Болотов, Василий Васильевич |
|
1853-1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Васильевич БолотовБолотов, Василий Васильевич (31.12.1853, село Кравотынь Тверской губернии — 05.04.1900, Санкт-Петербург) — историк-востоковед, богослов, источниковед и текстолог. Родился в патриархальной православной семье: отец служил в Троицком соборе, а мать вела хозяйство. Закончив местное училище, продолжил занятия в Тверской духовной семинарии, которую блестяще окончил в 1875 году и в том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Глубокий интерес к истории древней Церкви и языкам (по свидетельству современников, Болотов знал около 20, включая европейские и восточные — сирийский, коптский, амхарский, геэз и другие) определили его профессиональные занятия на многие годы. Другой областью научных изысканий было христианское богословие: так, в 1879 году Болотов защитил магистерскую диссертацию «Учение Оригена о Святой Троице», поставившую его в ряд крупных знатоков патрологии в России. Вскоре Болотов оставили при кафедре древней церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, на которой он как преемник своего учителя, историка и богослова И. В. Чельцова, автора фундаментального труда «Древние формы символов веры» (1870), прошел долгий путь и дослужился до звания ординарного профессора (сентябрь 1896). Круг интересов Болотова был весьма обширен: наряду с богословием, философией и историей его привлекали точные науки (отсюда оперирование математическими данными при уточнении хронологии древних календарей). Блестящие познания в области астрономии и математики поставили Болотова в уникальное положение: мало кто из его современников-гуманитариев имел возможность подтвердить свои наблюдения и выводы данными точных наук. Не случайно с 1899 года Болотов входил в состав Комиссии по реформе календаря при Русском астрономическом обществе. Владение древними и современными языками позволяло в необходимой полноте изучить различные стороны духовной жизни Церкви в Сирии, Эфиопии, Египте. Лингвистическая эрудиция Болотова была востребована не только в духовных учреждениях, но и в светских, в частности в Министерстве иностранных дел, привлекшем ученого к переводу деловой переписки на восточных языках. Доктор церковной истории honoris causa (май 1896 года) Санкт-Петербургской духовной академии, яркий лектор и популяризатор науки, Болотов уделял особое внимание ведению богословских переговоров католического и православного клира (так появилась специальная работа, посвященная спорам о Filioque). Итогом многолетней преподавательской деятельности Болотова в Академии стала публикация в течение 1907—1918 годов стараниями А. И. Бриллиантова «Лекций по истории древней Церкви», выдержавших несколько изданий. Важным событием в российской исторической науке конца XX — начала XX века явилась подготовка первых 4 томов Полного собрания церковно-исторических трудов Болотова. «Лекции», собранные и отчасти воссозданные (по архивным записям покойного) А. И. Бриллиантовым, включают материалы, прочитанные Болотовым перед студентами Санкт-Петербургской духовной академии в 1887—1888, 1890—1891, 1898—1899 годы. Содержание труда позволяет получить весьма полное представление об укладе, внутренней жизни и структуре древней Церкви, ее социальном, политическом и экономическом положении, а также взаимоотношениях со светской властью. Большую ценность имеют разделы «Лекций», в которых Болотов обращается к изучению всего корпуса доступных источников (археологических, эпиграфических, нумизматических и т. д.) и историографии (в том числе восточной — сирийской, египетской, эфиопской, армянской). Многочисленные изыскания Болотова по церковной истории, богословию, блестящие текстологические и источниковедческие работы, отличающиеся исторической и лингвистической точностью, оказали глубокое воздействие на отечественную как церковную, так и светскую гуманитарную науку. Достаточно указать, что по ходатайству В. Г. Васильевского Болотова избрали членом-корреспондентом Петербургской академия наук (1893), тем самым признав его заслуги перед российской и мировой наукой. Болотов удостоился многих наград (орденов св. Станислава и Анны) и премий. Годы напряженного труда и слабое физическое здоровье стали причиной раннего ухода Болотова из жизни; выдающийся исследователь похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. А. К. Гладков. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.
Далее читайте:Историки (биографический справочник). Сочинения:Собрания церковно-исторических трудов в 8-ми томах. Т. I—IV. М., 1999—2002; Неизданное письмо В. В. Болотова И. С. Пальмову / Публ., ст., коммент. Л.А. Герд // Христианское чтение. Вып. XIX. СПб., 2009. C. 39—81; Лекции по истории древней Церкви. М., 2004. Литература:Тураев Б. А. В. В. Болотов // Журнал министерства народного просвещения. 1900. № 8. С. 81—101; Сидоров А. И. В. В. Болотов — человек и ученый // Болотов В. В. Собрания церковно-исторических трудов в 8-ми томах. Т. 1. М., 1999. С. XII—XL; Герд Л. А. В. В. Болотов: обзор рукописного наследия // Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга / Под ред. И. П. Медведева. СПб., 2004. С. 256—285.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |