Берви-Флеровский Вильгельм Вильгельмович |
|
1829-1918 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вильгельм Вильгельмович Берви-Флеровский
Берви-Флеровский (Флеровский Н. - псевдоним) Вильгельм Вильгельмович (1829-1918) - русский социолог, экономист, публицист. Род. в Рязани в дворянской семье. Окончил Казанский ун-т (1849), служил в Мин. юстиции. В 1861 выступил в защиту участ. студ. волнений в Петерб. ун-те. Арестован и с 1862 находился в ссылке в Сибири. Осенью 1866 переведен в Вологду под надзор полиции, где пробыл до лета 1868. Жил здесь с женой и двумя детьми. Находясь в Вологде, написал известную книгу "Положение рабочего класса в России" (1869). В 1860-1880-х сотрудничал в журналах "Дело", "Отечественные записки", "Знание". За радикальные взгляды многие его произведения были запрещены царской цензурой. В 1893-1896 жил в Лондоне. В 1897 вернулся в Россию, жил в Костроме, затем на Кавказе. Разделял идеи народников, для социальных перемен считал необходимым широкое просвещение народа. Автор произведений: "Азбука социальных наук", "На жизнь и смерть", "Забытая история" и др. Перепечатывается с сайта http://www.booksite.ru/.
БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ Василий Васильевич (Вильгельм Вильгельмович) (наст. фам. Берви; псевд. Флеровский Н. и др.) [28 апреля (10 мая) 1829, Рязань — 4 октября 1918, Юзовка] — русский социолог, экономист, публицист, видный представитель революционного народничества. Окончил юридический факультет Казанского университета (1849). В 1849—61. служил в министерстве юстиции в Петербурге, занимался научно-преподавательской деятельностью, сблизился с революционной интеллигенцией. В 1862—87 несколько раз арестовывался, отбывал ссылку в Астрахани, Сибири, Архангельской губернии. В 1893 выезжал в Лондон и Женеву. В 1896 служащий земства в Костроме, с 1897 работал счетоводом в Юзовке. Берви-Флеровский сформулировал принципы «революционной этики» как «религии равенства». Считал народ творцом истории: на принципах демократии и самоуправления он сможет построить «общество-организм», которое обеспечит полное равенство всех граждан и создаст условия для свободного развития личности. В философии занимал материалистические позиции: развитие органической жизни на земле понимал как результат длительной эволюции; в теории познания признавал взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и обществе; «неисчерпаемым источником непрерывного движения» считал противоречия. Н. М. Северикова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 239.
Берви-Флеровский Василий Васильевич (28.04 (10.05). 1829, Рязань - 4.10.1918, Юзовка) - социальный мыслитель, публицист, представитель революционного народничества. Родился в семье обрусевшего англичанина, профессор физиологии Казанского университета. В 1849 г. с «особым отличием» окончил юридический факультет Казанского ун-та. Определен сначала в Сенат, а затем в департамент Министерства юстиции, где проработал более 10 лет. Первая его статья об английском судопроизводстве «Очерки судебного управления в Англии» (1859) обратила на себя внимание министра юстиции (поручившего Берви-Флеровскому написать для него «проект преобразования», который, впрочем, был признан слишком радикальным) и получила благожелательный отзыв Погодина. Фельетон же против Чичерина, опубликованный в «Петербургских ведомостях», принес Берви-Флеровский известность в столице и других городах. В 1861 г. он получил из Харькова приглашение преподавать на кафедре финансового права, затем подобное предложение от юридического ф-та Петербургского университета, стал готовиться к заграничной поездке «для приготовления к профессорскому званию». Однако поездка и назначение не состоялись, так как Берви-Флеровский попал в разряд «неблагонадежных». В 1862 г. он написал адрес царю, письма к предводителям дворянства всех губерний России и обращение к посольству Англии, в которых выразил протест по поводу привлечения к суду 13 мировых посредников Тверской губернии, выступивших с конституционными заявлениями, за что был арестован и около 25 лет провел в тюрьмах и ссылке. В 1890 г. Берви-Флеровский переехал в Тифлис, а в 1893 г. уехал за границу - сначала в Женеву, затем е Лондон, где сотрудничал со Степняком-Кравчинсшм В 1896 г. возвратился в Россию, переехал к сыну в Юзовку где и провел остаток жизни. Творческое наследие Берви-Флеровского обширно и разнообразно. По социально-политическим, философским и экономическим вопросам он написал более 50 работ. Наиболее известны его труды «Положение рабочей класса в России» (Спб., 1869; 2-е изд. - Спб., 1872); «Аз бука социальных наук» (Ч. 1-2. Спб., 1871: Ч. 3: В 3 выпю Лондон, 1894), «Свобода речи, терпимость и наши законы о печати» (Спб., 1869; 3-е изд. - Спб., 1872). В книге «Положение рабочего класса в России», на основании материалов местной статистики пришел к выводу о том, что голод и бедность увеличивают смертность, стимулируют рождаемость, а это ведет к «физическому и умственному» истощению нации. Он призывал к общественной солидарности «в пользу обездоленных классов». В выпусках «Азбуки...» («Современная западноевропейская цивилизация. Греко-римская цивилизация; средние века: возрождение наук»; «XVII и XVIII века современной западноевропейской цивилизации») в популярной форме изложил социально-политическую историю Европы. Полагая, в частности, что современное общество основано на господстве силы, Берви-Флеровский трактовал коммунизм как господство «слабых», т. е. женщин, детей и стариков, туманное отношение к которым и определяет степень цивилизованности общества. Лучшей своей кн. считал «Критику основных идей естествознания» (Спб., 1904), подытожившую его 30-летние усилия по созданию «научной этики», которая, как он полагал, в отличие от религии и философии, сможет «научить человечество отличать добро от зла». Проповедуя систему социальной гармонии - «органический коммунизм», утверждал, что основное начало такого общественного порядка - «это работа сильных на слабых», требующая от людей не героизма и самоотвержения, а «просто склонности к благоразумию и цивилизации». Первым условием подобной «цивилизованности» считал организацию бесплатных школ. Социально-философские идеи Берви-Флеровского поддерживали Кавелин, издавший в 1878 г. его кн. «Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина», и Коркунов. А. А. Ширинянц Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 48-49. Сочинения: Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина. Спб., 1878; Три политические системы: Николай I, Александр II и Александр III. Б. м., 1897; Критика основных идей естествознания. Спб., 1904; Записки революционера-мечтателя. М; Л., 1929; Избр. эконом, произв.: В 2 т. М., 1958-1959. Литература: Мудров А. И. Филос. и общественно-политические взгляды В. В. Берви-Флеровского. М., 1958; Плакида М. М. Бесстрашный труженик. Сталино, 1960; Рязанцев Т. С. Общественно-политические взгляды В. В. Берви-Флеровского. М., 1951; Томсинов В. А. Василий Васильевич Берви: правовед и революционер (1829-1918) // Законодательство. 2001. № 2.
Берви-Флеровский (фамилия - Берви, псевдоним - Н. Флеровский), Василий Васильевич (28.IV.1829 - 4.Х.1918) - русский демократ-просветитель, экономист и социолог. Родился в Рязани в семье профессора. В 1849 году окончил юридический факультет Казанского университета. Работал в министерстве юстиции. В 1862 году публично выступил против грабительского характера крестьянской реформы 1861 года, в защиту тверских мировых посредников, отказавшихся проводить в жизнь "Положения" 19 февраля. За это был посажен в сумасшедший дом, затем сослан в Астрахань, где выступил за передачу земли крестьянам; вновь арестован и до 1895 года находился в ссылке, затем под надзором полиции. В 1869 году опубликовал книгу "Положение рабочего класса в России", которая, по отзыву К. Маркса, была первым произведением, сообщавшим правду об экономическом положении России, и ставила ее автора в ряд с такими деятелями, как Н. Г. Чернышевский (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 16, с. 428; т. 24, 1931, с. 286-87). В 1871 году вышел труд Берви-Флеровского "Азбука социальных наук", получивший широкую известность в среде революционной молодежи. В 1871-1873 годы Берви-Флеровский был связан с чайковцами и долгушинцами. Мировоззрение Берви-Флеровского формировалось под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена, в известной мере - Сен-Симона, Фурье и Оуэна; немалое значение имело знакомство с "Капиталом" Маркса. Но решающим явилось воздействие действительности пореформенной России. Берви-Флеровский был оригинальным и своеобразным мыслителем, отразившим в своих взглядах противоречия, сильные и слабые стороны общественной идеологии 60-70-х годов 19 века. Его работы (опубликовано свыше 50 по экономическим, социально-политическим и философским вопросам) сыграли большую роль в развитии русской общественной мысли 70-х годов 19 века. В дальнейшем они также привлекали внимание широких кругов; постоянный интерес к личности Берви-Флеровского проявляли, в частности, Л. Н. Толстой и А. М. Горький. Беспощадная критика Берви-Флеровским социально-политических порядков пореформенной России, помещичьего землевладения и крупного капиталистического производства, великодержавной политики царизма, защита интересов трудящихся характеризуют его как яркого демократа. Из его трудов объективно следовали выводы об исторической закономерности развития капитализма в России, о разложении сельской общины. Но сам Берви-Флеровский считал капитализм в России явлением случайным, которое искусственно насаждается правительством; вслед за народниками отстаивал реальность возрождения крестьянской общины, рассматривая ее как основу социализма. Признавая право народа на борьбу, справедливость и прогрессивность революционного переворота, он в то же время, вслед за социалистами-утопистами, верил в возможность мирного, постепенного внедрения социализма путем просвещения и широких реформ во всех областях общественной жизни (отмена частной собственности на средства производства путем выкупа их гос-вом с последующей передачей общинам и рабочим коллективам, отмена налогов с трудящихся, свобода личности, самоуправление общин, городов). Наиболее характерным для взглядов Берви-Флеровского было сознание необходимости широкого просвещения русского народа. В последних работах склонялся к мысли о неизбежности революции и необходимости создания революционной партии в России. Л. И. Насонкина. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Сочинения: Избр. экономич. произведения, т. 1-2, M., 1958-59. Литература: Горький М., Собр. Соч. в 30 тт., т. 14, M., 1951, с 293-94; Подоров Г., Экономич. воззрения В. В. Берви-Флеровского, M., 1952; Штейн О. М.,В. В. Берви-Флеровский и К. R. Якобсон, "ВФ", 1958, No 12.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Азбука социальных наук, ч. 1—2. СПб., 1869; ч. 3. Лондон, 1894; Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина. СПб., 1878; Критика основных идей естествознания. СПб., 1904; Записки революционера-мечтателя. М,—Л., 1929; Избр. эконом, произв., т. 1-2. М., 1958-59. Литература:Аптекман О. Б. Василий Васильевич Берви-Флеровский. По материалам бывшего III отделения и ДГП. Л., 1925; Подоров Г. М. Экономические воззрения В. В. Берви-Флеровского. М., 1952; Шелгунов Н. В. Воспоминания. М — Пг., 1923. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Вологодская область. М. 1979. С. 81-83; Водовозов М. "Я жил страданиями этого народа..." // Кр. Север. 1969, 23 июля; "...Я находился в Вологде..." // Кр. Север. 1968, 4 мая; Аринин В. В споре со Львом Толстым // Кр. Север, 1974, 14 авг.; Деятели революционного движения в России: Био-библ. словарь. Т. 2. Вып. 1 М., 1929. Стлб. 106-109;
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |