Библер Владимир Соломонович |
|
1918-2000 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Соломонович БиблерБиблер Владимир Соломонович (4 июля 1918, Москва — 3 июня 2000, Москва) — российский философ. Закончил исторический факультет МГУ (1941), аспирантуру ИФ АН СССР Кандидатская диссертация — «Философские воззрения послевоенной немецкой социал-демократии» (1951). Работал на кафедре философии Таджикского государственного университета (1951—1959), Московского горного института (1959—1963). Старший научный сотрудник ИИЕиТ АН СССР (1963—68), Института всеобщей истории АН СССР (1968—1982). Ведущий научный сотрудник Института педагогики и общей психологии АПН СССР (1982—1989). С 1989 научный руководитель коллектива «Диалог культур» в РГГУ и лидер движения «Школа диалога культур», осуществлявшего эксперимент по развитию новой системы образования. С 1967 по 1991 руководил семинаром по проблемам диалогики и философии культуры, а позднее — культурологическим семинаром «Архэ», был главным редактором трудов этого семинара (вып. 1—3. М., 1993—1998). В книге «Мышление как творчество» (1975) он исследует проблемы диалога как основной характеристики творческого мышления и нового диалогического разума. По его мнению, познающий разум, доминировавший в философии Нового времени, и соответственно философия науки (наукоучение) испытывают кризис в 20 веке. Согласно Библеру, это время переориентации разума с идеи познания на идею взаимопонимания, которая преобразует его бытие, его логику, его мышление и этику. Диалогический разум и диалогика оказываются полифонией прежних форм разума — эйдетического (античного), причащающегося (Средневековье) и познающего (Новое время). Диалог различных форм разума — это не только диалог разных логик, но и различных культур, обладающих специфическими и одновременно универсальными возможностями. Диалог как основная характеристика культуры соответствует реальной ситуации в бытии современного человека, его ценностным ориентациям и духовной жизни. Рассматривая диалогику как логику начала, Библер усматривает в диалогической философии культуры основную задачу философии в 21 веке. Культура представлена в цельном произведении, которое транслирует духовный мир и жизнь личности, не совпадая с текстом. Исходное начало этики диалога он видит в совести как идее нравственности и как внутреннем напряженном общении эмпирического, индивидуального Я и Я всеобщего. Гуманитарное мышление, понятое Библером как диалогическое и самодетерминированное по своему существу, воплощается в целостных и уникальных произведениях. А. О. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, Т – Я, с. 518-519.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:О системе категорий логики. Душанбе, 1957; Анализ развивающегося понятия (в соавт.). М., 1967; Идея культуры в работах Бахтина. — В кн.: Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989; Культура. Диалог культур (опыт определения). — «ВФ», 1989, № 6; Бахтин и всеобщность гуманитарного мышления. — В кн.: Механизмы культуры. М., 1990; Образ простеца и идея личности в культуре средних веков. — В кн.: Человек и культура. М., 1989; От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991; Кант—Галилей—Кант (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). М., 1991; Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М., 1991; Из «заметок впрок». — «ВФ», 1991, № 6; Культура, нравственность, современность. М., 1991; Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры). — «ВФ», 1993, № 5; Еще один диалог Монологиста с Диалогистом. — В кн.: Архэ. Культурологический ежегодник. М., 1993; Культура XX века и диалог культур. — В кн.: Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1992», вып. ХХУ. М., 1994; Из стихов (То, что вспомнилось). М., 1994; Что есть философия? — «ВФ», 1995, № 1; О логической ответственности за понятие «диалог культур». — Архэ. Ежегодник культурологического семинара. М., 1996; На гранях логики культуры. М., 1997; Диалектика и диалогика. — В кн.: Архэ. Ежегодник культурологического семинара, вып. 3. М., 1998. Литература:Диалог о диалогике. - «ВФ», 1992, № 12, с. 139-150; Зубков Н. Н. Диалог о диалоге. — В кн.: Arbor Mundi. Мировое древо. М., 1992, вып. 1, с. 158—172; Неретина С. С., Огурцов А. П. Время культуры. СПб., 2000, с. 255-267.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |