Бобров Сергей Павлович |
|
1889-1971 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бобров Сергей ПавловичБобров Сергей Павлович [27.10(9.11).1889, Москва — 1.2.1971, Москва] — поэт, прозаик, критик, переводчик, литературовед. Бобров родился в дворянской семье, его отец был чиновником Министерства финансов и известным шахматистом, издателем журнала «Шахматное обозрение», мать — детской писательницей. Получил образование в Москве — сначала в Катковском лицее, затем — в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Археологическом институте. После окончания института преподавал математику и статистику. Бобров начинал как символист, был участником кружка по изучению поэтического ритма, которым руководил Андрей Белый, а литературным учителем считал Валерия Брюсова. Однако к моменту выхода своего первого поэтического сборника «Вертоградари над лозами» (1913) поэт находился под влиянием «левого» искусства и с особенным вниманием следил за творчеством Н.Гончаровой. Именно Гончарова проиллюстрировала первый сборник Боброва, вышедший в издательстве поэтического кружка «Лирика», которым руководил Бобров. При выборе названия для этого сборника Бобров руководствовался давней поэтической традицией — слово «вертоград», обозначавшее «плодовый сад», «виноградник» и символизировавшее божественный сад поэзии, фигурировало в качестве названия многих поэтических сборниках. (от «Вертограда многоцветного» Симеона Полоцкого до «Зеленого вертограда» Константина Бальмонта). Соответственно, вертоградарем (садовником) словесного, поэтического сада в образной системе Боброва считался поэт. В названии сборника зашифрован и небесный вертоград — райский сад. В 1914 группа «Лирика» распалась, и на ее основании возникло футуристическое лит. объединение «Центрифуга», просуществовавшее до 1918. При «Центрифуге» действовало одноименное издательство. В литературных объединениях «Лирика» и «Центрифуга», возглавляемых Бобров, начинали свой литературный путь Б.Л.Пастернак и Н.Н.Асеев. В 1913 в издательстве «Лирика» вышел первый поэтический сборник Б.Пастернака «Близнец в тучах», а в 1914 — поэтический сборник Н.Асеева «Ночная флейта». В качестве автора футуристических стихотворений, критических статей и художника-иллюстратора Бобров участвовал в «левом» литературном альманахе «Руконог» — первом сборник «Центрифуги». Однако если в качестве критика Бобров всячески пропагандировал «левое» искусство, то как поэт он балансировал между футуризмом и символизмом. Так, второй поэтический сборник Бобров «Алмазные леса» (1917) вернул поэта в русло символизма. В то же время третий сборник Бобров — знаменитую «Лиру лир», вышедшую в том же 1917, современники по праву считали футуристической. Для поэтических текстов Боброва характерна некоторая деформация синтаксиса и тяготение к свободному стиху. Как один из идеологов «левого искусства» Бобров был на редкость догматичным и жестким критиком. Поэт печатал свои безапелляционные литературные обзоры в журнале «Красная новь», «Печать и революция», «Наши дни». Именно он в 1921 назвал Блока «поэтическим мертвецом» и неоднократно резко высказывался против неоклассической традиции в русской поэзии, носителем которой выступала «петербургская школа». Однако в раннем стихотворении «Prodomomea» («За мой дом») Бобров связал свое поэтическое кредо с преклонением перед «судьбой обманчивой Туманского и Деларю» — поэтов, навсегда оставшихся в литературе благодаря одному или нескольким ярким текстам. Так, Ф.А.Туманский (1799-1853) известен лишь благодаря романсу «Вчера растворил я темницу». Подобная судьба постигла и М.Д.Деларю (1811-68), друга Пушкина и Дельвига. Литературная судьба Бобров действительно была обманчивой — современники считали его несостоявшимся великим поэтом. В 1930-е поэтические тексты Боброва стали традиционными по форме, но эпоха футуристических экспериментов отнюдь не ушла для поэта в прошлое. В духе этих экспериментов выдержана содержательная сторона стихотворений Боброва этого периода. Бобров был автором детских фантастических романов «Волшебный двурог» (полное название — «Волшебный двурог, или Правдивая история о небывалых приключениях нашего отважного друга Ильи Алексеевича Камова в неведомой стране, где правят: Догадка, Усидчивость, Находчивость, Терпение, Остроумие и Трудолюбие и которая в то же время есть пресветлое царство веселого, но совершенно таинственного существа, чье имя очень похоже на название этой книжки, которую надлежит читать не торопясь») (1949) и «Архимедово лето» (1959). Как романист Бобров наиболее известен благодаря созданной им одной из первых в русской литре антиутопий под названием «Восстание мизантропов» (1922), а также социально-фантастическим романам — «Спецификация Идитола» (1923), «Нашедший сокровище» (1931). Последний текст вышел под псевдонимом «А. Юрлов». Бобров также публиковался под псевдонимами: Б. Б. Р-В; Бик; Э. П.; Орфик; Рюмин; С. Б.; С. П. Б; Сержант В.; Чагин С. На протяжении всего своего творческого пути Бобров занимался литературоведческими исследованиями. Еще в 1915 в издательстве «Мусагет» поэт опубликовал результат своих пушкинистских штудий — исследование под названием «Новое о стихосложении А.С.Пушкина (Трехдольный паузник у Пушкина. Разбор статьи В.Я.Брюсова о технике Пушкина. Добавления. Объяснительные примечания)». Также Бобров известен как исследователь поэтических текстов Игоря Северянина, поэтов пушкинской эпохи, в частности уже упоминавшегося выше М.Д.Деларю. Кроме того, предметом литературоведческих штудий Бобров была теория стихотворного перевода. Бобров активно переводил на русский язык тексты Стендаля, Гюго, Бехера, Шоу, Диккенса и др. После революции поэт работал в Наркомпочтеле, в ЦСУ, в Госплане, где сумел применить свои знания в области математической статистики. В начале 1930-х Бобров был репрессирован и находился в ссылке под Кокчетавом. Однако поэту удалось не только уцелеть, но и вернуться к литературному творчеству. В 1966 Бобров создал автобиографический роман «Мальчик», а в 1971 в издательстве «Советский писатель» вышла его поэма «Евгений Делакруа, живописец». После смерти поэта его жена, М.П.Богословская-Боброва, передала в ЦГАЛИ архив Бобров, в котором были и неопубликованные произведения. В целом корпус текстов Боброва представляет собой еще не исследованный и не изученный массив, требующий серьезных литературоведческих штудий. Е.Ю.Раскина Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 238-239. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Вертоградари над лозами: стихи. М., 1913; Алмазные леса. Вторая книга стихов. М., 1917; Лира лир. Третья книга стихов. М., 1917; Восстание мизантропов: повесть. М., 1922; Спецификация Идитола: прозроман ускоренного типа. Берлин, 1923; [А. Юрлов] Нашедший сокровище: роман. М., 1931; Волшебный двурог: роман. М.; Л, 1949; Архимедово лето: роман. М.; Л, 1959; Евгений Делакруа, живописец: поэма. М., 1971; Мальчик: роман. М., 1976. Литература:Озеров Л. С. Бобров и его «Волшебный двурог» // Детская литература. 1972. №6; Шкловский В. Скрепы горизонтов // Наука и жизнь. 1970. №5; Виноградова И. О книге старой, но не устаревшей // Наука и жизнь. 1970. № 5; Карпов А. Бобров Сергей Павлович // Русские писатели XX века: биографический словарь. М., 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |