Блонский Павел Петрович |
|
1884-1941 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Павел Петрович БлонскийБлонский Павел Петрович (1884—1941) — русский и советский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др.). Блонский выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в которой большое место должны занимать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Блонского имеют педагогическую направленность. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 16.
Блонский Павел Петрович (1884- 1942) — российский педагог, психолог и философ. Биография. Среднее образование получил во 2-й Киевской классической гимназии. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. С 1908 г. преподавал психологию и педагогику в московских гимназиях. С 1913 г. — приват-доцент Московского университета. Высших женских курсов и университета Шанявского. В 1918 г. защитил диссертацию «Философия Плотина». Преподавал в 1-м и 2-м Московских университетах. Один из организаторов Академии социального воспитания в Москве, первый ее преподаватель и профессор (1919- 1931). В 1930-1941 гг. — заведующий лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи Института экспериментальной психологии. Доктор педагогических наук (1935). Исследования. В «Очерке научной психологии» (1921) предложил понимание психологии как науки о поведении живых существ. Был сторонником педологии (Блонский П. П. Педология. М., 1925; Блонский П. П. Педагогическое тестирование. М., 1927). Позже отошел от этих позиций и в качестве предмета психологии стал рассматривать сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций памяти, построенной на генетическом основании. В этой классификации было осуществлено подразделение памяти по определенным типам как новообразований в развитии ребенка. П. П. Блонским были выделены двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память, которые он считал представляющими ступени единого генетического ряда. В частности, по его мнению, эмоциональная память сама имеет основу в чувственной памяти, которая есть уже у шестимесячного ребенка и которая проявляется в осторожности, симпатии, первичном узнавании. Также разработал концепцию генезиса внутренней речи. По его мнению, внутренняя речь развивается параллельно с внешней и обусловлена стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, которое наблюдается уже в конце первого года жизни и постепенно обеззвучивается. Наряду с этим занимался проблемами развития мышления, воли, сексуального развития. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 76.
Блонский Павел Петрович [14 (26) мая 1884, Киев - 15 февраля 1941, Москва] — русский психолог, историк философии, педагог. Окончил историко-философский факультет Киевского университета св. Владимира (1907). В студенческие годы переводил тексты Платона и других древнегреческих философов. Выступил с нетрадиционной оценкой Парменида (доклад на заседании Московского психологического общества в 1916, вызвавший широкую дискуссию), Гераклита, неоплатоников. В 1918 опубликовал историко-философское исследование «Философия Плотина», содержащее его перевод эннеады V 2. Вслед за своим учителем Г. И. Челпановым в 1907 переехал в Москву, где наряду с философией начал активно заниматься педагогической психологией. С 1913 приват-доцент психологии и педагогики в Московском университете, на Высших женских педагогических курсах и в Университете Шанявского. В 1903—17 член партии эсеров, после февраля 1917 поддерживал большевиков. В 1919 создает Московскую академию народного образования (в 1921—1924 — Академия социального воспитания), ее первый председатель и профессор. В 1930—1941 работает в Институте экспериментальной психологии, занимается исследованием психологии памяти и психологии желания. Доктор педагогических наук (1935). В 1920-е гг. разрабатывает проблемы педологии. После ее запрета в 1934 не подвергся репрессиям за педологические воззрения, но от активной педагогической деятельности отошел. Его вариант педологии отличался от инструменталистских и бихевиористских подходов более гуманизированным характером. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка и соответственно к практике воспитания. Создал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой стадии памяти выступают как этапы развития человека и его мышления, что отражается на его отношениях к действительности («Память и мышление», 1935). И. Е. Задорожнюк Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 279-280.
Блонский Павел Петрович (14(26).05.1884, Киев - 15.02.1941, Москва) - психолог, философ, педагог. Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета; будучи студентом, переводил тексты Платона и других древнегреческих философов. Магистерская диссертация Блонского посвящена философии Плотина. В Киеве Блонский выпустил книги «Проблемы реальности у Беркли», «Этическая проблема у Эд. Гартмана», работы по философии конца XIX - начала XX веков. В трудах по античной философии опровергал устоявшиеся представления о Пармениде (доклад о нем на заседании Психологического общества в 1916 году в Москве вызвал широкую дискуссию из-за своей нетрадиционности), Гераклите, неоплатониках; писал оригинальные труды о Р. Декарте, Б. Спинозе, Ж. Ж. Руссо. Являясь учеником Челпанова, проявил глубокий интерес к психологии. Когда в 1907 году Челпанов был приглашен в Московский университет, он взял с собой и Блонского. Наряду с философией Блонский начал активно заниматься педагогической психологией и историей педагогики, мн. из идей им были апробированы в ходе преподавательской деятельности. В 1913 году он стал приват-доцентом Московского университета, кроме того, преподавал дисциплины социально-педагогического цикла в Университете Шанявского. Был близок партии эсеров, после февраля 1917 года стал на позиции большевиков. Выступая за демократические основы системы образования, Блонский видел возможность их создания в социалистической перспективе. Еще до октября 1917 года он выпустил брошюры «Почему все трудящиеся должны стать социалистами», «Школа и общественный строй». В 1919 году Блонский становится основателем и руководителем Московской академии народного образования (с 1921 по 1924 год - Академии социального воспитания). В 1930-1941 годы он работает в Институте психологии, проводя исследования в области психологии памяти и психологии желаний. Занимаясь разработкой проблем педологии, пока она не была запрещена в начале 30-х годов, выступал за комплексный подход к изучению ребенка, и соответственно к практике воспитания, опираясь при этом на философски обоснованные представления о познавательных и воспитательных процессах. Так, он создал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой стадия памяти выступает и как этап развития человека и его мышления, что и отражается на его отношениях к действительности. Его вариант педологии отличался поэтому углубленной философской проработкой и был гуманизированным по своему характеру в отличие от сугубо инструменталистских и бихевиористских вариантов, свойственных многим западным основателям педологии. В педологических изысканиях Блонского своеобразно отразились его работы по неоплатонизму, в которых он пытался исследовать вопрос: как появляется новая вещь или новое качество? Это видно и в определении им педологии как «науки о возрастном симптомокомплексе детства - эпохи прогрессирующего роста» (Возрастная педология // Педагогическая энциклопедия. М., 1927, Т. 1.С. 154). Философские взгляды Блонского резко менялись: от идеализма (в духе Платона и Плотина) к механицизму (в духе Декарта), а затем к волюнтаризму (под влиянием занятий психологией); принял он и марксизм, хотя специальных работ по истории материализма не писал. Наиболее ценным в историко-философских исследованиях Блонского было глубокое проникновение в первоистоки философии – древнегреческая мысль. Так, в работе «Философия Плотина» (1918) взгляды Плотина и его последователей выводились из мифологии; доказывалось, что мифология основа современной философии (идеалистической). «Последняя оказывалась не чем иным, как модернизированной мифологией» (Блонский П. П. Мои воспоминания. М., 1971, С. 131). Обращение в первую очередь к античной философии нашло выражение в исследовании Блонским конкретных проблем в педагогике и психологии, в изучении особенности возрастного развития, характера и социальной природ образования и воспитания. И. Е. Задорожнюк Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 60.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Очерк научной психологии. М., 1921; Современная философия, ч. 1—2. М, 1918—22; Современная философия. М., 1918-1922. Ч. 1 - Философия Плотина. М., 1918; Современная философия Между идеализмом и наукой. М., 2011. Педология. М., 1925; Психологический анализ припоминания. М., 1940; Психология и желания. М., 1965; Мои воспоминания. М., 1971. Память и мышление. М., 1935, Психология и желания. М., 1965; Избр. пед. произв. М., 1961; Избр. психологические произв. М., 1964; Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979; Проблема реальности у Беркли. М., 2009; Философия Плотина. М., 1918; Трудовая школа. М., 1918. Ч. 1-2; Курс педагогики. М„ 1919. Ч. 1-2; Современная философия. М., 1918-1922. Ч. 1-2; Реформа науки. М., 1920; Очерк научной психологии. М., 1921: Психологические очерки. М., 1927; Краткий способ измерения умственного развития детей. М., 1929; Память и мышление. М., 1935; Развитие мышления ребенка. М., 1935; Психологический анализ припоминания. 1940; Избранные психологические произведения. М., 1964; Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. М., 1979. Т. 2. Литература:Данильченко М. Г. Педагогические взгляды П. П. Блонского. М., 1974. Степунина О. А. Педагогическая концепция П. П. Блонского и современность // Педагогика. 1995. № 3; Гурова С. И. П. П. Блонский как философ // Компаративное видение исторг философии. Спб., 2008. Петровский А. В. История советской психологии. 1967; Ждан А. Н. История психологии. М.: Изд-во МГУ, 1990.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |