Большаков Иван Григорьевич |
|
1902-1980 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Григорьевич БольшаковБольшаков Иван Григорьевич (27.9.1902, деревня Московская Слобода Крапивянского уезда Тульской губернии - 19.3.1980), государственный деятель. Сын крестьянина. Образование получил в Московском институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова (1928) и экономическом Институте красной профессуры (1931). С 1916 работал на Тульском оружейном заводе. В 1918 вступил в РКП(б). В 1924-27 инструктор райкома профсоюза металлистов. В 1927-28 ответственный секретарь Центрального бюро пролетарского студенчества ВЦСПС. В 1931-37 консультант Управления делами СНК СССР. С 1937 зам. управляющего делами, в дек. 1938 - Июне 1939 управляющий делами СНК СССР. С 4.6.1939 пред. Комитета по кинематографии при СНК СССР. 20.3.1946 комитет преобразован в Министерство кинематографии СССР во главе с Б. Руководил всем кинопроизводством страны, давая "добро" исключительно на фильмы, выполнявшие идеологическую функцию. В последние годы способствовал появлению огромного числа низкокачественных фильмов на "производственные темы". После смерти И.В. Сталина 15.3.1953 министерство вошло в состав Министерства культуры СССР, а Большаков, который остался во главе кинематографа, получил ранг заместителя министра. С 1954 зам. министра внешней торговли СССР, с 1960 зам. пред. Государственного комитета Совета министров СССР по культурным связям с зарубежными странами. В янв. 1963 вышел на пенсию. Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000. БОЛЬШАКОВ Иван Григорьевич (1902-1980). Министр кинематографии СССР. Родился в д. Московская слобода Тульской губернии. Член компартии с 1918 г. Окончил в 1928 г. Московский институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова; в 1931 г. — Институт Красной профессуры. С 1938 г. — управляющий делами СНК СССР. С 1939 г. — председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, с 1946 г. — министр кинематографии СССР. В 1954-1959 гг. — заместитель министра внешнней торговли СССР. Кандидат искусствоведческих наук (1950). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени. Г. Марьямов пишет: «Без малого 15 лет И.Г. Большаков был министром. Срок большой в условиях того времени. Столь долговременное пребывание на этом посту называют даже "большаковским феноменом". Чем его объяснить? Да, срок для тех, кто общался с "отцом народов", очень большой. Его "отцовство" обычно бывало более коротким и для многих заканчивалось трагически. Исключение составляли те, в ком он видел для себя не более чем обслугу. Сталин не любил, чтобы перед ним мелькали новые лица, они внушали опасение, вызывали глубоко скрываемый страх. Но это уже вопрос для психологов. Во всяком случае, люди, входящие в понятие „сталинского окружения" на нижних эшелонах, находились при нем годы и даже десятилетия. Это нельзя не учитывать, объясняя „феномен Большакова". Сталин привык, входя в просмотровый зал, видеть за микшером знакомое лицо. Для него оно было не более, чем принадлежностью просмотрового зала. Вместе с тем Большаков обладал качеством, которое очень ценилось: он был идеальным исполнителем, натренированным еще в годы пребывания у Молотова управляющим делами Совнаркома. Большаков мог отвечать „с листа" на вопросы, не заглядывая в записи. Это устраивало Сталина. Не случайно во время войны он предпочитал иметь дело со штабистами, способными „наизусть" докладывать оперативную карту. Еще одной чертой обладал Большаков: он не имел привычки подставлять к ответу подчиненных, даже в трудных обстоятельствах не отдавал людей „на заклание", к чему прибегали многие в обстановке царивших интриг и доносительства. Большаков не втягивался в политические игры, участники которых в конце концов сами становились их жертвами. Для „сталинского министра", как его иногда называют, это было немалым достоинством. Большаков не переоценивал свою роль. Как-то в минуту откровения он шутливо сказал мне: „Я только извозчик". Но надо отдать ему должное: он хорошо изучил дорогу Гнездниковский1 — Кремль, умел обойти встречающиеся на пути ухабы и, главное, знал коварный нрав своего хозяина. Из рук Большакова Кремль получал все картины, и одно это делало роль „развозящего" далеко не малозначительной. На просмотр в Кремль отвозились все более или менее крупные работы — художественные, документальные, научно-популярные. Исключение составляли явно неудачные — творческий брак, который, по принятому в кино выражению, „клался на полку". Для „полки" было достаточно решения Художественного совета министерства или лично министра. Однако без согласия Кремля ни один фильм, особенно известного режиссера или на значительную тему, не мог появиться на экранах страны. Советский кинематограф имел одного верховного цензора— Сталина» (Марьямов Г. Кремлевский цензор. М., 1992. С. 117-118). Примечания1) В доме на Гнездниковском переулке в Москве размещалось Управление кинематографии. Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |