Беме, Бэме, Яков
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Беме, Бэме, Яков

1575-1624

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Яков Беме

 

Жизнь и учение

Бёме (Bohme) Якоб – человек,
который не замкнулся в своих откровениях,
а решил изложить их нашему миру.

Яков Бёме (1575, Альтзейденберг, – 17.11.1624, Гёрлиц) – человек, который не замкнулся в своих откровениях, а решил изложить их нашему миру. С позиции сегодняшнего дня его уже невозможно назвать мистиком. Скорее всего, это человек, которому через откровение «открылся мировой Разум» и он, как смог, записал эти откровения. Я бы поставил его ряд с такими же как он людьми, которых мы знаем и которые так же удостоились такого откровения, – это, прежде всего: апостол Павел, Леонардо де Винчи, Никола Тесла…

Очень точно о таких людях сказал Людвиг Фейербах. «Блестящее исключение из об­щего правила: ne sutor ultra crepidam (сапожник, знай свою колодку), которое доказывает на деле, что дух истории, всеобщий дух есть единственный дух человека и он, невзирая на лица, ранги, рождение, внешние средства, выдвигает людей из пыли и мрака неизвестности и делает их своими органами, провоз­вестниками своей сущности. Исторические идеи, как подземные источники, пробиваются также из мест, где их меньше всего можно было ожидать; они исходят от индивидов, которые черпают сведения о том, что про­исходит в духовном мире, не из необходимого, обуслов­ленного образованием и знанием языков чтения оте­чественных и иностранных журналов, а по слухам и самое большее из сельской газеты; они поэтому кажут­ся тому, кто рассматривает таких индивидов вне исто­рии, чудесами, так как эти индивиды удивляются себе и их собственные идеи, к которым они не знают, как пришли, являются для них загадкой: они кажутся откровениями, внушениями или озарениями свыше, ка­ковы они в известном смысле и есть. «Я плохо понимал раньше, – говорит Я. Бёме о себе, описывая начало своей писательской деятельности, – возвы­шенные символы веры по примеру всех мирян и ещё менее природу, пока не начал мне сиять свет вечной природы, чему я так обрадовался, что начал записывать познанное мной. Ибо дух пронзил меня, как молния, и я увидел глубину вечности; когда проходит ливень, он настигает то, что настигает; так было и со мной: я начал писать, как мальчик в школе, и за­писывал познанное с большим рвением». «Послушай, паскви­лянт! – так обращается Я. Бёме к своему противнику Б. Тилькену. – Если ты владеешь искусством этого мира, то я владею искусством божественного мира: ты изучил свое, а мое есть дар милости божьей» (Первая апология против Б. Тилькена, Предисловие. № 27, 28, 93)[1].

С ним перекликается оценка Бёме данная ему Гегелем: «Мощный ум Бёме справедливо получил название philosophus teutonicus[2]. Отчасти Бёме расширил само содержание религии до всеобщей идеи, открыл в нем высшие проблемы разума и стремился постигнуть в нем дух и природу в их определенных сферах и формациях, положив в основание своих изысканий ту мысль, что дух человека и все вещи созданы по образу и подобию бога, – само собой разумеется, триединого бога – и цель жизни и существования состоит лишь в том, чтобы потерявшая образ божий душа снова возвратилась к своему первоисточнику. Отчасти же он, наоборот, применял формы природных вещей (сера, селитра и т. д., терпкое, горькое и т. п.), насильственно заставляя их служить для выражения форм духа и мысли…    <…>

…Мы имеем, можно сказать, достаточно и даже с избытком более или менее чистых или затуманенных образов истины – в религиях и мифологиях, в гностических и мистицирующих философиях древнего и нового времени. Можно находить удовольствие в том, чтобы открывать идею в этих образах, и находить удовлетворение в почерпнутом из такого рода открытий убеждении, что философская истина не есть нечто совершенно изолированное, что ее действие проявлялось в этих образах по крайней мере как брожение»[3].

Яков Бёме родился в старом Зейденбурге (Альтзейденберг), «бывшем местечке, недалеко от Герлица в Оберлаузице. Его родители были бедные крестьяне. В свои юные годы, как рассказывают, он имел несколько таинствен­ных явлений. Так, однажды, удалившись от крестьян­ских мальчиков, с которыми он обычно пас в поле скот, и взойдя на ближнюю гору, на вершине коей он нашел вход в пещеру, он заметил большой сосуд с зо­лотом, который так напугал его, что он поспешно убе­жал. Но затем он уже не видел этой пещеры откры­той. Научившись в сельской школе читать и кое-как писать, он был отдан в учение к сапожнику»[4].

«История Якоба Бёме напоминает историю Святого Павла (недаром Бёме часто цитирует его послания). В один прекрасный день к ученику сапожника пришел незнакомец, когда хозяин мастерской отсутствовал. Он купил пару ботинок за несуразную цену, названную Якобом из боязни навлечь гнев хозяина, и вышел из мастерской. Посреди дороги он вдруг обернулся и громко позвал: «Якоб, Якоб, выходи!» Испуганный мальчик выскочил на улицу и подбежал к незнакомцу. Тот сказал ему: «Якоб, ты мал, но станешь велик, и превратишься в другого человека, которому будет дивиться Мир. Будь благочестив, бойся Бога и слушайся Его Слова. Прилежно изучай Святое Писание, в котором найдешь утешение и добрый совет, ибо тебе предстоит перенести нужду, бедность и гонения, но ты устоишь, потому что любит тебя Бог и благоволит к тебе». После этой встречи у Якоба в течение семи дней были видения, он лицезрел Господа, Ангелов, и Сотворение мира, и жизнь его взаправду изменилась»[5].

Выучив­шись своему ремеслу и возвратившись из путешест­вий, в 1594 г. он стал сразу мастером и супругом.

Яков Бёме усердно посещал церковь и читал Биб­лию. Но он также начал читать другие как религиозные, так и алхимические и натурфилософские сочинения, на­пример Парацельса, а затем развил свой ум в об­ществе ученых, как это доказывают его сочинения и прямые заявления по этому поводу. Так, уже в своей «Авроре» он говорит: «Я прочел много писаний высоких учителей»[6].

Религиозные споры его времени, бередившие его душу, внешний случай, а именно видение блестящего оловянного сосуда и слова незнакомца, «внезап­но нарушившее благодаря живой фантазии его душев­ное равновесие, последовавшее затем душевное воз­буждение, не вызванное никаким внешним поводом, и прежде всего собственный дух, гений побудили его сделать свое перо громоотводом перегруженной и воз­бужденной души. Первым плодом его духа, или, го­воря его языком, озарений, была «Аврора», написанная в 1612 г.»[7].

Он писал «Аврору» только для себя самого. Но благо­даря одному «знакомому дворянину», который посетил Якова Бёме, видел рукопись, попросил её и, заинтере­совавшись ею, поспешно велел переписать, она стала известна. К моменту выхода ее из печати, место лютеранского Пастора в Гёрлице уже занял Грегори Рихтер, убежденный ортодокс и охотник за ведьмами. Прочитав произведение Бёме, он публично с ка­федры осудил её и самого автора, объявив последнего еретиком и пообещав предать анафеме, если тот посмеет еще опубликовать нечто подобное.

Такая угроза совсем не выглядела шуткой, Бёме был на некоторое время выслан из города, но вскоре возвращен, и Якоб принял решение более не вести никаких записей.

Многие неправильно считают «Аврору» лучшим из его сочинений, тогда как позднейшие сочинения да­леко превосходят её по ясности, точности и опреде­ленности. Но именно как первое, самое грубое, не­посредственное, некритическое произведение его ума это самое интересное и важнейшее из его сочинений. Я. Бёме говорит сам о своей «Авроре»: «Бог был столь милостив, что мы в других написанных книгах писали гораздо яснее, чем в первой»[8].

«Язык произведения Карл Густав Юнг назвал «поэтическим косноязычием», что в принципе точно, и все же не совсем справедливо, поскольку нельзя критиковать того, кто описывает неописуемое. Для видений, открывшихся духу Якова, не существовало выразительного языка, и ему пришлось изобретать язык самому. Неоценимую помощь в этом оказал ему некто Бальтазар Вальтер, один из лучших учеников Парацельса, розенкрейцер и практикующий алхимик. Вальтер познакомился с Бёме именно в этот трудный для Якова период.

Бальтазар Вальтер, обучавшийся в эзотерических школах Сирии, Египта и Греции, дал Бёме основы алхимии и Каббалы, а также помог ему создать собственный выразительный язык, умело используя алхимические термины и символы, и, в итоге, убедил его начать писать снова»[9].

Таким образом, через семь лет Яков Бёме вновь взялся за перо. В эти последние годы он оставил даже свое ремесло ввиду «посто­янного занятия писанием». В течение короткого времени были созданы рукописи «Vom dreifachen Leben des Menschen (От троекратной жизни человека)» (1619); «Die drei Prinzipien göttlichen Wesens (Три принципа божественного существа)» (1619); «Psychologia vera, od. 40 Fragen и т. д. (Психология веры в 40 вопросах и т. д.)»; «Von wahrer Busse» (1622); «Auch ein Weg zu Christo (Дорога к Христу)»; «Erklärung der ersten Buches Moses (Заявление первой книги Моисея)» (1623); «117 Theosophische Fragen (117 Теософических вопросов)» (1624) и некотороые другие, среди которых «Ключ» в прямом смысле являлся ключевой работой, проясняющей смысл остальных.

Идеи, высказанные в этом произведении, перекликаются с сегодняшними воззрениями на окружающий нас мир, в частности, высказанные в работе «Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века»[10].

Ключ.

В первом разделе этой работы описывается происхождение Вселенной. В результате Большого взрыва, произошедшего из «ничто», истоки которого до настоящего времени не ясны, происходит распад материи на две тождественные единичные (без массы) индивидуальности, которые в результате эффекта Гамова, разделяются в реальном пространстве Большого взрыва. Одна индивидуальность сосредотачивается в центральное ядро Вселенной, другая – распространяется, образуя пространство вселенной. Устойчивость системы обеспечивается тяжестью, т. е. притяжением между этими тождественными единичными индивидуальностями, которые в борьбе за выживание идут, в том числе, и на компромиссы, создавая в результате аннигиляции другие множественные образования.

О Mysterium Magnum

Объясняя происхождение «видимого мира» по Божественной мудрости (Mysterium Magnum) Бёме говорит: «Mysterium Magnum является субъектом мудрости, когда дышащее слово, или действующее волящее Могущество Божественного понимания, пронизывает мудрость, и также единство Бога истекает вовне, к своей манифестации.

В Mysterium Magnum проявляется Вечная Природа; и две субстанции и воли всегда следует понимать как существующие в Mysterium Magnum; первой субстанцией является единство Бога, а значит, Божественное Могущество и Добродетель, и изливающаяся Мудрость.

Вторая субстанция является делимой волей, возникающей из выдыхаемого и произносимого слова; она имеет своей основой не единство, а Подвижность Эманации и выдох, приводимые к одной воле и к Желанию Природы, а именно к таким проявлениям, как Огонь и Свет: в Огне осознается Естественная Жизнь; в Свете же заключена Священная Жизнь или манифестация единства, где единство становится Огнем Любви, или Светом…      <…>

…Mysterium Magnum заключается в том, что Хаос, в котором берут начало Свет и Тьма, то есть основания Неба и Преисподней, проистекает из Вечности, и манифестируется; образование, которые мы обычно называем Адом, и являющееся самостоятельным Принципом, является основой и причиной Огня в Вечной Природе…

…Эта основа называется Mysterium Magnum, или Хаосом, потому что из нее возникают добро и зло, то есть Свет и Тьма, Жизнь и Смерть, Радость и Горе, Спасение и Проклятие.

Это основа Душ и Ангелов, и всех Вечных Созданий, как плохих, так и хороших; это основа Царствия Небесного и Ада, а также видимого мира, и всего, что в нем есть: другими словами, все вещи имеют одну основу, точно так же, как Образ сокрыт в куске дерева до того, как Мастер вырежет и отточит его.

И все же мы не можем сказать, что духовный мир когда-либо имел начало, он просто был в какой-то момент манифестирован из Вечности и Хаоса, так как Свет изливался из Вечности во Тьму, но Тьма не осознавала его; так же, как День и Ночь находятся друг в друге, и являются двумя, хотя и в одном.

Я вынужден писать так, как если бы такое начало существовало, для лучшего понимания и удобства объяснения Божественной основы Божественной Манифестации.

Под словом Центр, мы подразумеваем самый исток Природы, то есть наиболее Глубинную основу, где само–становящаяся воля, в согласии с собой, приводит себя к чему-то, а именно, к Природной деятельности; Природа является ничем иным, как Инструментом Бога, при помощи которого трудятся Божье Могущество и Добродетель, и тем не менее, она обладает собственным Движением, по источаемой Богом воле: итак, Центр есть Основа или Точка само–приятия для чего-либо; из нее нечто начинает быть, и семь Свойств также берут в ней начало»[11].

О Вечной Природе и ее Семи Свойствах Природы.

 Далее мы видим, что эти семь свойств делятся до бесконечности, но имеют общие для них две Субстанции.

Первая Субстанция, соответствует «изначальному хаосу, Божественным Существом; это есть Божественная воля и проистекающее Единство Бога, которые совместно пронизывают Природу, и оттачивают Приятие, так, чтобы Вечная Любовь могла действовать и стать ощутимой, и при этом иметь нечто пассивное, в котором она могла бы манифестироваться, стать познаваемой…        <…>

…Второй субстанцией является собственно Субстанция Природы, Жаждущая и Пассивная, и она же есть Инструмент Действующей Силы; потому что там, где нет Пассивности, там также нет желания Освобождения, или стремления к лучшему; и там, где нет желания лучшего, там вещь покоится сама в себе.

Потому и Вечное единство посредством Эманации[12] и Разделения приводит себя к Природе, ведь ему нужен объект, в котором оно могло бы манифестироваться, и который оно могло бы любить, и чтобы нечто возлюбило его в ответ, а также могло бы проявиться восприятие, или чувственная деятельность и воля»[13].

Далее идет объяснение семи свойств Природы.

Первое Свойство.

«Первым Свойством является Желание, подобное свойству Магнита, или Сжатие Воли; воля желает быть чем-то, и все же у нее нет того, из чего она могла бы что-нибудь для себя сделать; поэтому она приходит к Восприятию себя самой, и сжимает себя в нечто; и это нечто является ничем иным, как Магнетическим Голодом, грубостью, подобной твердости, из которой возникают твердость, холод, и субстанциальность. Это сжатие или стягивание затеняет самое себя, и делает себя Тьмой, каковая, конечно же, является Основой вечной и временной Тьмы»[14].

Таким образом, можно предположить, что здесь идет речь о возможности схлопывания реального пространства Вселенной. Причем если выражение «Желание, подобное свойству Магнита, или Сжатие Воли; воля желает быть чем-то, и все же у нее нет того, из чего она могла бы что-нибудь для себя сделать» принять за то, что «оперативная память» реального пространства заполнена полностью, и для дальнейшего развития Воли нет свободного места, то происходит как бы «архивация» памяти данного реального пространства. Отсюда схлопывание его в «вечную и временную Тьму» и начало разворачивание (подготовка к Большому взрыву) нового реального пространства со свободной оперативной памятью. Это один из вариантов развития Разума.

Второе свойство.

«Второе Свойство Вечной Природы проистекает из Первого, и является вытягиванием или движением в жесткости, так как Магнит создает твердость, а движение вновь разрушает эту твердость, что представляет непрерывную внутреннюю борьбу.

То, что Желание сжимает и делает чем-то, движение разрывает на части и разделяет, так что из него возникают Формы и Образы; между этими двумя Свойствами рождается горечь несчастья, которая и является болью Восприятия и Чувствования…       <…>

…Итак, мы понимаем, что желание является основой для чего-то, так что это что-то может возникнуть из ничего; кроме того, мы можем заключить, что Желание было Началом этого мира, и посредством его Бог субстанциировал все вещи, и дал им существование; Желание есть то, посредством чего Господь сказал, Да будет. Желание и есть тот Fiat, благодаря которому возникло нечто там, где не было ничего, кроме одного Духа; в этом и заключается Mysterium Magnum, в смысле духовном, видимом и субстанциальном, как мы можем убедиться на примере Стихий, Звезд и других Творений»[15].

Таким образом, можно предположить, что здесь мы имеем описания начало процесса Большого взрыва и формирование его реального пространства.[16]

Третье Свойство.

«Третьим Свойством Вечной Природы является Страдание, то есть та Воля, которая привела себя через восприятие к Природе, что значит: когда собственная Воля находится в жестком движении, тогда она приходит к Страданию, или чувствительности; потому что без Природы она не способна на это, но в подвижной жесткости она становится чувством.

И это чувство есть причина Огня, а также Разума и Чувств; собственную волю природы она делает неугомонной, и та ищет Покоя; таким образом, разделение воли происходит само собой и из себя, и проникает все Свойства...

…Это внутреннее движение подобно вращающемуся колесу; хотя никакого вращения нет на самом деле, это вполне присуще Свойствам; так Желание направлено само на себя, и движение рвется наружу само из себя, и воля в состоянии страдания не может ни проникнуть внутрь, ни вырваться наружу, и все же она направлена и внутрь, и наружу; в таком Положении она остается, пытаясь проникнуть внутрь и вовне, оказаться над и под собой, и все же не может сдвинуться с места, и пребывает в Страдании, в истинной основе Ада и Гнева Божьего; Страдание это заключено в темном жестком Движении...           <…>

…Итак, под Третьим Свойством Природы, которым является Страдание, мы подразумеваем жесткость огня и его способность причинять боль, а именно горение и сжигание; так как в случае, когда воля погружается в такую жесткость, она всегда сжигает [пожирает] причину этой жесткости; потому что она всегда стремится вновь вернуться к единству Бога, каковое является Покоем; а единство подталкивает себя при помощи его Эманации к движению и жесткости…             <…>

…Душа вещи заключается в жесткости, а истинная жизнь чувственной Природы и ее Свойство заключается в Движении…          <…>

…невидимый духовный мир возник вместе с Творением, и внутри его» [17].

Таким образом, как первичное разделение ничто (в начальной стадии процесса Большого взрыва), так и при распаде материи (конечная стадия Большого взрыва) приводят к образованию двух тождественных единичных индивидуальностей, в борьбе которых как за пространство, так и за совместное выживание формируется Разум[18] и Чувства.

Четвертое Свойство.

«Четвертым Свойством Вечной Природы является Духовный Огонь, посредством которого манифестируется Свет, являющийся Единством; Блеск огня возникает в источающемся единстве, которое внедрилось в Желание Природы и объединилось с ним; сжигающее свойство огня, а именно Жар, происходит из жесткой поглощающей природы первых трех Свойств…     <…>

…В этих трех болезненных Свойствах заключена источающаяся Воля, берущая начало от Слова Божественного Дыхания, но Единство также содержится в ней; поэтому воля страстно стремится Единству, а Единство стремится к Чувствительности, то есть к огненной основе: так, одно стремится к другому; и когда присутствует такое стремление, это подобно звуку раскалываемой породы или вспышке Молнии, когда мы пользуемся кремнем и огнивом, или льем воду в огонь: здесь я говорю лишь о подобии…          <…>

…Здесь мы приходим к двум Вечным Принципам, а именно тьме, грубости, жесткости и боли, обитающих сами в себе, и ощущению могущества и добродетели единства в Свете…             <…>

…Таким образом, вам следует здесь осознать два Принципа: первый есть основа горения Огня, то есть жесткая, подвижная, восприимчивая и болезненная тьма, заключенная сама в себе; второй же - Свет Огня, в котором единство находится в движении и радости; потому что Огонь является Объектом великой Любви Божественного единства…      <…>

…В этой огненной воле Вечной Природы находится душа Человека, а также Ангелы; это их основа и Центр; потому, когда какая-либо душа отстраняется от Света и любви Бога, и погружается в свое собственное Природное Желание, тогда основа этого темного и болезненного свойства манифестируется в ней; это адский Огонь, и Ангел Божий, когда он манифестируется таким образом, виден как Люцифер; и то, что, как мы думаем, имеет Бытие повсюду в Творении, так же повсюду присутствует вне Творения; потому что Творение есть лишь Образ и Подобие разделенного и многобразного могущества, и свойство универсального Бытия.

Следует правильно понимать, в чем заключается основа Огня, а именно в Холоде Сжатия и Жаре Страдания; Движение же является Вулканом; из этих трех состоит Огонь, но сияние Света возникает и проистекает из соединения единства с основой Огня, а в целом основа есть источаемая воля»[19].

Можно предположить, что здесь мы видим описание формирования реального пространства вселенной на конечной стадии Большого взрыва. В его центре уже формируется ядро из одной тождественной единичной индивидуальности (пусть это будет Тьма), горит уже высокотемпературная плазма, готовая уж взорваться, а по внешней стороне плазмы, вокруг этого ядра другой тождественной единичной индивидуальностью формируется реальное пространство, которое заполняется множественными образованиями этих двух индивидуальностей от элементарных частиц до нейтральных масс.[20]

Пятое Свойство.

 «Итак, Пятым Свойством является Огонь Любви, или Мир Могущества и Света; он среди Тьмы существует сам в себе, и Тьма не понимает его, как написано у Иоанна, гл.1: – И Свет во Тьме светит, и Тьма не объяла его…            <…>

…Когда зажигаются Духовный Огонь и Свет, каковые, конечно, возгораются из Вечности [в себе], тогда же манифестируется и Мистерия Божественного Могущества и Знания; все Свойства Вечной Природы становятся духовными в Огне, хотя Природа остается такой, как есть, сама в себе, а истечение воли становится Духовным.

Во вспышке Огня поглощается темное восприятие; в этом поглощении возникает чистый и яркий Огонь – Дух, распространяющий повсюду Блеск своего Света…                 <…>

…В пятом Свойстве, Вечное единство субстанциировано в Свете; оно есть священный Духовный Огонь, священный Свет, священный Воздух, который является ничем иным, как Духом…               <…>

…Эти пять Свойств являются истинным Ангелическим миром Божественной радости, сокрытой в этом видимом мире»[21].

Таким образом, пятым свойством Природы, есть плазма, являющаяся источником тождественных единичных индивидуальностей, которые для удобства можно называть Свет и Тьма.[22]

Шестое Свойство.

«Шестое Свойство Вечной Природы есть звук, шум, голос, или понимание; потому что когда горит Огонь, все Свойства звучат вместе: Огонь является голосом Сущности, Свет – Духом, а Звук – Пониманием, в котором все Свойства понимают друг друга.

В соответствии с Манифестацией святой Троицы, этот голос, благодаря Эманации единства, является действующим словом Божьим…

…Шестое Свойство дает понимание в голосе или звуке, а именно в произнесении слова; и второе свойство Природы является производителем, Домом, или Инструментом речи или голоса: во Втором свойстве Могущество и Добродетель причиняют боль; в шестом же Свойстве, они радостны и приятны; разница же между вторым и шестым Свойствами заключается в Свете и Тьме, каковые находятся друг в друге, как Огонь и Свет; более же нет между ними разницы»[23].

Здесь идет описание момента взрыва, т.е. полного распада материи (эманация единства) в центре Вселенной, который сопровождается, в том числе, и звуковой волной. Можно предположить, что описанный во втором свойстве распад ничто в нечто, происходит еще вне нового реального времени и реального пространства, поэтому появление тождественных единичных индивидуальностей в новом реальном пространстве для данного времени и пространства не сопровождается звуковыми волнами.

Седьмое Свойство.

«Седьмым свойством является Субстанция, то есть subjectum, или дом всех остальных шести, в котором они субстанциальны, как душа в теле: под этим следует понимать прежде всего, в отношении мира Света, Рай или потенциальность действующего Могущества.

Каждое свойство создает себе Субъект или Объект при помощи собственной Эманации, и в седьмом все Свойства разогреты в одной единой Субстанции: так же, как они произошли из единства, так они и возвращаются обратно к основе.

Хотя все они действуют по-разному и разными способами, все же есть только одна Субстанция, чье могущество и добродетель называют Тинктурой; она есть священная проникающая, растущая, или распускающаяся Почка.

Само седьмое Свойство не является Тинктурой, оно лишь ее Тело»[24].

Таким образом, седьмое свойство есть реальное пространство Вселенной, большая часть которого заполнено эфиром, энтропию которого обнаруживается как температура 3ºК.[25] В этом «теле» и разворачивается полная драматизма борьба за выживание двух тождественных единичных индивидуальностей.

«Таковы семь Свойств на одной Основе; и все семь являются в равной степени Вечными и не имеющими начала; никакое из них нельзя признать первым, вторым. Третьим, четвертым, пятым, шестым, или последним; они в равной степени безначальны и Вечны, и имеют один Вечный исток в единстве Бога.

Мы должны представить это таким привычным образом, чтобы люди понимали, как одно происходит из другого, чтобы осознали, кем же является Создатель, и что есть Жизнь и Субстанция этого слова» [26].

А теперь краткое Разъяснение, или Описание Божественной Манифестации.

«Бог есть Вечное, Огромное и Непознаваемое единство, которое манифестирует себя в себе, из Вечности в Вечность, посредством Троицы, каковая есть Отец, Сын и Святой Дух, в тройственной деятельности, как было уже сказано ранее.

Первая Эманация и манифестация этой Троицы представляет собой Вечный мир, или слово Божественного могущества и добродетели.

Первой высказанной этим Могуществом Субстанцией является Божественная мудрость; это и есть субстанция, в которой действует Могущество.

Из Мудрости проистекают Могущество и Добродетель дыхания, каковые производят разделение и формирование; так Божественное Могущество манифестируется в своей добродетели.

Эти делимые Могущества и Добродетели приводят себя к силе восприятия, к собственной восприимчивости; а из восприимчивости возникают самоволие и Желание: эта самостоятельная Воля является Основой Вечной Природы, каковая, через Желание, погружает себя в Свойства, вплоть до Огня.

В Желании заключен Источник Тьмы; в Огне же Вечное единство манифестирует себя в виде Света, в огненной Природе.

Ангелы и Души имеют своим источником это огненное Свойство, и свойство Света; такова божественная манифестация.

Могущество и Добродетель Огня и Света называются Тинктурой; Движение этой Добродетели называется священной и Чистой Стихией.

Тьма становится субстанциальной в себе; и Свет также становится субстанциальным в огненном Желании; они создают два Принципа, а именно Божий Гнев во Тьме, и Божью Любовь в Свете; каждый из них действует в себе, и разница меж ними такая же, как между Днем и Ночью, и все же оба они имеют единую Основу; и одно всегда является причиной другого, и одно манифестируется и познается через другое, как Свет через Огонь.

Видимый мир является третьим Принципом, то есть третьей Основой или началом: ее выдыхает Внутренняя Основа, то есть оба первых Принципа, и приводит к Природе и Форме Творения.

Внутренняя вечная деятельность сокрыта в видимом мире; но она существует в каждой вещи, и через каждую вещь, и не может быть познана никакой вещью при помощи лишь собственного Могущества этой вещи; внешние Могущества и Добродетели всегда пассивны, и являются оболочкой, в которой совершает работу Внутреннее»[27].

Таким образом, можно еще более прийти к убеждению, что и Тьма и Свет являются неотъемлемыми частям видимого мира. Они суть движение, мысль. «Внешние Могущества и Добродетели» есть как бы оперативная память, которая пассивна, и при помощи которой индивидуальный Разум может черпать знания. Так можно понимать «внутреннюю» работу Могущества и Добродетели. 

Еще одно объяснение Misterium Magnum. 

«Бог манифестировал Mysterium Magnum из Могущества и Добродетели этого мира; в этом Mysterium Magnum содержалось все Творение как сущее, лишенное формы, в Temperamento; и посредством его он высказал Духовные формы в Разделении [или разнообразии]: в формах этих заключались Знания Могущества и Добродетели в Желании, то есть в Fiat, каковые затем в Желании Манифестироваться, привели себя к Телесной Субстанции.

Такой Mysterium Magnum находится и в Человеке, а именно в Образе Божьем, и является Сущим словом Могущества Бога, соответствующим Времени и Вечности, посредством которого высказывается, или самовыражается, Живое слово Бога, будь то Любовь или Гнев, или Фантазия, все в зависимости от того, имеет ли Mysterium подвижное Желание Добра или Зла; что вполне соответствует поговорке «каковы люди, такой у них и Бог».

Потому в каком качестве Mysterium пробудится в Человеке, такое и слово прозвучит из его могущества; как мы ясно видим, ничего, кроме тщеславия не исходит из уст людей испорченных. Хвала Господу и всем Делам его. Аллилуйя»[28]

О Слове ЗНАНИЕ. 

«Слово Знание я понимаю не так, как люди обычно понимают слово Scientia[29](*) в Латинском Языке; под ним я понимаю истинную Основу, соответствующую Сознанию[30](**), каковое в Латинском и других Языках не удостаивается внимания Невежд; потому что всякое слово своим звучанием, формой и Воплощением, дает полное представление о называемой им вещи.

Вы понимаете под Знанием некое умение или наличие сведений, в чем вы правы, но не полностью выражаете значение этого слова.

Знание есть Корень Понимания, а также Чувствительности[31](***); это Корень, соединяющийся с Центром Воплощения ничто в нечто; так, когда Воля Хаоса привлекает себя в саму себя, в Центр Воплощения, который есть Слово, тогда и возникает истинное Понимание.

Воля заключена в Раздельности Знания, и отделяет себя от Запечатленного Уплотнения; люди прежде всего понимают Сущность разделенного, – того, в чем Раздельность запечатлевает себя в виде Субстанции.

Сущность является субстанциальным могуществом и добродетелью, но Знание неспокойно и находится в постоянном движении, подобно Чувствам; оно, несомненно, есть Корень Чувств.

И все же в Понимании, каковое назвало его Знанием, оно не есть восприятие, но причина восприятия, подобно тому, как если Понимание запечатлевает себя в виде Мысли, прежде должна быть причина, породившая Мысль, и позволившая Пониманию погрузится в Созерцание: Итак, это Знание является Корнем всех Духовных Начинаний; оно – подлинный Корень Души, и пронизывает всякую Жизнь, потому что оно есть основа, из которой Жизнь происходит.

Я не смог дать этому лучшего Имени, это полностью соответствует и согласуется со словом Сознание; потому что Знание является причиной, по которой Божественная Хаотическая Воля сжимается и запечатлевает себя в Природе, чтобы получить раздельную [разнообразную], осмысленную и насыщенную восприятием Жизнь в понимании и различении; потому что из Воплощения Знания, в котором Воля привлекает себя к самой себе, возникает Природная Жизнь и Слово –Источник всякой Жизни.

Различение или разделение в Огне следует понимать так: Вечное Знание в Воле Отца привлекает к себе Волю, именуемую Отцом, и замыкается в Центре Божественного Происхождения Троицы, и через Знание высказывает себя в виде слова понимания; в Высказывании заключено Разделение Знания; в каждом Разделении существует Желание Запечатлеть Выражение; Впечатление же Сущностно, и называется Божественной Сущностью.

Из этой Сущности слово выражает себя как второе Разделение, каковое есть Природа, и в этом выражении под тем, когда Природная Воля разделяется в своем Центре и возникает восприятие, следует понимать Разделение огненного Знания; так возникает Душа и Ангельский Дух.

Третье Разделение соответствует внешней Природе выраженного и принявшего форму Слова, в котором заключено Животное Знание, о чем говорится в Трактате о Предопределенности Милости, который дает четкое понимание, и является одним из наиболее Ясных наших трудов»[32].

В этой главе, Бёме как бы подводит резюме под своими откровениями, раскрывая то, как он понял, сущность развития вечной жизни». Так говоря о том, что Знание «не есть восприятие, но причина восприятия» и «есть основа, из которой Жизнь происходит», дает основание еще раз утвердится в том предположении, что «вечность» жизни заключается в постоянном процессе развития Разума, фиксации Знания в начале «оперативной» памяти реального пространства. Затем происходит «архивирование» накопленного Знания в результате «Сжатия Воли», и возникновение нового реального пространства с чистой «оперативной» памятью, когда Знание «отделяет себя от Запечатленного Уплотнения», переходя вновь из Ничто в Нечто.

+ + +

К сожаление последние работы Якоба были доступны только близким друзьям, и первая публикация их состоялась лишь после его смерти в 1624 году.

В 1624 году во время путешествия он заболел горяч­кой и больной был привезен домой в Герлиц. Он умер в ноябре того же года. За несколько часов до смерти он спросил своего сына Тобию, слышит ли тот пре­красную музыку. После отрицательного ответа он ве­лел ему открыть дверь, чтобы лучше слышать пение. Затем спросил, который час. Услышав в ответ, что про­било два часа, он возразил: «Это ещё не мое время, мое время через три часа». Едва пробило шесть часов, как он скончался, сказав на прощание своим родст­венникам: «Теперь я иду в рай».

Жизнь Якова Бёме описал силезский дворянин Ав­раам фон Франкенберг. Он изображает личность Бёме так: «Его наружность была невзрачна, он был низкого роста, с низким лбом, выдающимися висками, немного изогнутым носом, седой, с почти небесно-голубыми глазами, как окна в храме Соломона, с короткой жид­кой бородой, низким голосом, но приятной речью, сдержанными движениями, скромный в словах, крот­кий в обращении, терпеливый в страданиях, смирен­ный сердцем»[33].

Его сочинения выходили во многих из­даниях: 1675, 1682, 1715, 1730 годах, новейшее (Лейпциг, 7 томов, 1831 – 1847) Шиблера. «Основательное извле­чение из всех... сочинений Якова Бёме», или «Clavicula (ключ) к его необычным выражениям», появилось в 1718 г. в Амстердаме. Подробный обзор литературы о Якове Бёме и его учении содержит сочинение: Гамбергер. Учение немецкого философа Якова Бёме. Мюн­хен, 1844.

Примечания.

[1] Л. Фейербах. История философии, § 42.

[2] ...philosophus teutonicus – тевтонский философ (лат.).. – 69.

[3] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики, стр. 69 71. М., «Мысль», 1974. – 452 с.

[4] Л. Фейербах. История философии, § 43.

[5] Якоб Бёме. Ключ, Предисловие переводчика.

[6] Бёме (Bohme) Якоб. Аврора или Утренняя заря в восхождении, гл. X, § 27.

[7] Л. Фейербах. История философии, § 43.

[8] Первая апология против Б. Тилькена, пр. 44, 59.

[9] Якоб Бёме. Ключ, Предисловие переводчика.

[10] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, на сайте:

[11] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Mysterium Magnum.

[12] Эманация, в философии (от emanare – истекать) – одна из возможных форм объяснения мирового процесса. Эманация. противоположна эволюции. Эволюция полагает идею совершенства в конце процесса, Эманация, напротив, в его начале, а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение путем истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Эмагации представляется в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из мертвой материи – Эманация, наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.

[13] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 260

[17] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах.

[18] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 271, Прибавление.

[19] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах.

[20] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 268, Образование реального пространства Большого взрыва.

[21] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах.

[22] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 267 – 268.

[23] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах.

[24] Там же.

[25] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, § 246, Новое в понятиях Разума и природы.

[26] Якоб Бёме. Ключ, гл. О Вечной Природе и ее Семи Свойствах.

[27] Там же, гл. А теперь краткое Разъяснение, или Описание Божественной Манифестации

[28] Там же, гл. Еще одно объяснение Misterium Magnum

[29] *Знание, наука. – прим. перев.

[30] **Имеются в виду соответствующие значения слов Sensa (лат.), Sense (англ.), Sens (фр.), и т.д. – прим. перев.

[31] *** От Sensibilis (лат.), то есть «чувственно воспринимаемый» – прим. перев.

[32] Якоб Бёме. Ключ, гл. О слове Знание.

[33] Л. Фейербах. История философии, § 43.

Биографическую справку составил В.Г. Врачев.


Вернуться на главную страницу Бёму

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС