Бохеньский Юзеф Мария
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бохеньский Юзеф Мария

1902-1995

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Юзеф Мария Бохеньский

Бохеньский (Bochenski) Юзеф Мария (1902-1995) - польско-швейцарский философ-неотомист, член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов), политэкономию (Познань), философию (Фрейбург, Швейцария), теологию (Рим). С 1931 - доктор философии, с 1935 - доктор теологии, с 1966 - почетный доктор юриспруденции Университета Нотр-Дам (США). Работал в Италии (университет Ангеликум в Риме, 1935-1940), Польше, потом во Фрейбурге: директор Института восточноевропейских исследований (1957-1972), декан философского факультета, профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81 году жизни получил лицензию пилота. Основатель журнала "Studies in Soviet Thought" (1961) и серии "Sovietica" (1959). Основные сочинения: "Логика Теофраста" (1939), "Диамат" (1950), "Формальная логика" (1956), "Современная западная философия" (1957), "Методы современного мышления" (1965), "Марксизм-ленинизм" (1976) и др. Бохеньский исследовал проблемы современной логики, истории философии, философии религии.

В его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии, которая рассматривается им как функция метафизики. "Метафизика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта", - подчеркивал Бохеньский. Основная проблема онтологии - соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Бохеньский выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неорганическое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает бессмертной душой, схватывающей (в своем высшем совершенстве) достоинства предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать, обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Бохеньского исходит из двух томистских принципов: "интеллиги-бельности" (порядок творения через посредство божественной идеи и воплощение ее в вещи таковы, что возможен обратный путь восхождения к идее) и "соучастия" (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога). Акт сознания - это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неотомизм может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто. Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Бохеньскому, - вера, лишенная научного обоснования, с явно выраженной детерминантой тотального атеизма.

Согласно Бохеньскому, Марксу часто приписываются взгляды Энгельса, Плеханова, Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс, у Бохеньского, ставил перед собой задачу чисто теоретическую - создание "научного социализма" и социологии (одним из основателей которой, с точки зрения Бохельского, он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание, не выдержавшие испытания временем, концепты: "класс", "прогресс", "диалектический материализм", а также организовывался как доктрина по принципу идейной секты во главе с гуру. Творчество Бохеньского сыграло весомую роль в процессах успешной полемики демократических мыслителей против их ортодоксальных марксистских оппонентов - особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения.

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Бохеньский (Bocheniski) Юзеф Мария (30 августа 1902, Чушув, Польша — 1995, Фрибург, Швейцария) — швейцарский философ-неотомист польского происхождения, доминиканец. В 1920—1926 изучал философию и право во Львовском и Познаньском университетах, в 1928—1931 — философию в Фрибурге (Швейцария), в 1931—1935 — теологию в папском университете «Ангеликум» в Риме. В 1935— 1940 преподавал в «Ангеликум», а также в Ягеллонском университете в Кракове. Во время 2-й мировой войны служил в польской армии в Великобритании и Италии. После войны был профессором, деканом философского факультета, ректором Фрибургского университета; преподавал в ряде университетов США.

Бохеньский — один из основателей (наряду с Г. Веттером) советологии, учредитель и многолетний редактор журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica». В 1957—1972 был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибургском университете. Бохеньский — автор ряда фундаментальных работ по истории философии, логике и истории логики, философии религии. По своей философской ориентации Бохеньский рационалист, считающий, однако, что при исследовании фундаментальных проблем философского характера человеческая мысль неизбежно наталкивается на границы, которые она не в состоянии преодолеть. Поэтому религия включена в контекст исследований философа или ученого, предопределяя исходную установку рассмотрения проблемы. В своих работах осуществлял «ассимиляцию» неотомизма, дополняя его отдельными положениями феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В историко-философских работах рассматривает становление философии 20 века как продолжение процесса преодоления философской парадигматики нового времени. Следуя традициям томизма, Бохеньский негативно характеризует этот период: целостную концепцию бытия сменил механицизм, а понимание человека как носителя божественного начала— субъективизм. Главными характеристиками современного европейского знания Бохеньский считал антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание способности человека постигать мир), плюрализм и персонализм.

Ф. Овсиенко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 302-303.

Бохеньский (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейцарский философ-неотомист. По национальности поляк. Один из теоретических лидеров антикоммунизма. Член ордена доминиканцев. Директор (1957—1972) Института восточно-европейских исследований при Фрейбургском университете, основатель и издатель (с 1961 года) журнал «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica» (с 1959). Бохеньский фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая ему «экспансионизм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религиозной верой. Признаная в последние годы успехи сов.етскойфилософии и усиление её международной роли, Бохеньский выступает в духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по истории и методологии философии, логики и теологии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Europäische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of religion, N. Υ., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum philosophischen Denken, Basel —W., 197311; Was ist Autorität?, Basel —W., 1974; Marxismus-Leninismus, Münch., 19742.

Литература: «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; Ситковский Е. П., Против филос. антикоммунизма, в кн.. Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Якушевекий И. Т., Ценные признания одного из наших «критиков» (О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Быховский Б. Э., Партии в философии и филос. камуфляж, «Коммунист», 1967, № 1.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Сочинения:

Europaische Philosophie der Gegenwart. Bern, 1947;

Der sowjetrussische dialcktische Materialismus (Diamat), 1950;

Formale Logik. Freiburg—Munch., 1956;

Handbuch des Weltkommunismus. Munch., 1958;

Wege zum philosophischen Denken. Freiburg, 1959;

Uber den Sinn dcs Lebens und iiber die Philosophe: Aufsatze. Freiburg, 1987;

Logika i filozofia. Warsz., 1993;

Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. М., 1993.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС