Берлин Исайя |
|
1909-1997 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Исайя БерлинАнглийский политический философБерлин (Berlin) Исайя (1909-1997) - английский политический философ и историк идей. Родился в 1909 году в Риге (Российская империя). В 1915-1919 годы жил с родителями в Петрограде, затем некоторое время - в Латвии. В 1920 году вместе с семьей эмигрировал в Англию. После окончания в 1932 году Оксфордского университета преподавал в Новом колледже в Оксфорде. В 1935 году получил степень магистра философии. В 1941 году работал в британской службе информации в Нью-Йорке. В 1942-1945 годы - первый секретарь посольства Великобритании в США. В 1945-1946 году - первый секретарь посольства Великобритании в Советском Союзе. В 1946 году Берлин возвращается в Оксфорд и в 1950-1966 годы преподает в колледже Всех Душ. В 1966 году он становится президентом новообразованного колледжа Вольфсона в Оксфорде и занимает эту должность до 1975 года. Президент Британской академии (1974-1978). С1975 года - профессор социально-политических наук в колледже Всех Душ (Оксфорд). В 1957 году Берлин был возведен в рыцарское достоинство, а в 1971 году стал кавалером ордена «За заслуги». Работы Берлина оказали значительное влияние на развитие философии истории, Политической философии и истории идей. Его ранние произведения отмечены печатью осмысления проблематики Логического позитивизма и идейного размежевания с ним. В западной философии 20 века Берлин внес большой вклад в развитие истории идей, и в частности в исследование духовно-исторического феномена «контрпросвещения» (Дж. Вико, И.Г. Гердер, И.Г. Гаман) и Реставрации (Ж. де Местр), а также русской общественно-политической мысли 19 века. Кроме того, Берлин являлся крупным специалистом в области философии истории, посвятившим значительное число работ критике детерминизма в исторической науке и обоснованию автономии исторического познания. Берлина принято считать также одним из наиболее выдающихся политических философов современности. В этой области философии он известен, прежде всего, как «философ свободы», предложивший одну из наиболее оригинальных трактовок этого понятия в либеральной политической философии 20 века. В основе политической философии Берлина лежит этическая концепция «плюрализма ценностей». Согласно этой концепции, ценности, воплощенные в различных формах жизни и типах человеческой идентичности, рационально несоизмеримы друг с другом, в силу чего возникающие между ними конфликты не могут быть разрешены путем обращения к универсальным критериям рациональности, которые признавались бы всеми заинтересованными сторонами. Утверждение плюрализма ценностей приводит к снижению значения рационального выбора за счет возрастания роли радикального выбора между рационально несоизмеримыми концепциями благой жизни, равно как и к более глубокому пониманию того обстоятельства, что идентичность человека, как индивидуальная, так и коллективная, в решающей степени определяется его принадлежностью к определенному обществу и культуре с их специфическими характеристиками. Концепцию «плюрализма ценностей» Берлина принято характеризовать как «объективный плюрализм» (Дж. Грей), в рамках которого положение о рациональной несоизмеримости ценностей сочетается с утверждением объективного характера как самих ценностей, так и конфликтов между ними. Политическая философия понимается Берлином как ветвь моральной философии, конституируемая применением категорий моральной философии к политическим отношениям. Будучи перенесенной на область политической философии, концепция «ценностного плюрализма» Берлина превращается в теорию «агонального либерализма» (от др.-греч. agon - состязание). В отличие от классического либерализма, атональному либерализму присущ особый дух состязательности, поскольку он признает несовместимость и несоизмеримость систем ценностей и неизбежность конфликта между ними. Это, с одной стороны, требует радикального выбора между соперничающими системами ценностей, а с другой - терпимости, связанной с готовностью вести переговоры со сторонниками альтернативных систем ценностей и заключать с ними компромиссы, не рассчитывая при этом на то, что человечеству когда-либо удастся примирить соперничающие системы ценностей в рамках одного совершенного общества или одной совершенной формы человеческой жизни. Важнейшей составной частью концепции «агонального либерализма» Берлина является переосмысление им понятия свободы, которое осуществляется философом с учетом уроков истории 20 века. В его основе лежит критическое рассмотрение двух основных концепций свободы, которые Берлин называет «позитивной» и «негативной» свободами. Понятие «негативной» свободы восходит к Т. Гоббсу; оно обозначает, прежде всего, отсутствие внешних ограничений и препятствий для человеческих поступков. Понятие «положительной» свободы Берлин связывает с И. Кантом и рационалистической традицией западной философии. В ней свобода понимается как свобода реализации человеком своего высшего духовного предназначения, способствующая утверждению моральной автономии и самоопределения индивидов. «Позитивное» значение слова «свобода» проистекает из желания индивида быть хозяином своей собственной судьбы и принимать решения самостоятельно и независимо от каких бы то ни было внешних сил. Несмотря на то что Берлин отдает должное принципу «позитивной» свободы, он относится к нему с известной осторожностью: это объясняется тем, что концепцией позитивной свободы слишком часто злоупотребляли в истории во имя достижения высших ценностей и идеалов и приносили им в жертву счастье и жизнь отдельных индивидов и даже целых народов. Поэтому симпатии Берлина, как политического философа находятся, скорее, на стороне принципа «негативной свободы», в котором он видит важнейшее условие преобразования человеком самого себя и выбора между соперничающими, взаимно исключающими друг друга целями и системами ценностей в пределах, заданных природой и историей. Таким образом, «негативная» свобода соотносится Берлином прежде всего не с достижением личностью моральной автономии, но с возможностью осуществления радикального выбора между соперничающими системами ценностей. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 223-224. Сочинения: Философия свободы. Европа. М., 2001; История свободы. Россия. М., 2001; Подлинная цель познания. М., 2002; Karl Marx: His Life and Environment. L., 1939; Four Essays on Liberty. Oxford, 1969; Vico and Herder. L., 1976; Concepts and Categories. L., 1978; Against the Current. Oxford, 1979; Personal Impressions. L., 1980; The Crooked Timber of Humanity. L., 1990; The Sense of Reality: Studies in Ideas and their History. L., 1996; The Roots of Romanticism. L., 1999; Three Critics of Enlightenment: Vico, Hamann, Herder. L., 2000; Freedom and its Betrayal: Six Enemies of Human Liberty. L., 2002; Political Ideas in the Romantic Age: Their Rise and Influence on Modern Thought. L., 2006. Вернуться на главную страницу Берлина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |