Блох Эрнст |
|
1885—1977 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эрнст БлохБлох (Bloch) Эрнст (1885-1977) - немецкий философ. Изучал философию в университетах Мюнхена, Вюрцбурга, Берлина (1908-1911, у Г. Зиммеля), Гейдельберга (1912-1914, где вместе с Д. Лукачем, его тогдашним другом, был близок кругу M. Вебера). В 1917-1919 в эмиграции в Швейцарии публикует антивоенные статьи и брошюры. Мессианскими и эсхатологическими умонастроениями проникнуты его соч. «Дух утопии» (1918) и «Томас Мюнцер как богослов революции» (1921). Утопия рассматривается Блохом как неотъемлемая характеристика человеческого существования, проистекающая из неудовлетворенности наличным, исторически ставшим: «Быть человеком означает действительно иметь утопию: взывать к тому, чего нет». Марксизм интерпретируется в этой связи как «конкретная утопия» цельного, преодолевшего Отчуждение человека. В 1920-х гг. выступает преимущественно как свободный публицист, находится в тесных отношениях с Т. Адорно, В. Беньямином, Б. Брехтом, 3. Кракауэром. С 1933 в эмиграции - в Цюрихе, Вене, Париже, Праге, в 1938-1949 - в США, где создает свое главное сочинение «Принцип надежды» (1954-1959, первоначальное название «Мечты о лучшей жизни»). С1949 - в ГДР, директор Института философии при Лейпцигском ун-те. В 1957 обвинен в «ревизионизме» и уволен на пенсию. С 1961 - в ФРГ, профессор университета в Тюбингене. «Философия надежды», которую Блох считал единственной альтернативой современному «нигилизму», была задумана им как открытая философская система, опирающаяся на онтологию «еще-не-ставшего», принципиально незавершенного бытия, выражающегося в конкретных переживаниях «недостатка» и стремлении преодолеть его, обрести это «отсутствующее». «Бытие-в-движении», включающее в себя потенциальное «бытие другим», есть процесс, конечной целью которого является состояние совершенства, полноты реализации всех возможностей (аристотелевская категория возможного становится центральной у Блоха). Человек еще не есть то, чем он может стать. «Конкретная утопия» составляет смысловое содержание всей истории, предстающей как осуществление человеческих надежд и мечтаний; наряду с «ночными», непроизвольными мечтами, связанными с прошлым, существуют мечты «дневные», связанные с сознательной деятельностью человека и устремленные в будущее. С позиции радикальной антропологизации религии «Царство Божие» истолковывается Блохом как ожидаемое в будущем секулярное «царство свободы», совершенства и гармонии человека с миром. Сочинение «Атеизм в христианстве. К религии исхода и империи» (1968) оказало влияние на латиноамериканскую «теологию освобождения». Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 225. Сочинения: Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997; Subject - Object Erlauterung zu Hegel. В., 1951; Gesamtausgabe. Bd. 1-16. Fr./M., 1959-1978; Das Materialismusproblem - seine Geschichte und Substanz. Fr./M., 1972; Experimentum Mundi. Fr./M., 1975. Литература Horster D. Bloch zur Einfuhrung. 6. Aufl. Ham-burg, 1987. Вернуться на главную страницу Блоха
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |