Бичурин, Никита Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бичурин, Никита Яковлевич

1777-1853

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Никита Яковлевич Бичурин

Бичурин, Никита Яковлевич (в монашестве Иакинф) [29.VIII(9.IX).1777-11(23).V.1853] – русский востоковед, путешественник, писатель. Родился в семье сельского дьячка, чуваша по национальности. Окончил духовную академию в Казани. В 1807 году был командирован в Китай в качестве главы церковной миссии в Пекине. Во время 14-летнего пребывания в Пекине изучал китайский язык, историю Китая и его культуры. Был членом-корреспондентом АН (с 1837) и Азиатского общества в Париже. Вел огромную научную работу, опубликовал много книг и статей. Собрал, исследовал и перевел на русский язык большое количество китайских исторических и географических трудов, составил описание Китая и других стран Азии. Написал две книги о Тибете. В трудах Б. освещены многие вопросы древней, средней и новой истории Китая, истории его культуры и философии, а также его внешних сношений. Б. установил, что древние китайские летописи являются более полным и достоверным источником для истории народов Средней Азии, чем греческие. Б. резко критиковал работы иезуитов-миссионеров и средневековых китайских схоластов, фальсифицировавших историю, разоблачал экзотические вымыслы о Китае. Большой интерес к трудам Б. проявляли А.С.Пушкин, В.Г. Белинский. Его ценили также ссыльные декабристы, с которыми он подружился во время поездок в Сибирь. В трудах Б. содержится богатейший фактический материал, позволяющий детально изучить быт, духовную и материальную культуру многих народов. Собранная им во время пребывания в Китае и после поездок в Монголию китайская и тибетская литература, а также музейные коллекции хранятся в институтах востоковедения и этнографии АН СССР.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.


Бичурин и Пушкин

БИЧУРИН Никита Яковлевич (1777-1853). Имя Н. Я. Бичурина (в монашестве отца Иакинфа) знакомо сейчас лишь ученым-востоковедам. Его труды по истории Китая, Монголии и других стран Дальнего Востока содержат большой фактический материал для изучения быта, духовной и материальной культуры этих народов и не утратили своего научного значения и в наши дни.

Бичурин длительное время возглавлял русскую духовную миссию в Пекине (1807—1821) и вернулся на родину прекрасным знатоком китайского языка и культуры. За какие-то проступки Святейший Синод лишил его сана архимандрита и послал на заточение в Валаамский монастырь. Во второй половине 1820-х годов он был причислен к Министерству иностранных дел в качестве переводчика. Высокий худощавый Бичурин, с «китайскими сузившимися глазами», в монашеской одежде, стал появляться в петербургском обществе и привлекал всеобщее внимание.

Пушкин был знаком с учеными трудами Бичурина еще в Михайловской ссылке. В библиотеке поэта сохранились комплекты журнала «Сибирский вестник» со статьями о жизни Бичурина и его собственными исследованиями по истории и культуре Китая.

Личное знакомство Пушкина с Бичуриным началось, по-видимому, в 1828 году. В библиотеке поэта сохранились книги ученого «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» (СПб., 1828) и «Сань-Цзы-Цзин, или Троесловие» (СПб., 1829) с дарственными надписями автора «в знак истинного уважения». В «Литературной газете» и альманахе «Северные цветы» за 1832 год опубликованы путевые очерки и статья Бичурина «Байкал». Рукопись «Байкала» осталась в бумагах поэта.

В «Истории Пугачева» Пушкин использовал предоставленную ему Бичуриным неизданную работу «Историческое обозрение ойратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени» и в примечании к первой главе писал: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков мы обязаны отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 277-278.


Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Сочинения:

Записки о Монголии, т. 1-2, СПб, 1828;

Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени, СПб, 1834;

Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение, СПб, 1840;

Китай в гражданском и нравственном состоянии, ч. 1-4, СПб, 1848;

Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. 1-3, М.-Л., 1950-1953;

Иакинф Бичурин (Автобиографическая записка), «Ученые записки Академии наук по I и III отделениям», 1855, т. 3.

Переводы Б. с китайского: Описание Тибета в нынешнем его состоянии, ч. 1-2, СПб, 1828;

История первых четырех ханов из дома Чингисова, СПб, 1829;

Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии, ч. 1-2, СПб, 1829.

Литература:

Бартольд В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925;

Симониевская Л.В., Бичурин как историк Китая, «Доклады и сообщения исторического факультета МГУ», 1948, в.7;

Погодин М.П., Биография Иакинфа Бичурина, «Беседы в Обществе любителей российской словесности при Московском университете», 1871, в.3;

Щукин Н.С., Иакинф Бичурин, «Журнал Министерства народного просвещения», 1857, сентябрь;

Моллер Н.С., Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки, «Русская старина», 1888, книги 8-10.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС