Болдырев Дмитрий Васильевич |
|
1885-1920 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Дмитрий Васильевич БолдыревБолдырев Дмитрий Васильевич (2.05.1885—12.05.1920), философ. Родился в
Петербурге. Окончил Петербургский университет. С 1918 был доцентом Пермского
университета. Во время гражданской войны он попал в руки
большевиков и умер
от тифа в иркутской тюрьме. Главная работа Д. Болдырева «Познание и
существование» осталась незаконченной и была опубликована его вдовой в
Харбине в 1935 с введением Н. Лосского. В этой книге Болдырев развивает
чрезвычайно оригинальную концепцию «интенсивной величины», т. е. степени
реальности объекта, которая видоизменяется с удалением объекта во времени и
пространстве. Разрабатывая свою теорию фантазии как видение объектов потустороннего мира, Болдырев провел зиму 1914 в Пиренеях с целью быть поближе к Лурду, в окрестностях которых св. Бернадетту осенило видение девы Марии. Болдырев описал свои впечатления в ст. «Неопалимая купина» («Русская мысль», 1915), показывающей, что у него было литературное дарование. Лосский Н. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
БОЛДЫРЕВ Дмитрий Васильевич [20 апреля (2 мая) 1885, Петербург — 12 мая 1920, Иркутск] — русский философ, писатель, публицист. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1918 переехал в Пермь, получив должность доцента местного университета, затем в Омск, где возглавил пресс-бюро при правительстве Колчака. Был арестован революционными властями и умер в заключении от тифа. Разработал теоретико-познавательную концепцию «объективизма», близкую интуитивизму Н. О. Лосского и С. Л. Франка. Опираясь на некоторые идеи Демокрита и Плотина, пытался дать антисубъективистское истолкование проблемы отношения «знания» и «бытия», полагая, что между этими сторонами действительности «нет разницы по существу», ибо «познавательный образ есть тот же предмет, только в ослабленной степени» своих излучений и вибраций, заполняющих Вселенную и остающихся даже после гибели их макроисточника. Поэтому независимо от наших противоречивых мнений о мире он един, абсолютен и познаваем «в своих подлинных качествах». Внесубъектные, «вне- телесные» содержания знания (первичные и вторичные качества, воспоминания, а также фантазии и логические абстракции) Болдырев называл «представлениями». В них «бытие» явлено нашему я «таким, каким оно существует». Ощущения —всецело внутрителесные состояния (голода, озноба, усталости и пр.). Солипсизм рождается от смешения с ними вторичных качеств. Чувство, мысль и воля (сфера психического) трактовались им как своеобразные эпифеномены, в основе которых лежит конкретный тип координации «ощущения и представления». Так, мысль — это «сопряженность», «со-знание» посредством акта внимания познающего я с предметом познания, локализуемое в области головного мозга и органов восприятия. В своих политических воззрениях Болдырев был сторонником концепции православно-монархической теократии, особенностью которой являлась идея не политического, а «духовного» руководства Церкви, отделенной от государства, и подчинения «царства» не первосвященнику, а соборному священству. Н. Старненко Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 295.
Болдырев Дмитрий Васильевич (20.04.2(05). 1885, Петербург - 12.05.1920, Иркутск) - философ и публицист. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, после чего был оставлен на кафедре философии для преподавательской работы. Стажировался у Германии, в Гейдельбергском и Марбургеком университета» В 1918 году переехал в Пермь, где в качестве приват-доцента читал лекции в местном университете. В 1919 году был назначен директором пресс-бюро Русского бюро печати при правительстве Колчака. Умер Болдырев в тюремном-госпитале от сыпного тифа вскоре после-ареста революционными властями. Единственное крупное и незавершенное сочинение Болдырева - «Знание и бытие» - было издано в 1935 году за границей. В нем развита гносеологическая концепция «объективизма», которую Болдырев относил к тем прогрессивным течениями философии начала XX века, что «преодолевают мертвящий дух субъективизма» и освобождают научное мировоззрение от психологических напластований. Самым «многообещающим» направлением антисолипсистской волны он считал интуитивизм. Развивая идеи Н. О. Лосского и Франка о единстве субъекта и объекта, непосредственно-очевидной природе знания и органическом строении мира, Болдырев выдвинул и обосновал принцип самопознаваемости бытия; положение о строго объективном содержании всех, за вычетом узкой области ощущений, феноменов человеческого познания, включая воображение, фантазию, иллюзии и галлюцинации; разработал теорию переменной величины в онтологии и гносеологии. Принцип абсолютной объективности или, в терминологии Болдырева, «очевидности» всего массива человеческого опыта обосновывался им путем предельной космизации понятия субъекта, наряду с провозглашением самой способности познания, сводимой, в свою очередь, к самопознанию Абсолюта, - всеобщей, атрибутивной, «родовой» особенностью бытия. «Единственный субъект, держатель знания, есть его объект, т. е. весь мир». Поэтому «знание, очевидность есть свойство самого мира», а не продукт творения каких-либо индивидов, «оно ни в каком смысле не психично». С позиций такого глобального подхода исчезают границы внутреннего и внешнего опыта, «мир смотрится в нем на себя изнутри, а не извне», и «то, что смотрится, то и знается». «Другими словами, мир познает себя сам или, просто, познается», наподобие того, как он покоится, движется, развивается и т. п. В противоположность механицизму, дробившему мир на дискретные, разделенные пустотой элементы, Болдырев, следуя традициям неоплатонизма, считал, что вещи «вырастают из одного общего корня» - Единого Первоначала, представляя собой неоскудеваемый, хотя и постепенно сгущающийся (материализующийся) поток тончайших световых энергий, благодаря проникающей природе которых «всякая прерывность всегда существует на фоне некоторой непрерывности», иначе говоря, «все существует во всем». А поскольку «между нами и мировым целым» также «нет грани», то в человеческих представлениях все «познается таким, каким оно существует», т. е. в своих «подлинных качествах». К абсолютно объективным, «внетелесным» и «вне-субъектным» формам познания Болдырев относил чувственные восприятия первичных («звуки, цвета, запахи») и вторичных («твердость, движение, протяжение») качеств, математические абстракции («геометрические фигуры, число, закон, множества и т. д.»), а также «все образы», создаваемые воображением и фантазией, «как, напр., образ дракона, кентавра». Предпосылкой для столь решительной онтологизации опыта служила теория «интенсивной величины» бытия предметов, уменьшавшейся по мере возрастания пространственно-временной дистанции между последними и воспринимающим их субъектом. На том основании, что эманация, т. е. «повторение себя в бесчисленных непрерывных степенях ослабления, свойственна не только Абсолютному, но и каждой частной» вещи, Болдырев выдвинул идею непреходящего и повсеместного, вплоть до самых отдаленных уголков Вселенной, «реального вездеприсутствия» любого однажды возникшего события, каким бы малозначительным и быстротечным оно ни казалось. «Каждый предмет», даже такой «мертвый и косный», как лежачий камень, пребывает «во всех точках» мирового пространства, «нимбами своих повторений» он «разлит всюду в разных степенях силы», бесконечно убывающей «к нулю». Прошлое, утверждал Болдырев, сохраняется навечно. Подобно «угасшим звездам», вещи, «уже умерев», тем не менее «продолжают светить, т. е. оставляют после себя свое слабеющее повторение... Их отзвуки, их следы, их ароматы... мы встречаем повсюду на той или иной глубине от окружающих нас предметов». Проблема познавательного образа решалась Болдыревым в бескомпромиссно объективистском духе. Образ не есть «субъективное нечто». «Между образом и предметом нет разницы по существу, и образ есть тот же предмет, только в ослабленной степени» своего бытия, а потому «нет разницы в их объективности». Ясновидение, яснослышание, «осязание на расстоянии» - закономерное следствие «вездеразлитости, точнее, непрерывности образов и предметов». Заключительный вывод Болдырева об относительной противоположности бытия и знания как двух условно-различных аспектов единой реальности - «знание есть слабейшая степень бытия. И обратно: «бытие» есть усиленная степень знания». Большое значение для Болдырева имела проблема обоснования объективно-правдоподобного характера фантазии. По его мнению, фантазия - это игра образов, «радужный перелив друг в друга раздельных предметов». К примеру, мифический «фавн есть переход между козлом и человеком, но только, естественно, отрезанный от своих крайних пределов». Под ним скрывается реальный исторический тип «первобытного горного пастуха». Социально-политические воззрения Болдырева имели выраженную религиозную окраску. Он был убежденным сторонником традиций и незыблемости русского православия и разоблачал как модернистские поветрия, преследовавшие цель перестроить его в соответствии с «духом современности», так и попытки «вернуть Церковь к первохристианской простоте», видя в них слабо замаскированные варианты баптистско-лютеранской реформации. Все революции, происшедшие в России в XX веке, Болдырев считал массовыми судорожно-эпилептическими припадками «хлыстовщины», которые были вызваны ослаблением национально-православного духа и инспирированы революционным племенем интернациональных «перекати-поле». К демократии и ее завоеваниям Болдырев относился иронично, как к политическому балагану. Не вызывал у него симпатий и самодержавный абсолютизм, умертвивший в фискальных объятиях живую душу православия. Исторически сложившимся идеалом государственного устройства на Руси, утраченным в послепетровскую эпоху, Болдырев считал «особый род теократии, основанной не на совмещении, а на разделении Церкви и царства при духовном родительском первенстве Церкви, и на подчинении царства не священнику, а священству», По мысли Болдырева, церковь «возрожденного православия» должна быть «духовным руководителем» вставшей «в сыновнее отношение» к ней государственной власти. Н.Н. Старненко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 67-68. Сочинения: Огненная купель // Русская мысль. 1915. № 11-12. Голос из гроба// Русская свобода. 1917. № 4; Церковные впечатления // Там же. № 9; Золотой век Августа // Там же. № 12/13, Заливы и проливы // Там же. № 14/15; Официальная революция // Там же. № 24/25; Знание и бытие. Харбин, 1935. Литература: Лосский Н. О. Предисловие // Болдырев Д. В. Знание и бытие. Харбин, 1935; Вейдле В. Памяти Д. В. Болдырева // Последние новости. Париж, 1936, 2 января.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Неопалимая купина // Русская мысль. 1915. № 11—12; Голос из гроба // Русская свобода. 1917. № 4; Большевизм в Церкви // Русская мысль. 1917. № 11—12; Официальная революция // Русская свобода. 1917. № 24—25; Познание и существование. Харбин, 1935 (на англ., рус. яз. — Знание и Бытие). Огненная купель. — «Русская мысль», 1915, № 11; № 12; Знание и бытие. Харбин, 1935. Литература:Лососий Н. О. Предисловие. — В кн.: Болдырев Д. В. Знание и бытие. Харбин, 1935. Вейдле В. Памяти Д. В. Болдырева // Последние новости. Париж, 1936, 2 января.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |