Берында Памва |
|
?-1632 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Берында Памва (Памво, в миру Павел)
(?-1632), лексикограф, поэт, переводчик, гравёр, издатель. Род. в сер. XVI в. «Предположительно
украинец из Галиции (разл.
исследователи считают его молдаванином,
румыном, словаком). Владел др.-греч., лат.,
ст.-слав., др.-евр. яз. В сер. 90-х гг. XVI в.
сблизился с еп. Львовским Гедеоном Балабаном
и его племянником Ф. Ю. Балабаном,
активными противниками унии, организовавшими
в имении Стрятин православ.
школу и типографию. С 1597 служил
в стрятинской типографии. В 1606—
1607 жил у перемышл. православ. еп.
Михаила Копыстенского. Между 1610 и
1613 овдовел и постригся в монахи, видимо,
в братском Онуфриевском монастыре
на р. Рось. Затем служил в типографии
Львовского братства, где в 1614 напечатана
«Иоанна Златоустого книга о священстве
», на к-рой стоит типографский
знак Б. и его инициалы. В 1616 опубл.
ксилографию с изображением евангелиста
Иоанна и «Вирши на Рождество Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» с
посвящением львовскому епископу Иеремии
Тиссарскому. Ок. 1616 по просьбе
архимандрита Киево-Печерского мон. Елисея
Плетенецкого перешёл в стрятинскую
типографию. В сер. 1619 вместе с сыном
Лукашом перебрался в Киев, где трудился
над изд. «Анфологиона» (1619) и «Номоканона
» (1620). В 1620 встречался с
иерусалимским патриархом Феофаном,
удостоившим его звания протосинкелла
(клирика, особо доверенного патриарха).
В 1623 при его участии вышли «Беседы
Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола
Павла», в 1624 — «Беседы Иоанна Златоуста
на Деяния апостолов», готовившиеся
в подарок царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету. В сент. 1624 направился
в Москву с рекомендательным
письмом митрополита Киевского Иова
Борецкого и 4 янв. 1625 вручил грамоту
и подарки царю и патриарху. Вернувшись
в Киев, принял участие в публикации
«Толкования на “Апокалипсис” Андрея
Кессарийского» (1625), «Триоди постной»
(1627), «Поучений аввы Дорофея» (1628).
Ему приписывают изд. кн. «От Отечьника
скитскаго повесть удивителна о диаволе»
(1627). В 1627 возглавил изд-во КиевоПечерского
мон. и опубл. «Лексикон славеноросский
и имен толкование», первый
лексикографич. труд, объяснявший малопонятные
церк.-слав. слова и сопоставлявший
их с вост.-слав. разговорной лексикой.
Под рук. Б. опубликованы «Любомудрейшаго
кир Агапита главизны поучителны
» (1628) и ксилография «Темница
богоугодная святых осужденник» (1629).
В 1629 отошёл от управления делами типографии,
продолжая участвовать в лит.-
издат. трудах монастыря. В 1630 вместе с
братом Степаном Берындой и Тарасием
Земкой стал автором «Имнологии» — панегирика-
акростиха, посв. Петру Могиле,
в 1631 редактировал «Триодь цветную».
Умер 13 июля 1632 в Киеве. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|