Богданов Александр Александрович |
|
1873 - 1928 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Александрович БогдановПолитический деятельБогданов (псевдоним Малиновского) Александр Александрович (1873—1928) — русский советский философ, культуролог и экономист, публицист. По образованию врач. С 1903 примыкал к большевикам. В 1909 исключен из партии. Был одним из организаторов и руководителей созданного в 1917 Пролеткульта. Характеризуя взгляды Богданова, Ленин в 1908 отмечал четыре стадии его философской эволюции. Сначала Богданов — «естественноисторический» материалист («Основные элементы исторического взгляда на природу», 1899). В конце 90-х гг. он перешел на позиции так называемого энергетизма (см., например, «Познание с исторической точки зрения», 1901). Потом он стал сторонником философии Маха и вскоре создал эмпириомонизм («Эмпириомонизм». Кн. 1—3, 1904—1906) как вариант позитивизма, придавший практике человека смысл универсального онтологического принципа. В 1907—1912 попытался устранить противоречия эмпириомонизма, преобразовав его в «подобие объективного идеализма». Начиная с 1912 Богданов разрабатывает так называемую тектологию (от греч. tektainomai — строить, созидать) — всеобщую организационную науку, призванную исследовать формы и типы структур и систем в любых областях действительности, практической деятельности и познания. В тектологии он высказал ряд идей (об иерархии и классификации систем и способов их поддержания, об обратной связи, гомеостазе, моделировании, широких аналогиях, переносах методов из одних наук в другие и др.), развитых позднее в общей теории систем, кибернетике и концепциях научной организации труда. Сначала Богданов пытался заменить тектологией философию и диалектику, затем пришел к выводу, что первая есть нефилософская наука. Имевшиеся у Богданова мотивы релятивизма и механицизма, а также абсолютизации равновесия как принципа устойчивости систем оказали влияние на Н. И. Бухарина, который высоко ценил метод Богданова, но отвергал эмпириомонизм как нематериалистическое учение. Критика эмпириомонизма Богданова дана в «Материализме и эмпириокритицизме» Ленина, а также в работе «Маterialismus militans» Плеханова. Сочинения: «Философия живого опыта» (1913), «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913—21, 1989 (переиздание), «О пролетарской культуре, 1904—1924» (1924) и др. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 49. Вернуться на главную страницу Богданова.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |