Беме, Бэме, Яков |
|
1575-1624 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Яков Беме
Жизнь и учениеБёме (Bohme) Якоб – человек, Яков Бёме (1575, Альтзейденберг, – 17.11.1624, Гёрлиц) – человек, который не замкнулся в своих откровениях, а решил изложить их нашему миру. С позиции сегодняшнего дня его уже невозможно назвать мистиком. Скорее всего, это человек, которому через откровение «открылся мировой Разум» и он, как смог, записал эти откровения. Я бы поставил его ряд с такими же как он людьми, которых мы знаем и которые так же удостоились такого откровения, – это, прежде всего: апостол Павел, Леонардо де Винчи, Никола Тесла… Очень точно о таких людях сказал Людвиг Фейербах. «Блестящее исключение из общего правила: ne sutor ultra crepidam (сапожник, знай свою колодку), которое доказывает на деле, что дух истории, всеобщий дух есть единственный дух человека и он, невзирая на лица, ранги, рождение, внешние средства, выдвигает людей из пыли и мрака неизвестности и делает их своими органами, провозвестниками своей сущности. Исторические идеи, как подземные источники, пробиваются также из мест, где их меньше всего можно было ожидать; они исходят от индивидов, которые черпают сведения о том, что происходит в духовном мире, не из необходимого, обусловленного образованием и знанием языков чтения отечественных и иностранных журналов, а по слухам и самое большее из сельской газеты; они поэтому кажутся тому, кто рассматривает таких индивидов вне истории, чудесами, так как эти индивиды удивляются себе и их собственные идеи, к которым они не знают, как пришли, являются для них загадкой: они кажутся откровениями, внушениями или озарениями свыше, каковы они в известном смысле и есть. «Я плохо понимал раньше, – говорит Я. Бёме о себе, описывая начало своей писательской деятельности, – возвышенные символы веры по примеру всех мирян и ещё менее природу, пока не начал мне сиять свет вечной природы, чему я так обрадовался, что начал записывать познанное мной. Ибо дух пронзил меня, как молния, и я увидел глубину вечности; когда проходит ливень, он настигает то, что настигает; так было и со мной: я начал писать, как мальчик в школе, и записывал познанное с большим рвением». «Послушай, пасквилянт! – так обращается Я. Бёме к своему противнику Б. Тилькену. – Если ты владеешь искусством этого мира, то я владею искусством божественного мира: ты изучил свое, а мое есть дар милости божьей» (Первая апология против Б. Тилькена, Предисловие. № 27, 28, 93)[1]. С ним перекликается оценка Бёме данная ему Гегелем: «Мощный ум Бёме справедливо получил название philosophus teutonicus[2]. Отчасти Бёме расширил само содержание религии до всеобщей идеи, открыл в нем высшие проблемы разума и стремился постигнуть в нем дух и природу в их определенных сферах и формациях, положив в основание своих изысканий ту мысль, что дух человека и все вещи созданы по образу и подобию бога, – само собой разумеется, триединого бога – и цель жизни и существования состоит лишь в том, чтобы потерявшая образ божий душа снова возвратилась к своему первоисточнику. Отчасти же он, наоборот, применял формы природных вещей (сера, селитра и т. д., терпкое, горькое и т. п.), насильственно заставляя их служить для выражения форм духа и мысли… <…> …Мы имеем, можно сказать, достаточно и даже с избытком более или менее чистых или затуманенных образов истины – в религиях и мифологиях, в гностических и мистицирующих философиях древнего и нового времени. Можно находить удовольствие в том, чтобы открывать идею в этих образах, и находить удовлетворение в почерпнутом из такого рода открытий убеждении, что философская истина не есть нечто совершенно изолированное, что ее действие проявлялось в этих образах по крайней мере как брожение»[3]. Яков Бёме родился в старом Зейденбурге (Альтзейденберг), «бывшем местечке, недалеко от Герлица в Оберлаузице. Его родители были бедные крестьяне. В свои юные годы, как рассказывают, он имел несколько таинственных явлений. Так, однажды, удалившись от крестьянских мальчиков, с которыми он обычно пас в поле скот, и взойдя на ближнюю гору, на вершине коей он нашел вход в пещеру, он заметил большой сосуд с золотом, который так напугал его, что он поспешно убежал. Но затем он уже не видел этой пещеры открытой. Научившись в сельской школе читать и кое-как писать, он был отдан в учение к сапожнику»[4]. «История Якоба Бёме напоминает историю Святого Павла (недаром Бёме часто цитирует его послания). В один прекрасный день к ученику сапожника пришел незнакомец, когда хозяин мастерской отсутствовал. Он купил пару ботинок за несуразную цену, названную Якобом из боязни навлечь гнев хозяина, и вышел из мастерской. Посреди дороги он вдруг обернулся и громко позвал: «Якоб, Якоб, выходи!» Испуганный мальчик выскочил на улицу и подбежал к незнакомцу. Тот сказал ему: «Якоб, ты мал, но станешь велик, и превратишься в другого человека, которому будет дивиться Мир. Будь благочестив, бойся Бога и слушайся Его Слова. Прилежно изучай Святое Писание, в котором найдешь утешение и добрый совет, ибо тебе предстоит перенести нужду, бедность и гонения, но ты устоишь, потому что любит тебя Бог и благоволит к тебе». После этой встречи у Якоба в течение семи дней были видения, он лицезрел Господа, Ангелов, и Сотворение мира, и жизнь его взаправду изменилась»[5]. Выучившись своему ремеслу и возвратившись из путешествий, в 1594 г. он стал сразу мастером и супругом. Яков Бёме усердно посещал церковь и читал Библию. Но он также начал читать другие как религиозные, так и алхимические и натурфилософские сочинения, например Парацельса, а затем развил свой ум в обществе ученых, как это доказывают его сочинения и прямые заявления по этому поводу. Так, уже в своей «Авроре» он говорит: «Я прочел много писаний высоких учителей»[6]. Религиозные споры его времени, бередившие его душу, внешний случай, а именно видение блестящего оловянного сосуда и слова незнакомца, «внезапно нарушившее благодаря живой фантазии его душевное равновесие, последовавшее затем душевное возбуждение, не вызванное никаким внешним поводом, и прежде всего собственный дух, гений побудили его сделать свое перо громоотводом перегруженной и возбужденной души. Первым плодом его духа, или, говоря его языком, озарений, была «Аврора», написанная в 1612 г.»[7]. Он писал «Аврору» только для себя самого. Но благодаря одному «знакомому дворянину», который посетил Якова Бёме, видел рукопись, попросил её и, заинтересовавшись ею, поспешно велел переписать, она стала известна. К моменту выхода ее из печати, место лютеранского Пастора в Гёрлице уже занял Грегори Рихтер, убежденный ортодокс и охотник за ведьмами. Прочитав произведение Бёме, он публично с кафедры осудил её и самого автора, объявив последнего еретиком и пообещав предать анафеме, если тот посмеет еще опубликовать нечто подобное. Такая угроза совсем не выглядела шуткой, Бёме был на некоторое время выслан из города, но вскоре возвращен, и Якоб принял решение более не вести никаких записей. Многие неправильно считают «Аврору» лучшим из его сочинений, тогда как позднейшие сочинения далеко превосходят её по ясности, точности и определенности. Но именно как первое, самое грубое, непосредственное, некритическое произведение его ума это самое интересное и важнейшее из его сочинений. Я. Бёме говорит сам о своей «Авроре»: «Бог был столь милостив, что мы в других написанных книгах писали гораздо яснее, чем в первой»[8]. «Язык произведения Карл Густав Юнг назвал «поэтическим косноязычием», что в принципе точно, и все же не совсем справедливо, поскольку нельзя критиковать того, кто описывает неописуемое. Для видений, открывшихся духу Якова, не существовало выразительного языка, и ему пришлось изобретать язык самому. Неоценимую помощь в этом оказал ему некто Бальтазар Вальтер, один из лучших учеников Парацельса, розенкрейцер и практикующий алхимик. Вальтер познакомился с Бёме именно в этот трудный для Якова период. Бальтазар Вальтер, обучавшийся в эзотерических школах Сирии, Египта и Греции, дал Бёме основы алхимии и Каббалы, а также помог ему создать собственный выразительный язык, умело используя алхимические термины и символы, и, в итоге, убедил его начать писать снова»[9]. Таким образом, через семь лет Яков Бёме вновь взялся за перо. В эти последние годы он оставил даже свое ремесло ввиду «постоянного занятия писанием». В течение короткого времени были созданы рукописи «Vom dreifachen Leben des Menschen (От троекратной жизни человека)» (1619); «Die drei Prinzipien göttlichen Wesens (Три принципа божественного существа)» (1619); «Psychologia vera, od. 40 Fragen и т. д. (Психология веры в 40 вопросах и т. д.)»; «Von wahrer Busse» (1622); «Auch ein Weg zu Christo (Дорога к Христу)»; «Erklärung der ersten Buches Moses (Заявление первой книги Моисея)» (1623); «117 Theosophische Fragen (117 Теософических вопросов)» (1624) и некотороые другие, среди которых «Ключ» в прямом смысле являлся ключевой работой, проясняющей смысл остальных. Идеи, высказанные в этом произведении, перекликаются с сегодняшними воззрениями на окружающий нас мир, в частности, высказанные в работе «Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века»[10]. Ключ. В первом разделе этой работы описывается происхождение Вселенной. В результате Большого взрыва, произошедшего из «ничто», истоки которого до настоящего времени не ясны, происходит распад материи на две тождественные единичные (без массы) индивидуальности, которые в результате эффекта Гамова, разделяются в реальном пространстве Большого взрыва. Одна индивидуальность сосредотачивается в центральное ядро Вселенной, другая – распространяется, образуя пространство вселенной. Устойчивость системы обеспечивается тяжестью, т. е. притяжением между этими тождественными единичными индивидуальностями, которые в борьбе за выживание идут, в том числе, и на компромиссы, создавая в результате аннигиляции другие множественные образования. О Mysterium Magnum Объясняя происхождение «видимого мира» по Божественной мудрости (Mysterium Magnum) Бёме говорит: «Mysterium Magnum является субъектом мудрости, когда дышащее слово, или действующее волящее Могущество Божественного понимания, пронизывает мудрость, и также единство Бога истекает вовне, к своей манифестации. В Mysterium Magnum проявляется Вечная Природа; и две субстанции и воли всегда следует понимать как существующие в Mysterium Magnum; первой субстанцией является единство Бога, а значит, Божественное Могущество и Добродетель, и изливающаяся Мудрость. Вторая субстанция является делимой волей, возникающей из выдыхаемого и произносимого слова; она имеет своей основой не единство, а Подвижность Эманации и выдох, приводимые к одной воле и к Желанию Природы, а именно к таким проявлениям, как Огонь и Свет: в Огне осознается Естественная Жизнь; в Свете же заключена Священная Жизнь или манифестация единства, где единство становится Огнем Любви, или Светом… <…> …Mysterium Magnum заключается в том, что Хаос, в котором берут начало Свет и Тьма, то есть основания Неба и Преисподней, проистекает из Вечности, и манифестируется; образование, которые мы обычно называем Адом, и являющееся самостоятельным Принципом, является основой и причиной Огня в Вечной Природе… …Эта основа называется Mysterium Magnum, или Хаосом, потому что из нее возникают добро и зло, то есть Свет и Тьма, Жизнь и Смерть, Радость и Горе, Спасение и Проклятие. Это основа Душ и Ангелов, и всех Вечных Созданий, как плохих, так и хороших; это основа Царствия Небесного и Ада, а также видимого мира, и всего, что в нем есть: другими словами, все вещи имеют одну основу, точно так же, как Образ сокрыт в куске дерева до того, как Мастер вырежет и отточит его. И все же мы не можем сказать, что духовный мир когда-либо имел начало, он просто был в какой-то момент манифестирован из Вечности и Хаоса, так как Свет изливался из Вечности во Тьму, но Тьма не осознавала его; так же, как День и Ночь находятся друг в друге, и являются двумя, хотя и в одном. Я вынужден писать так, как если бы такое начало существовало, для лучшего понимания и удобства объяснения Божественной основы Божественной Манифестации. Под словом Центр, мы подразумеваем самый исток Природы, то есть наиболее Глубинную основу, где само–становящаяся воля, в согласии с собой, приводит себя к чему-то, а именно, к Природной деятельности; Природа является ничем иным, как Инструментом Бога, при помощи которого трудятся Божье Могущество и Добродетель, и тем не менее, она обладает собственным Движением, по источаемой Богом воле: итак, Центр есть Основа или Точка само–приятия для чего-либо; из нее нечто начинает быть, и семь Свойств также берут в ней начало»[11]. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах Природы. Далее мы видим, что эти семь свойств делятся до бесконечности, но имеют общие для них две Субстанции. Первая Субстанция, соответствует «изначальному хаосу, Божественным Существом; это есть Божественная воля и проистекающее Единство Бога, которые совместно пронизывают Природу, и оттачивают Приятие, так, чтобы Вечная Любовь могла действовать и стать ощутимой, и при этом иметь нечто пассивное, в котором она могла бы манифестироваться, стать познаваемой… <…> …Второй субстанцией является собственно Субстанция Природы, Жаждущая и Пассивная, и она же есть Инструмент Действующей Силы; потому что там, где нет Пассивности, там также нет желания Освобождения, или стремления к лучшему; и там, где нет желания лучшего, там вещь покоится сама в себе. Потому и Вечное единство посредством Эманации[12] и Разделения приводит себя к Природе, ведь ему нужен объект, в котором оно могло бы манифестироваться, и который оно могло бы любить, и чтобы нечто возлюбило его в ответ, а также могло бы проявиться восприятие, или чувственная деятельность и воля»[13]. Далее идет объяснение семи свойств Природы. Первое Свойство. «Первым Свойством является Желание, подобное свойству Магнита, или Сжатие Воли; воля желает быть чем-то, и все же у нее нет того, из чего она могла бы что-нибудь для себя сделать; поэтому она приходит к Восприятию себя самой, и сжимает себя в нечто; и это нечто является ничем иным, как Магнетическим Голодом, грубостью, подобной твердости, из которой возникают твердость, холод, и субстанциальность. Это сжатие или стягивание затеняет самое себя, и делает себя Тьмой, каковая, конечно же, является Основой вечной и временной Тьмы»[14]. Таким образом, можно предположить, что здесь идет речь о возможности схлопывания реального пространства Вселенной. Причем если выражение «Желание, подобное свойству Магнита, или Сжатие Воли; воля желает быть чем-то, и все же у нее нет того, из чего она могла бы что-нибудь для себя сделать» принять за то, что «оперативная память» реального пространства заполнена полностью, и для дальнейшего развития Воли нет свободного места, то происходит как бы «архивация» памяти данного реального пространства. Отсюда схлопывание его в «вечную и временную Тьму» и начало разворачивание (подготовка к Большому взрыву) нового реального пространства со свободной оперативной памятью. Это один из вариантов развития Разума. Второе свойство. «Второе Свойство Вечной Природы проистекает из Первого, и является вытягиванием или движением в жесткости, так как Магнит создает твердость, а движение вновь разрушает эту твердость, что представляет непрерывную внутреннюю борьбу. То, что Желание сжимает и делает чем-то, движение разрывает на части и разделяет, так что из него возникают Формы и Образы; между этими двумя Свойствами рождается горечь несчастья, которая и является болью Восприятия и Чувствования… <…> …Итак, мы понимаем, что желание является основой для чего-то, так что это что-то может возникнуть из ничего; кроме того, мы можем заключить, что Желание было Началом этого мира, и посредством его Бог субстанциировал все вещи, и дал им существование; Желание есть то, посредством чего Господь сказал, Да будет. Желание и есть тот Fiat, благодаря которому возникло нечто там, где не было ничего, кроме одного Духа; в этом и заключается Mysterium Magnum, в смысле духовном, видимом и субстанциальном, как мы можем убедиться на примере Стихий, Звезд и других Творений»[15]. Таким образом, можно предположить, что здесь мы имеем описания начало процесса Большого взрыва и формирование его реального пространства.[16] Третье Свойство. «Третьим Свойством Вечной Природы является Страдание, то есть та Воля, которая привела себя через восприятие к Природе, что значит: когда собственная Воля находится в жестком движении, тогда она приходит к Страданию, или чувствительности; потому что без Природы она не способна на это, но в подвижной жесткости она становится чувством. И это чувство есть причина Огня, а также Разума и Чувств; собственную волю природы она делает неугомонной, и та ищет Покоя; таким образом, разделение воли происходит само собой и из себя, и проникает все Свойства... …Это внутреннее движение подобно вращающемуся колесу; хотя никакого вращения нет на самом деле, это вполне присуще Свойствам; так Желание направлено само на себя, и движение рвется наружу само из себя, и воля в состоянии страдания не может ни проникнуть внутрь, ни вырваться наружу, и все же она направлена и внутрь, и наружу; в таком Положении она остается, пытаясь проникнуть внутрь и вовне, оказаться над и под собой, и все же не может сдвинуться с места, и пребывает в Страдании, в истинной основе Ада и Гнева Божьего; Страдание это заключено в темном жестком Движении... <…> …Итак, под Третьим Свойством Природы, которым является Страдание, мы подразумеваем жесткость огня и его способность причинять боль, а именно горение и сжигание; так как в случае, когда воля погружается в такую жесткость, она всегда сжигает [пожирает] причину этой жесткости; потому что она всегда стремится вновь вернуться к единству Бога, каковое является Покоем; а единство подталкивает себя при помощи его Эманации к движению и жесткости… <…> …Душа вещи заключается в жесткости, а истинная жизнь чувственной Природы и ее Свойство заключается в Движении… <…> …невидимый духовный мир возник вместе с Творением, и внутри его» [17]. Таким образом, как первичное разделение ничто (в начальной стадии процесса Большого взрыва), так и при распаде материи (конечная стадия Большого взрыва) приводят к образованию двух тождественных единичных индивидуальностей, в борьбе которых как за пространство, так и за совместное выживание формируется Разум[18] и Чувства. Четвертое Свойство. «Четвертым Свойством Вечной Природы является Духовный Огонь, посредством которого манифестируется Свет, являющийся Единством; Блеск огня возникает в источающемся единстве, которое внедрилось в Желание Природы и объединилось с ним; сжигающее свойство огня, а именно Жар, происходит из жесткой поглощающей природы первых трех Свойств… <…> …В этих трех болезненных Свойствах заключена источающаяся Воля, берущая начало от Слова Божественного Дыхания, но Единство также содержится в ней; поэтому воля страстно стремится Единству, а Единство стремится к Чувствительности, то есть к огненной основе: так, одно стремится к другому; и когда присутствует такое стремление, это подобно звуку раскалываемой породы или вспышке Молнии, когда мы пользуемся кремнем и огнивом, или льем воду в огонь: здесь я говорю лишь о подобии… <…> …Здесь мы приходим к двум Вечным Принципам, а именно тьме, грубости, жесткости и боли, обитающих сами в себе, и ощущению могущества и добродетели единства в Свете… <…> …Таким образом, вам следует здесь осознать два Принципа: первый есть основа горения Огня, то есть жесткая, подвижная, восприимчивая и болезненная тьма, заключенная сама в себе; второй же - Свет Огня, в котором единство находится в движении и радости; потому что Огонь является Объектом великой Любви Божественного единства… <…> …В этой огненной воле Вечной Природы находится душа Человека, а также Ангелы; это их основа и Центр; потому, когда какая-либо душа отстраняется от Света и любви Бога, и погружается в свое собственное Природное Желание, тогда основа этого темного и болезненного свойства манифестируется в ней; это адский Огонь, и Ангел Божий, когда он манифестируется таким образом, виден как Люцифер; и то, что, как мы думаем, имеет Бытие повсюду в Творении, так же повсюду присутствует вне Творения; потому что Творение есть лишь Образ и Подобие разделенного и многобразного могущества, и свойство универсального Бытия. Следует правильно понимать, в чем заключается основа Огня, а именно в Холоде Сжатия и Жаре Страдания; Движение же является Вулканом; из этих трех состоит Огонь, но сияние Света возникает и проистекает из соединения единства с основой Огня, а в целом основа есть источаемая воля»[19]. Можно предположить, что здесь мы видим описание формирования реального пространства вселенной на конечной стадии Большого взрыва. В его центре уже формируется ядро из одной тождественной единичной индивидуальности (пусть это будет Тьма), горит уже высокотемпературная плазма, готовая уж взорваться, а по внешней стороне плазмы, вокруг этого ядра другой тождественной единичной индивидуальностью формируется реальное пространство, которое заполняется множественными образованиями этих двух индивидуальностей от элементарных частиц до нейтральных масс.[20] Пятое Свойство. «Итак, Пятым Свойством является Огонь Любви, или Мир Могущества и Света; он среди Тьмы существует сам в себе, и Тьма не понимает его, как написано у Иоанна, гл.1: – И Свет во Тьме светит, и Тьма не объяла его… <…> …Когда зажигаются Духовный Огонь и Свет, каковые, конечно, возгораются из Вечности [в себе], тогда же манифестируется и Мистерия Божественного Могущества и Знания; все Свойства Вечной Природы становятся духовными в Огне, хотя Природа остается такой, как есть, сама в себе, а истечение воли становится Духовным. Во вспышке Огня поглощается темное восприятие; в этом поглощении возникает чистый и яркий Огонь – Дух, распространяющий повсюду Блеск своего Света… <…> …В пятом Свойстве, Вечное единство субстанциировано в Свете; оно есть священный Духовный Огонь, священный Свет, священный Воздух, который является ничем иным, как Духом… <…> …Эти пять Свойств являются истинным Ангелическим миром Божественной радости, сокрытой в этом видимом мире»[21]. Таким образом, пятым свойством Природы, есть плазма, являющаяся источником тождественных единичных индивидуальностей, которые для удобства можно называть Свет и Тьма.[22] Шестое Свойство. «Шестое Свойство Вечной Природы есть звук, шум, голос, или понимание; потому что когда горит Огонь, все Свойства звучат вместе: Огонь является голосом Сущности, Свет – Духом, а Звук – Пониманием, в котором все Свойства понимают друг друга. В соответствии с Манифестацией святой Троицы, этот голос, благодаря Эманации единства, является действующим словом Божьим… …Шестое Свойство дает понимание в голосе или звуке, а именно в произнесении слова; и второе свойство Природы является производителем, Домом, или Инструментом речи или голоса: во Втором свойстве Могущество и Добродетель причиняют боль; в шестом же Свойстве, они радостны и приятны; разница же между вторым и шестым Свойствами заключается в Свете и Тьме, каковые находятся друг в друге, как Огонь и Свет; более же нет между ними разницы»[23]. Здесь идет описание момента взрыва, т.е. полного распада материи (эманация единства) в центре Вселенной, который сопровождается, в том числе, и звуковой волной. Можно предположить, что описанный во втором свойстве распад ничто в нечто, происходит еще вне нового реального времени и реального пространства, поэтому появление тождественных единичных индивидуальностей в новом реальном пространстве для данного времени и пространства не сопровождается звуковыми волнами. Седьмое Свойство. «Седьмым свойством является Субстанция, то есть subjectum, или дом всех остальных шести, в котором они субстанциальны, как душа в теле: под этим следует понимать прежде всего, в отношении мира Света, Рай или потенциальность действующего Могущества. Каждое свойство создает себе Субъект или Объект при помощи собственной Эманации, и в седьмом все Свойства разогреты в одной единой Субстанции: так же, как они произошли из единства, так они и возвращаются обратно к основе. Хотя все они действуют по-разному и разными способами, все же есть только одна Субстанция, чье могущество и добродетель называют Тинктурой; она есть священная проникающая, растущая, или распускающаяся Почка. Само седьмое Свойство не является Тинктурой, оно лишь ее Тело»[24]. Таким образом, седьмое свойство есть реальное пространство Вселенной, большая часть которого заполнено эфиром, энтропию которого обнаруживается как температура 3ºК.[25] В этом «теле» и разворачивается полная драматизма борьба за выживание двух тождественных единичных индивидуальностей. «Таковы семь Свойств на одной Основе; и все семь являются в равной степени Вечными и не имеющими начала; никакое из них нельзя признать первым, вторым. Третьим, четвертым, пятым, шестым, или последним; они в равной степени безначальны и Вечны, и имеют один Вечный исток в единстве Бога. Мы должны представить это таким привычным образом, чтобы люди понимали, как одно происходит из другого, чтобы осознали, кем же является Создатель, и что есть Жизнь и Субстанция этого слова» [26]. А теперь краткое Разъяснение, или Описание Божественной Манифестации. «Бог есть Вечное, Огромное и Непознаваемое единство, которое манифестирует себя в себе, из Вечности в Вечность, посредством Троицы, каковая есть Отец, Сын и Святой Дух, в тройственной деятельности, как было уже сказано ранее. Первая Эманация и манифестация этой Троицы представляет собой Вечный мир, или слово Божественного могущества и добродетели. Первой высказанной этим Могуществом Субстанцией является Божественная мудрость; это и есть субстанция, в которой действует Могущество. Из Мудрости проистекают Могущество и Добродетель дыхания, каковые производят разделение и формирование; так Божественное Могущество манифестируется в своей добродетели. Эти делимые Могущества и Добродетели приводят себя к силе восприятия, к собственной восприимчивости; а из восприимчивости возникают самоволие и Желание: эта самостоятельная Воля является Основой Вечной Природы, каковая, через Желание, погружает себя в Свойства, вплоть до Огня. В Желании заключен Источник Тьмы; в Огне же Вечное единство манифестирует себя в виде Света, в огненной Природе. Ангелы и Души имеют своим источником это огненное Свойство, и свойство Света; такова божественная манифестация. Могущество и Добродетель Огня и Света называются Тинктурой; Движение этой Добродетели называется священной и Чистой Стихией. Тьма становится субстанциальной в себе; и Свет также становится субстанциальным в огненном Желании; они создают два Принципа, а именно Божий Гнев во Тьме, и Божью Любовь в Свете; каждый из них действует в себе, и разница меж ними такая же, как между Днем и Ночью, и все же оба они имеют единую Основу; и одно всегда является причиной другого, и одно манифестируется и познается через другое, как Свет через Огонь. Видимый мир является третьим Принципом, то есть третьей Основой или началом: ее выдыхает Внутренняя Основа, то есть оба первых Принципа, и приводит к Природе и Форме Творения. Внутренняя вечная деятельность сокрыта в видимом мире; но она существует в каждой вещи, и через каждую вещь, и не может быть познана никакой вещью при помощи лишь собственного Могущества этой вещи; внешние Могущества и Добродетели всегда пассивны, и являются оболочкой, в которой совершает работу Внутреннее»[27]. Таким образом, можно еще более прийти к убеждению, что и Тьма и Свет являются неотъемлемыми частям видимого мира. Они суть движение, мысль. «Внешние Могущества и Добродетели» есть как бы оперативная память, которая пассивна, и при помощи которой индивидуальный Разум может черпать знания. Так можно понимать «внутреннюю» работу Могущества и Добродетели. Еще одно объяснение Misterium Magnum. «Бог манифестировал Mysterium Magnum из Могущества и Добродетели этого мира; в этом Mysterium Magnum содержалось все Творение как сущее, лишенное формы, в Temperamento; и посредством его он высказал Духовные формы в Разделении [или разнообразии]: в формах этих заключались Знания Могущества и Добродетели в Желании, то есть в Fiat, каковые затем в Желании Манифестироваться, привели себя к Телесной Субстанции. Такой Mysterium Magnum находится и в Человеке, а именно в Образе Божьем, и является Сущим словом Могущества Бога, соответствующим Времени и Вечности, посредством которого высказывается, или самовыражается, Живое слово Бога, будь то Любовь или Гнев, или Фантазия, все в зависимости от того, имеет ли Mysterium подвижное Желание Добра или Зла; что вполне соответствует поговорке «каковы люди, такой у них и Бог». Потому в каком качестве Mysterium пробудится в Человеке, такое и слово прозвучит из его могущества; как мы ясно видим, ничего, кроме тщеславия не исходит из уст людей испорченных. Хвала Господу и всем Делам его. Аллилуйя»[28]. О Слове ЗНАНИЕ. «Слово Знание я понимаю не так, как люди обычно понимают слово Scientia[29](*) в Латинском Языке; под ним я понимаю истинную Основу, соответствующую Сознанию[30](**), каковое в Латинском и других Языках не удостаивается внимания Невежд; потому что всякое слово своим звучанием, формой и Воплощением, дает полное представление о называемой им вещи. Вы понимаете под Знанием некое умение или наличие сведений, в чем вы правы, но не полностью выражаете значение этого слова. Знание есть Корень Понимания, а также Чувствительности[31](***); это Корень, соединяющийся с Центром Воплощения ничто в нечто; так, когда Воля Хаоса привлекает себя в саму себя, в Центр Воплощения, который есть Слово, тогда и возникает истинное Понимание. Воля заключена в Раздельности Знания, и отделяет себя от Запечатленного Уплотнения; люди прежде всего понимают Сущность разделенного, – того, в чем Раздельность запечатлевает себя в виде Субстанции. Сущность является субстанциальным могуществом и добродетелью, но Знание неспокойно и находится в постоянном движении, подобно Чувствам; оно, несомненно, есть Корень Чувств. И все же в Понимании, каковое назвало его Знанием, оно не есть восприятие, но причина восприятия, подобно тому, как если Понимание запечатлевает себя в виде Мысли, прежде должна быть причина, породившая Мысль, и позволившая Пониманию погрузится в Созерцание: Итак, это Знание является Корнем всех Духовных Начинаний; оно – подлинный Корень Души, и пронизывает всякую Жизнь, потому что оно есть основа, из которой Жизнь происходит. Я не смог дать этому лучшего Имени, это полностью соответствует и согласуется со словом Сознание; потому что Знание является причиной, по которой Божественная Хаотическая Воля сжимается и запечатлевает себя в Природе, чтобы получить раздельную [разнообразную], осмысленную и насыщенную восприятием Жизнь в понимании и различении; потому что из Воплощения Знания, в котором Воля привлекает себя к самой себе, возникает Природная Жизнь и Слово –Источник всякой Жизни. Различение или разделение в Огне следует понимать так: Вечное Знание в Воле Отца привлекает к себе Волю, именуемую Отцом, и замыкается в Центре Божественного Происхождения Троицы, и через Знание высказывает себя в виде слова понимания; в Высказывании заключено Разделение Знания; в каждом Разделении существует Желание Запечатлеть Выражение; Впечатление же Сущностно, и называется Божественной Сущностью. Из этой Сущности слово выражает себя как второе Разделение, каковое есть Природа, и в этом выражении под тем, когда Природная Воля разделяется в своем Центре и возникает восприятие, следует понимать Разделение огненного Знания; так возникает Душа и Ангельский Дух. Третье Разделение соответствует внешней Природе выраженного и принявшего форму Слова, в котором заключено Животное Знание, о чем говорится в Трактате о Предопределенности Милости, который дает четкое понимание, и является одним из наиболее Ясных наших трудов»[32]. В этой главе, Бёме как бы подводит резюме под своими откровениями, раскрывая то, как он понял, сущность развития вечной жизни». Так говоря о том, что Знание «не есть восприятие, но причина восприятия» и «есть основа, из которой Жизнь происходит», дает основание еще раз утвердится в том предположении, что «вечность» жизни заключается в постоянном процессе развития Разума, фиксации Знания в начале «оперативной» памяти реального пространства. Затем происходит «архивирование» накопленного Знания в результате «Сжатия Воли», и возникновение нового реального пространства с чистой «оперативной» памятью, когда Знание «отделяет себя от Запечатленного Уплотнения», переходя вновь из Ничто в Нечто. + + + К сожаление последние работы Якоба были доступны только близким друзьям, и первая публикация их состоялась лишь после его смерти в 1624 году. В 1624 году во время путешествия он заболел горячкой и больной был привезен домой в Герлиц. Он умер в ноябре того же года. За несколько часов до смерти он спросил своего сына Тобию, слышит ли тот прекрасную музыку. После отрицательного ответа он велел ему открыть дверь, чтобы лучше слышать пение. Затем спросил, который час. Услышав в ответ, что пробило два часа, он возразил: «Это ещё не мое время, мое время через три часа». Едва пробило шесть часов, как он скончался, сказав на прощание своим родственникам: «Теперь я иду в рай». Жизнь Якова Бёме описал силезский дворянин Авраам фон Франкенберг. Он изображает личность Бёме так: «Его наружность была невзрачна, он был низкого роста, с низким лбом, выдающимися висками, немного изогнутым носом, седой, с почти небесно-голубыми глазами, как окна в храме Соломона, с короткой жидкой бородой, низким голосом, но приятной речью, сдержанными движениями, скромный в словах, кроткий в обращении, терпеливый в страданиях, смиренный сердцем»[33]. Его сочинения выходили во многих изданиях: 1675, 1682, 1715, 1730 годах, новейшее (Лейпциг, 7 томов, 1831 – 1847) Шиблера. «Основательное извлечение из всех... сочинений Якова Бёме», или «Clavicula (ключ) к его необычным выражениям», появилось в 1718 г. в Амстердаме. Подробный обзор литературы о Якове Бёме и его учении содержит сочинение: Гамбергер. Учение немецкого философа Якова Бёме. Мюнхен, 1844. Примечания. [1] Л. Фейербах. История философии, § 42. [2] ...philosophus teutonicus – тевтонский философ (лат.).. – 69. [3] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики, стр. 69 71. М., «Мысль», 1974. – 452 с. [4] Л. Фейербах. История философии, § 43. [5] Якоб Бёме. Ключ, Предисловие переводчика. [6] Бёме (Bohme) Якоб. Аврора или Утренняя заря в восхождении, гл. X, § 27. [7] Л. Фейербах. История философии, § 43. [8] Первая апология против Б. Тилькена, пр. 44, 59. [9] Якоб Бёме. Ключ, Предисловие переводчика. [10] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, на сайте: [11] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Mysterium Magnum. [12] Эманация, в философии (от emanare – истекать) – одна из возможных форм объяснения мирового процесса. Эманация. противоположна эволюции. Эволюция полагает идею совершенства в конце процесса, Эманация, напротив, в его начале, а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение путем истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Эмагации представляется в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из мертвой материи – Эманация, наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни. [13] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах. [14] Там же. [15] Там же. [16] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 260 [17] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах. [18] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 271, Прибавление. [19] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах. [20] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 268, Образование реального пространства Большого взрыва. [21] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах. [22] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 267 – 268. [23] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах. [24] Там же. [25] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 246, Новое в понятиях Разума и природы. [26] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах. [27] Там же, гл. А теперь краткое Разъяснение, или Описание Божественной Манифестации [28] Там же, гл. Еще одно объяснение Misterium Magnum [29] *Знание, наука. – прим. перев. [30] **Имеются в виду соответствующие значения слов Sensa (лат.), Sense (англ.), Sens (фр.), и т.д. – прим. перев. [31] *** От Sensibilis (лат.), то есть «чувственно воспринимаемый» – прим. перев. [32] Якоб Бёме. Ключ, гл. О слове Знание. [33] Л. Фейербах. История философии, § 43. Биографическую справку составил В.Г. Врачев. Вернуться на главную страницу Бёму
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |