Дюверне, опубликовал ряд памфлетов с критикой судебной системы Франции, которые принесли ему широкую популярность в обществе. Разоренный тяжбами Бомарше в 1774 года стал тайным агентом французского правительства, успешно выполнив ряд секретных миссий в Лондоне по предотвращению публикации памфлетов против версальского двора. В 1775 году театр «Комеди франсез» с успехом поставил комедию Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». В 1777 году Бомарше создал объединение драматургов для защиты авторских прав. В том же году он возглавил торговый дом «Родриго Горталес и Ко», через который французское правительство финансировало поставки оружия и боеприпасов повстанцам в Североамериканских колониях Великобритании (см. Война за независимость в Северной Америке 1775—1783 годов), и заработал на этом большой капитал. Напротив, предпринятая им публикация полного собрания сочинений Вольтера (так называемое Кельнское издание 1784—1790 годов) не получила общественного признания и оказалась крайне убыточной. В 1784 году состоялась триумфальная премьера комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», а в 1788 году — оперы А. Сальери «Тарар», для которой Бомарше написал либретто. Хотя считается, что пьесы Бомарше о Фигаро («Севильский цирюльник» и особенно «Безумный день») — простолюдине, одерживающем верх над дворянами, стали своего рода идейным провозвестием Французской революции XVIII века, их автор к самой революции отнесся крайне сдержанно, из-за чего стал объектом критики со стороны радикальных публицистов. Постановка завершающей части трилогии о Фигаро «Преступная мать, или Новый Тартюф» (1792) провалилась. В 1792 году Бомарше заключил контракт на покупку за рубежом оружия для французской армии, но из-за начавшейся войны не смог его выполнить и окончательно разорился. Отправившись в 1793 году в деловую поездку за границу, он был объявлен во Франции эмигрантом. Вернувшись в 1796 году, провел последние годы жизни в нищете и безвестности.

А. В. Чудинов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.


Бомаршэ Пьер Огюстен Карон Beaumarchais - знаменитый французский драматург и публицист, род. 24 янв. 1732 в Париже. Сын часовых дел мастера, он первоначально занялся ремеслом отца, но в тоже время ревностно изучал музыку. Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе и, благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ, сделался обладателем значительного состояния. В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Г„те: "Клавиго". Но посреди своих торговых спекулящй, Б. выступил перед публикой с двумя пьесами: "Eugenie" (1767) и "Les deux amis" (1770), из которых на сцене удержалась только первая. После смерти своего компаньона Дювернэ Б. начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом ее было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ. Чтобы добиться доступа к докладчику Г„цману, Б. поднес жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Г„цмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп. Б. был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению. Тогда он написал в свою защиту знаменитые "Memoires" (1774); затем "Suite de memoires" (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина. В тоже время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары - образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который еще и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент увидел себя вынужденным отменить приговор первой инстанции и как-нибудь замять это дело посредством соглашения. Симпатии публики к Б. выросли еще больше после представления классических театральных комедий его: "Севильский цирюльник" (1775) и "Свадьба Фигаро" (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомаршэ является провозвестником революции и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. "Свадьба Фигаро" выдержала 100 представлений подряд, и не даром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы. Когда началось восстание сев. американских колонии, Б. с большим уменьем принял на себя заботу о доставлении им военных припасов, нажив на этом миллионы. Замешанный в новом процессе (1781) за пособничество в уводе жены Корнманна, Б. нашел себе превосходного противника в Баргассе. Он снова выпустил "Мемуары", но уже без прежнего успеха. Процесс он выиграл, но на этот раз публика была не на его стороне. Вдобавок опера "Tarare" (1787) пошатнула его славу, как писателя, а комедия "La mere coupable" (1792), стоявшая в тесной связи с "Фигаро", встретила очень холодный прием. Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, не смотря на потраченные на него громадные издержки (Б. завел для этого издания даже особую типографы в Кэле) принесло Б. почти около миллиона убытку. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя поставку 60000 ружей республиканскому войску. От наказания он избавился только бегством в Лондон, а второй раз в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. Свое поведение в этом деле Б. пытался обелить в "Mes six epoques", предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий народа. Умер 19 мая 1799 года. 

Собрания его сочинении изданы: Бокь„, "Theatre de В.", с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье ("Oeuvres completes", Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Б„фом (Пар., 1858, 5 т.). См. L. de Lomenie, "В. et son temps" (Пар., 1856, 2 ч.); Huot, "В. en Allemagne" (1869); Bettelheim, "В." (Франкф., 1886); русский перевод трилогии А. Чудинова (Спб., 1890).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть I. (Зарубежная литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Пьер-Огюст Карон де БОМАРШЕ.

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Драматические произведения. Мемуары. М., 1971; Beaumarchais P. A. Caron, de. Oeuvres complètes. Paris, 1973.

Литература:

Кастр, Р. де. Бомарше. М., 2003; Lever M. Pierre Augustin Caron de Beaumarchais. 3 Vols. Paris, 1999—2004.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС