Блох Эрнст
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Блох Эрнст

1885—1977

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Эрнст Блох

Блох (Bloch) Эрнст (8.7.1885, Людвигсхафен, — 4.8.1977, Тюбинген), немецкий философ, ревизионист. В 1933 году эмигрировал в США, в 1948—1961 годы работал в ГДР, затем эмигрировал в ФРГ.

Претендуя на «дополнение» марксизма «философской антропологией», Блох выдвинул так называемую философию надежды, в которой рассматривал человека — абстрактного, освобождённого от социальных связей и отношений — как цель мира и исходный пункт философии. Его жизнь, по Блоху, определяется побуждениями и инстинктами, главными из которых являются голод и возникающая из стремления к его удовлетворению надежда. Такая интерпретация человека приводит Блоха к антропоморфизму и телеологизму. Мировое развитие он характеризовал как процесс движения к конечному состоянию совершенства — совпадению «сущности» и «основания». Развитие, по Блоху, совершается по след, схеме: «ничто» или «нет» (недостаток) — в начале и «всё» — в конце. Между «нет» и «всем» находится «ещё нет» — стадия становления, «осуществления». Источником развития оказывается присущий миру «недостаток», а порождаемая им надежда ойтологизируется и превращается в «основное определение объективной действительности вообще» («Das Prinzip Hoffnung», Bd l, В., 1954, S. 17). Природа для Блоха — это «проблема субъекта». Он считал «догматизмом» признание независимой от человеческого сознания материи, которую сводил к взаимодействию субъекта и объекта, духа и вещества. Согласно Блоху, в конечном состоянии мира прекращается всякое развитие и движение, исчезает материя. Это — царство покоя, абсолютной истины в свободы.

Понимание Блохом исторического процесса пронизано духом утопизма. Понятие закономерностей общественного развития вытесняется понятием «тенденции», характеризующим движение человечества к будущему как к месту своего совершенства, «царству спасения»; вся конкретная история рассматривается Блохом с точки зрения этой имманентно присущей ей цели. Её содержанием оказывается реализация функции так называемого утопического мышления, порождённого надеждой на лучшее будущее и направленного на его предвосхищение. Под этим углом зрения Блох анализировал не только философские системы и историю культуры, но и реальную борьбу классов и освободительного движения.

Понятие утопии — одно из центральных в системе Блоха. Он выдвигал задачу соединения науки с утопией и трактовал марксизм как «конкретную», подтверждённую фактами утопию, утверждая, что центральным пунктом взглядов К. Маркса является утопия о неотчуждённом, цельном человеке. Подвергая романтической критике капитализм, Блох выступал и против реального социализма, утверждая, что он не соответствует идеалу Маркса; пути реализации этого идеала он видел в моральном обновлении душ, которое должно заменить собой социальные преобразования.

Философия Блоха эклектична. В ней прослеживается влияние Шеллинга и немецких романтиков, Гегеля, Фрейда, экзистенциализма и др. Труды Блоха пронизаны противоречием между субъективными намерениями автора (Блох неоднократно выступал против фашизма, милитаризма, реакционной империалистической идеологии) и объективными результатами их осуществления. Он стремился дать новое обоснование гуманизму, реализации исконных идеалов человечества, но остался на позициях абстрактного гуманизма, мелкобуржуазного утопического сознания.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Erbschaft dieser Zeit, Z., 1935; Das Prinzip Hoffnung, Bd 1—3, В., 1954—59; Wissen und Hoffen, B.,1955; Revision des Marxismus, B., 1956; Tübinger Einleitung in die Philosophie, Bd 1—2, Fr./M., 1968"; Geist der Utopie, Fr./M., 1964; Atheismus in Christentum, Fr./M., 1969; Subjekt—Objekt. Erläuterungen zu Hegel, Fr./M., 1971; Revolution der Utopie, Fr./M.—N. Y., 1979.


Вернуться на главную страницу Блоха

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС