Блаватская Елена Петровна |
|
1831-1891 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Елена Петровна Блаватская
Ган Елена Андреевна. Блаватская Елена Петровна (31.07(12.08).1831, Екатеринослав - 26.04(8.05).! 891, Лондон) - теософ, литератор, публицист. Родилася в семье военного. Воспитывалась в православно-христианской вере, получила солидное домашнее образование. В течение 10 лет (с 1848) она путешествовала по различным странам Европы, побывала в Египте, Персии, Сирии, Канаде, Мексике, Индии, Сингапуре, США и др. В 1851 г. в Лондоне произошла встреча Блаватской с ее Учителем — Махатмой Мориа, потомком властителей Пенджаба в Индии, главой эзотерической (тайной) философской школы Белого братства одного из монастырей Тибета. С этого времени начался путь земного ученичества Блаватской, необходимым условием которого было подчинение своей физической природы целям духовного совершенствования. После долгого периода испытаний, обязательного для всех учеников, Блаватская, в возрасте 33 лет, была допущена в один из Ашрамов (Община философов-аскетов) Белого братства в Гималаях, где в течение 3 лет под руководством Учителей-Махатм проходила специальное обучение для раскрытия способностей к овладению Тайным знанием. В 1880 г. она получила посвящение в эзотерический (тайный) буддизм («Доктрина Сердца»), которое состоялось в Галле, на Цейлоне. По поручению Махатм, Блаватская была первым вестником сокровенного знания на Западе. С этой целью она совместно с американцем Г. С. Олькоттом создала в 1875 г. в Нью-Йорке Теософическое общество (см. Теософия), центр которого в 1879 г. был перенесен в Индию, сначала в Бомбей, а с 1882 г. в Адьяр (предместье Мадраса), где он находится до сих пор. Теософическое общество ставило своей целью: 1) распространение принципов духовного единения человечества и всеобщего братства; 2) сравнительное изучение древних религий и философии для воссоздания единой этической системы; 3) исследование психических феноменов с целью предотвратить распространение спиритизма. Развитие теософического движения встретило неприязнь со стороны клерикальных кругов общества, а также поклонников спиритизма. Блаватскую обвинили в фальсификации психических феноменов, вызываемых ею для доказательства теософских идей. В 1887 г. она переехала в Лондон, где в следующем году открыла Эзотерическую школу и типографию по изданию теософской литературы. Идеи эзотеризма были переданы Блаватской в книге: «Разоблаченная Изида» (в 2 т., 1877), «Тайная Доктрина» (в 2 т., 1888), «Ключ к теософии» (1890) и др.; в статьях опубликованных в журналах «Теософист», «Путь», «Логос» «Люцифер [Носитель Света]». Изложение основ космогенезиса и антропогенезиса с точки зрения теософии дано в «Тайной Доктрине». Однако, по мнению Блаватской, только часть переданного эзотерического знания доступна интеллектуальному осмыслению - «ключ повернут лишь один раз». Второй «поворот ключа» зависит от степени духовного развитая человека и его способностей к интуитивному («сердечному») познанию. Основу эзотерической доктрины Блаватской составляют следующие положения: 1) Существует единая, трансцендентная, не имеющая атрибутов безличная реальность, или Абсолют, который беспределен во времени и в пространстве включает в себя все и вся и не подлежит какому-либо описанию. В сфере объективности абсолютное единство проявляет себя Предвечной Космической субстанцией (Мулапракрити), а в мире метафизики - Духом Вселенной, Космической Мыслеосновой, или Логосом. Он составляет основу субъективной стороны проявленного бытия и является источником всех проявлений индивидуального сознания. «Логос - это зеркало, отражающее Божественный Разум, Вселенная же является зеркалом Логоса». 2) В Космосе господствует иерархический принцип - низшее подчиняется высшему. Логос, или Высшее Творческое Начало представлен созидательными Иерархиями Космического Разума, которые направляют к совершенствованию проявленные формы Вселенной. 3) По сравнению с Абсолютом Вселенная является иллюзией, великой Майей, которая вместе с тем достаточно реальна сама по себе. 4) Субстанциальную основу Вселенной представляет единство Духо-Материи, которое сохраняется на всех уровнях дифференциации Космического Бытия. Сознание - это сублимированная материя, а материя - кристаллизованный дух. Сознание (дух, энергия) является всепроникающим жизненным принципом, который, одухотворяя материю, дает импульс к ее проявлению. Таким образом, любая форма материи обладает жизнью, которая с уничтожением одной материальной формы переходит в другую. Процесс дифференциации Духо-Материи осуществляется в соответствии с принципом семеричности, которому подчинено все сущее в природе. Во Вселенной семь планов Космического бытия. Каждый из них образован материей соответствующей плотности. Наиболее плотноматериальным признан физический план, по отношению к которому остальные миры, называемые тонкоматериальными, в восприятии человека являются различными состояниями сознания. Все миры взаимопроникают друг в друга и образуют единое мироздание. Согласно закону аналогии («вверху, как внизу»), метафизическая структура личности повторяет семеричное строение Вселенной и отражает существующие планы Космического бытия. Деятельность большинства людей проходит в трех низших мирах - физическом, астральном, ментальном, каждый из которых, в порядке перечисления, образован материей более высокого уровня вибраций. Следующие два плана Космического бытия или сознания - духовный (Буддхи) и нирванический (Атма) - достижимы для людей, опередивших в своем духовном развитии человечество. Остальные два Божественных плана - Анупадака (план высших существ, порожденных семью лучами Логоса) и Ади (план первого Логоса) - доступны пониманию только посвященных. 5) Космос находится в состоянии постоянного развития, изменения, которое имеет спиралеобразный циклический характер. Эволюция Космоса — это постепенное раскрытие в вечности единой абсолютной реальности, которая обнаруживает себя в своих проявлениях. Закон эволюции предполагает вечное чередование Манваптар (периодов активного проявления Вселенной) и Пралай (периодов существования непроявленного Космоса), Каждое новое пробуждение Космоса после Пралайи начинается с воспроизведения состояния, достигнутого в конце предыдущей Манвантары, и продолжается как единый процесс. Творчество Вселенной Осуществляется при помощи Монад, которые являются носителями единства бытия и по своей субстанциальной природе соответствуют лучу Абсолюта. Прежде чем начать эволюцию, Монада—луч Абсолюта, проходит через инволюцию - нисходит с высших космических планов бытия в низшие планы, ограничивая свое проявление материальными формами для обретения самосознания, тождественного условиям этого уровня бытия. Затем Монада, обогащенная полученным опытом, возвращается в высшие сферы существования, освобождаясь при этом от сковывающих ее плотноматериальных форм и заменяя их тонкими состояниями. 6) Эволюция человека аналогична эволюции других царств природы. До сих пор развитие человека осуществлялось в пяти Коренных Расах, которые эволюционировали вместе с планетой. В нисходящей ветви эволюции первых четырех Коренных Рас изменения происходили в сторону уплотнения эфирообразной формы и развития разума при ослаблении духовности. Большая часть совр. человечества заканчивает эволюцию в Пятой Коренной Расе и готовится вступить в Шестую. Она, как и следующая за ней Седьмая, будет более духовной по сравнению с Пятой Коренной Расой, в которой развитие земного рассудка достигло высшего проявления. В течение будущих трех Кругов эволюции (всего их семь) человечество, подобно планете, на которой оно живет, должно достигнуть высшего духовного состояния, возможного в данной эволюции. 7) Эзотерический смысл Космической эволюции заключается в осуществлении идеи духовного Единства на всех уровнях бытия между всеми созданиями Вселенной, поскольку все сущее в природе едино по своему происхождению, по способу эволюции и по общей цели своего развития. Отношение русской общественности конца XIX — начала XX веков к идеям Блаватской было представлено широким спектром мнений: от прямого обвинения в шарлатанстве и лицемерии (Вс. С. Соловьев, 3. А. Венгерова), через сдержанное признание ее заслуг и значимости теософического знания (Вл. С. Соловьев, Мережковский, Вяч. Иванов, Бердяев) до их популяризации Российским Теософским обществом. Идеи Блаватской получили логическое продолжение в учении Живой Этики (Агни Йога), оказали влияние на развитие русского космизма, антропософии. Л. И. Крашкина Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 56-57. Сочинения: Из пещер и дебрей Индостана. М., 1991 (М., 2011); Ключ к теософии. М„ 1993 (М, 2009); Карма судьбы. М., 2005; Новый Панарион. М,, 1994; Разоблаченная Изида: Т. 1: Наука; Т. 2: Теософия. М., 1992 (М., 201 Г); Свет на пути; Голос безмолвия; Семь врат; Два Пути: Из «Книги золотых Правил» (обнародовано Блаватской Е. П.). Киев, 1991; Скрижали Кармы. М., 1995; Тайная Доктрина: Т. 1: Космогенезис; Т. 2: Антропогенезис; М; Спб., 2012; Оккультизм или магия. М,, 2007; Практический оккультизм. М., 2004: Фрагменты оккультной истины. М., 2007. Литература: Соловьев Вс. С. Современная жрица Изяды: Мое знакомство с Е. П. Блаватской и «Теософическим обществом». М, 1994; Теософия и Богостроительство (Стенографический отчет заседания Религиозно-философского общества 24 ноября 1909 г.) // Вестник теософии. Спб., 1910. № 2; Жениховская В. П. Радда-Бай. Правда о Блаватской, М, 1992; Нэф Мэри К. Личные мемуары Е. П. Блаватской. М., 1993 (М., 2009): Елена Петровна Бааватекая. Биографические сведения. Харьков, 1991: Е, 11. Блаватская и предсказание научных открытий XX века// Вестник теософии. М., 1992. № 2; Сенкевич А. II. Блаватская. М., 2012; Тибо Ж. М. Отмеченная Буддой. М,, 2009; Gioveili Paola. Helena Petrovna Biavatsky у ia Societa teosofica. Roma, 2010; Ледбитер Ч. E. П. Блаватская [пер. с англ.]. М., 2004. Вернуться на главную страницу Блаватской
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |