Бердяев, Николай Александрович |
|
1874-1948 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Александрович БердяевБердяев Николай Александрович (6.III.1874 - 23.III.1948) - русский буржуазный философ-мистик, идеолог "веховства". Происходил из дворянской семьи, учился в Киевском университете. За участие в революционно-демократическом движении в 1900 году исключен и сослан в Вологодскую губернию. В начале 1900-х годов выступил как сторонник "легального марксизма". В 1909 году - один из главных участников контрреволюционного сборника "Вехи". В годы 1-й мировой войны Бердяев искал "высший, духовный" смысл в войнах, объявляя их источником "творческого" движения человечества (см. "Судьба России", М., 1918). К Великой Октябрьской социалистической революции Бердяев отнесся крайне враждебно. В этот период он открыто выступил как философ социального и расового неравенства ("Философия неравенства", Берлин, 1923). В 1922 году Бердяев эмигрировал; в 1925-1940 годы издавал в Париже журнал "Путь". Бердяев противопоставлял марксизму христианский экзистенциализм, утверждая, что субъективно-идеалистическая и волюнтаристская философия служит основой "внутреннего, духовного" освобождения личности ("Смысл творчества", М., 1916, "Философия свободного духа", т. 1-2, Париж, 1927, и др.). Поражение контрреволюции в России заставило Бердяева изменить методы своей идеологической борьбы: он выступил с обличением бесчеловечности капитализма, критикой "старого" христианства как "орудия эксплуатации", демагогически признал "великие правды коммунизма" в области переустройства экономики и с этих новых позиций пытался снова вести борьбу с марксизмом. Социология Бердяева проникнута крайним пессимизмом. Из антагонистического характера прогресса Бердяев делает вывод о неосуществимости каких-либо "положительных идеалов" и неизбежном "конце истории"; в демократизации культуры он видит гл. опасность для "иерархии духовных ценностей" ("Смысл истории", Берлин, 1923, "Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1947, и др.). В работах, посвященных истории России ("Русская идея", Париж, 1946, "Истоки и смысл русского коммунизма", Нью-Йорк, 1955), Бердяев пытался обнаружить "религиозную устремленность" русского духа. Реакционные буржуазные ученые (Э. Ламперт, О. Кларк, Р. Рослер и др.) считают Бердяева ведущим христианским философом и социологом 20 века. На идеях Бердяева в значительной мере основаны клеветнические работы современных буржуазных историков, пишущих о России (Ф. Баргурн, Р. Томпкинс, Г. Кон, Б. Шульце, П. Шейберт, М. Файнсод и др.). Ю. Ф. Корякин, Е. Г. Плимак. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Литература: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16, с. 106-14; Аксельрод Л. И., О "Проблемах идеализма", в кн.: Л. И. Аксельрод. Против идеализма, M.-Л., 1933, с. 5-40. Вернуться на главную страницу Бердяева.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |