Бергсон Анри |
|
1859—1941 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анри БергсонБергсон (Bergson) Анри (1859-1941) - французский философ. Профессор Коллеж де Франс (1900-1914); член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). Продолжил традицию французского спиритуализма 19 века, поставив задачу создания «позитивной метафизики», опирающейся на непосредственный опыт и противостоящей как механистическим, позитивистским (Позитивизм) способам философского исследования, так и умозрительности и спекулятивности традиционной рационалистской метафизики. В метафизике Бергсон выделяет два центральных момента: истинное, конкретное время (длительность) и постигающую его интуицию - основу подлинного философского метода. В работе «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889) длительность понимается как глубинный уровень сознания, сфера континуальности, качества, свободы, предполагающая, в отличие от абстрактного, «опространствленного» времени науки, постоянное творчество новых форм, становление, целостность, обусловленную временной организацией сознания, взаимопроникновением прошлого и настоящего. В ходе критики ведущих концепций тогдашней психологии Бергсон доказывал, что в глубоких областях сознания действует внутренняя, психологическая причинность, по сути тождественная свободе. В книге «Материя и память» (1896) Бергсон, выйдя за рамки философской психологии, формулирует - с позиции реализма - теорию внешнего восприятия, обосновывает учение о непосредственном знании и дает набросок онтологической концепции, которая опирается на идею об иерархии длительностей в универсуме, соответствующей возрастанию напряженности сознания от низших уровней к высшим. Высшие ступени иерархии характеризуются развитой работой памяти, приобретающей у Бергсона статус духовной реальности, а низший уровень - материя - являет собой почти лишенное напряжения и памяти, предельно расслабленное сознание. Внешняя реальность, данная непосредственному опыту как непрерывная протяженность, в силу практической нацеленности восприятия и основанного на нем интеллекта предстает в сознании в виде обособленных, пространственно разделенных вещей, причем само пространство, как и абстрактное время, есть лишь некий практически полезный конструкт, схема воздействия на вещи. В процессе познания осуществляется постоянный синтез восприятий и воспоминаний, ведущую роль в котором играет память, выступающая в двух формах - механической (например, при заучивании наизусть) и спонтанной. Намеченные в «Материи и памяти» темы гносеологии и онтологии получили развитие в «Творческой эволюции» (1907), созданной под влиянием неоплатонизма (в частности, учения Плотина об эманации), где Бергсон, в противовес механистическим и финалистским концепциям эволюции, формулирует эволюционное учение, которое опирается на трактуемый в спиритуалистическом плане принцип витализма. В этом труде, рисующем картину сложной, бесконечно изменчивой, динамической и органической реальности, в полной мере раскрывается бергсоновский вариант т философии жизни, где длительность рассматривается как онтологическая основа мира, истоком жизни признается «сознание» или «сверхсознание», а процесс эволюции описывается с помощью метафоры жизненного порыва - принципа развития и творчества, создающего в своем развертывании всю совокупность жизненных форм. Динамическое взаимодействие жизненного порыва, несущего в себе первичный импульс развития, и противостоящей ему косной материи определяет распадение потока жизни на роды и виды, причем ход эволюции непредопределен, непредсказуем, поскольку победа материи ведет на некоторых линиях к прекращению развития, сменяющегося круговоротом. Две главные линии эволюции - растительный и животный мир; эволюция последнего, также идущая по расходящимся направлениям, приводит к появлению человека и, соответственно, возникновению и развитию интеллектуальных форм познания. Концепция жизненного порыва дает онтологическое обоснование намеченной Бергсоном в ранних работах теории интеллекта и интуиции, отношения науки и философии. Если позитивная наука как создание чистого интеллекта наиболее приспособлена для воздействия на искусственные системы, неорганизованную материю и выполняет практическую функцию, фиксируя - сообразно «логике твердых тел» - устойчивые и неподвижные формы и познавая не сами вещи, а лишь их отношения, то философия, опираясь на интуицию, может постичь реальность как таковую, т.е. естественные системы, сознание, жизнь в ее глубинных проявлениях, в свободном потоке изменений. Стремясь преобразовать понятие рациональности, ввести в него не только то, что традиционно связывалось с деятельностью науки и научного мышления, но гораздо шире понимаемый опыт, Бергсон, вовсе не отвергая науку как таковую, призывает к иной ориентации познания, к созданию познавательных средств, способных постичь реальность во всей ее глубине и своеобразии. Размышляя об эволюции человечества как рода, он видит в человеческих обществах, способных к дальнейшему развитию сознания, не только вершину эволюции, но и единственно возможный путь развертывания жизненного порыва; тем самым онтологически обосновывается необходимость ответственности человечества за судьбу универсума. Возможность прогресса человеческого общества стала центральной темой позднего труда Бергсона «Два источника морали и религии» (1932), где, переосмысляя свою эволюционную концепцию под влиянием христианского мистицизма, он противопоставляет два типа социальной организации - закрытое общество, нацеленное лишь на сохранение рода, подчинение части целому и основанное на принципе национализма, и открытое общество, следующее принципу любви к человечеству. Общества первого типа с соответствующими им статической моралью и религией представляют собой тупики эволюции, будучи обречены на постоянное движение по кругу, тогда как открытое общество с динамической моралью и религией, воплощенное в избранных личностях, способных к бесконечному совершенствованию (среди них Бергсон выделяет древнегреческих мудрецов, израильских пророков, христианских мистиков), несет в себе импульс к развитию. Анализируя военный инстинкт, свойственный закрытым обществам, Бергсон связывает войны в современную эпоху с индустриальным характером цивилизации и выявляет все более усиливающуюся дисгармонию между «телом» и «душой» человечества, подчеркивая, что стремление к удовлетворению растущих потребностей, приводящее к развитию машинной индустрии и не сопровождаемое совершенствованием духовных качеств людей, чревато катастрофами, которые могут положить конец самому существованию людей. Единственно возможный путь возрождения человечества, борьбы с войнами, с обезличиванием и стандартизацией человеческих отношений он видит в пропаганде норм евангельской морали, в частности аскетизма. Философия Бергсона оказала влияние на Экзистенциализм, персонализм, П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского, Ж. Сореля, А.Д. Тойнби, А.Н. Уайтхеда, М. Шелера и многих других мыслителей 20 века. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 222-223. Сочинения: Собр. соч. Т. 1-5. СПб., 1913-1914; Длительность и одновременность. Пг., 1923; Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М., 1992; Два источника морали и религии. М., 1994; Творческая эволюция. М., 1998; Oeuvres. Р., 1959; Ecrits et paroles. V. 1-3. P., 1957-1959; Cours. Т. I-IV. P., 1990-2000. Литература: Свасьян K.A. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978; Блауберг И.И. Анри Бергсон. М., 2003. Вернуться на главную страницу Бергсона
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |