Больцано Бернард
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Больцано Бернард

1781-1848

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Больцано Бернард

Больцано Бернард (Bolzano Bernard) (5 октября 1781, Прага — 18 декабря 1848, там же) — чешский просветитель-гуманист, теолог, философ и математик; член Чешского королевского общества наук (1815). Окончил философский (1800) и теологический (1805) факультеты Пражского университета, где занимал (1805—1820) кафедру философии религии, избирался деканом философского факультета. Уволенный за «пропаганду свободомыслия» и лишенный права публичных выступлений, Больцано последние годы жизни отдал научным занятиям в области логики и математики. Его главное логико-философское сочинение — «Наукоучение, попытка всестороннего, большей частью нового изложения логики с параллельным ретроспективным вниманием к прежним авторам...» (Зульцбах, 1837) — обширный четырехтомный труд по методологии точных наук, логике и теории познания. Гносеология Больцано рационалистична, а для его онтологии характерно сочетание динамического атомизма (простые субстанции, взаимодействуя, непрерывно изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе»). Являясь противником психологизма в логике, Больцано разграничивал логическое содержание как объективную «материю» предложений (архетип всех прошлых, настоящих и будущих логически правильных суждений и умозаключений) от психологического акта суждения как мыслительного процесса. Логическому содержанию предложений — суждениям в собственном смысле (Satze an sich) он приписывал идеальное существование и в этой связи различал два вида объективного существования: реальное — «непосредственно данное» (во времени и пространстве) и нереальное, но возможное — существование «в себе» (позднее эти идеи Больцано вошли в качестве основных в феноменологию). Тавтологичность (тождественную истинность) законов логических Больцано выделял из более общего понятия аналитичности, алогическое следование (Ableitbarkeit) определял через «общезначимость в моделях», т.е. как некоторое семантическое отношение посылок и заключений к «действительности». Работая над техникой доказательств в математическом анализе, Больцано дал некоторые образцы теоретико-множественных рассуждений (теорема о предельной точке, понятие о сходимости ряда и др.). В «Парадоксах бесконечного» (1851, рус. пер.: Одесса, 1911) он еще до Г. Кантора начал исследования бесконечных множеств, отстаивая, вслед за Лейбницем, объективность актуально-беско- нечного (см. Абстракция актуальной бесконечности). В социальной этике Больцано защищал идеи равенства и прогресса, пытался разрешить дилемму между совестью и гражданским долгом. Принцип всеобщего блага Больцано утверждал в качестве высшего морального основоположения («О наилучшем государстве» — О nejlepsim state..., 1832).

M. M. Новосёлов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 297.

Больцано (Bolzano) Бернард (5.10.1781, Прага,— 18.12.1848, там же), чешский математик, философ, теолог. Занимал в 1805—1820 годы кафедру истории религии Пражского университета, за вольнодумство был уволен и лишён права публичных выступлений. Для философии Больцано характерно сочетание диалектического атомизма (простые субстанции непрерывно взаимодействуют и изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе», «чистых понятиях» и пр.). Главное логико-философское сочинение Больцано «Науко-учение» («Wissenschaftslehre», Bd 1—4, 1837) — обширный историко-критический обзор традиционных логических учений с критикой психологизма в логике и с оригинальным изложением дедуктивной логики. Требование логической строгости рассуждений Больцано перенёс на основы математического анализа (1810), дав некоторые образцы таких рассуждений (теорема Больцано о непрерывности функций, пример непрерывной функции, не имеющей производной и др.). В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851, рус. пер. 1911) Больцано явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Больцано отстаивал объективность актуально бесконечного. При этом он различал два рода существования объективного: существование реальное — «непосредственно данное» (во времени и пространстве), и не реальное, но возможное — существование (наличие) «в себе». В этом последнем смысле он понимал и объективную возможность существования бесконечных множеств — их наличие «по крайней мере, среди вещей не реальных».

В области социальной этики Больцано защищал идеи равенства u прогресса; принцип всеобщего блага он утверждал в качестве высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем государстве» — «О nejlepsim state», 1831).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Lehrbucn der Religionswissenschaft, Sulzbach. IS3i; Grundlegung der Logik, Hamb., [1963]; Mathematische und philosophische Schriften 1810—1816, Bd l — , Bad Gannstatt — Stuttg., 1977—.

Литература: Нуцубидас В., Б. и теория науки, «Вопросы философии и психологии», 1913, кн. 116-117; Фёдоров Б И Логика Б. Б., Л., 1980; Walds с h mitt L., Bolzano's Begründung des Objektivismus in der theoretischen und praktischen Philosophie, Würzberg, 1937; Winter E., B. Bolzano. Ein Lebensbild, Stuttg.— Bad Cannstatt, 1969; Bolzano-Sympo-sion. Bolzano als Logiker, W., 1974; L o u 2 i l J., B. Bolzano Studie z ukäzkami z dila, Praha, 1978.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Wissenschaftslehre..., Bd. 1-4, 2 ed. Lpz., 1929-31;

Was ist Philosophic? Wien, 1849;

Mathematische und philosophische Schrificn 1810-16, Bd. 1. Stuttg.-Bad-Cannstadt, 1977.

Литература:

Нуцубидзе III. Больцано и теория науки,— «Вопросы философии и психологии», кн. 116—117. М., 1913;

Кольман Э. Б. Бернард Больцано. М., 1955;

Фёдоров Б. И. Логика Бернарда Больцано. Л., 1980;

Колядко В. И. Бернард Больцано. М., 1982;

Lebensbeschreibung des Dr. В. Bolzano mit einigen seiner ungedruckten Aufsatze und dem Bildnisse des Verfassers, eingeleitet und erlautert vom Herausgeber. Sulzbach, 1836 (автобиография);

Molitor A. Bernard Bolzano: Wissenschaft und Weltbild. W„ 1949;

Schoz H. Wissenschaftslehre Bolzano.— «Archiv fur Philosophic», 1956;

Berg J. Bolzano's Logic. Stockh., 1962;

Winter E. fi.Bolzano. Ein Lebensbild. Sluttg.-Bad-Cannstadt, 1969;

Bolzano-Symposium. Bolzano als Logiker. W., 1974;

Louzil J. Bolzano. Studie z ukazami z dila. Pracha, 1978.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС