Белосельский-Белозерский Александр Михайлович |
|
1752-1809 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Иванович Белосельский-Белозерский *Белосельский-Белозерский Александр Иванович (1752 — 26.12.1809), князь, философ, член Российской академии словесности, почетный член Императорской академии наук и Академии художеств, почетный член ряда иностранных академий; Болонского института, Нансийской академии словесности, Кассельской академии древностей, действительный тайный советник. Карьера Белосельского-Белозерского была предопределена его литературными дарованиями. Слог донесений Белосельского-Белозерского настолько понравился Екатерине II, что в 1779 его, прапорщика Измайловского полка, назначили русским посланником в Саксонии. Выбор этот был далеко не случаен: Белосельский-Белозерский, обладатель одного из крупнейших состояний в России, занял место своего брата, кн. Андрея Михайловича, скончавшегося в Дрездене в 1778. С 1789 по 1793 Белосельский-Белозерский служил русским посланником в королевстве Сардиния. Дипломатическая карьера Белосельского-Белозерского пресеклась из-за того, что его донесения, по мнению Екатерины II, не содержали в себе должной идеологической оценки революционных событий во Франции. Основное философское произведение Белосельского-Белозерского «Дианиология, или Философская картина интеллекта» выдержало ряд изданий в Дрездене, Лондоне, Фрейбурге. Русское издание, подготовленное в 1795, в свет не вышло. Трактат Белосельского-Белозерского, в котором была предложена своеобразная классификация познавательных способностей человека, наглядно знакомил лиц, воспитанных в духе французского Просвещения, с гносеологической проблематикой немецкого идеализма. Термин «дианиология», правда, не в новогреческой, как у Белосельского-Белозерского, а в обычной транскрипции «дианайология», впервые встречается в «Новом органоне» (1764) И. Г. Ламберта. Коллега Ламберта по Берлинской академии Д. Тьебо являлся наставником молодого Белосельского-Белозерского. В России «Дианиология» известности не получила, в Европе — наоборот. Помимо благожелательного отзыва в йенской «Всеобщей литературной газете» (26 июня 1792), печатались интереснейшие письма И. Канта. Кант, ознакомившись с трудом Белосельского-Белозерского, заявил: «Вашему сиятельству суждено было разработать то, над чем я трудился в течение ряда лет, — метафизическое определение границ познавательных способностей человека, человеческого разума в его чистой спекуляции, — но только с иной, а именно, с антропологической стороны, которая приучает различать границы предназначенной для каждого индивида сферы посредством разделения, которая основывается на прочных принципах и столь же нова и глубокомысленна, как и прекрасна и понятна». Принципиально философские системы Канта и Белосельского-Белозерского отличались тем, что Кант считал познавательные способности присущими человеку как таковому, между тем как Белосельский-Белозерский, распределив людей по разным «сферам», полагал неравенство способностей естественным и неподверженным перемене. Панибратцев А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Примечания ХРОНОСа* Вероятно, автор статьи сделал здесь ошибку в отчестве Александра Михайловича, назвав его Ивановичем, тем самым "спустив" его на несколько колен ниже в генеалогии этого старинного рода. И во всей короткой статье автор более ни разу не называет его по имени. Хотя указывает, что его брат Андрей Михайлович. У некоторых исследователей есть предположение (совершенно необоснованное), что это его сводный брат. Но там имеются в виду их, якобы, разные матери, что тоже не соответствует действительности. Таким образом, в настоящей статье представлена биография Белосельского-Белозерского Александра Михайловича. Примечание подготовила Е. Мосина.
БЕЛОСЕЛЬСКИЙ-БЕЛОЗЕРСКИЙ, кн. Александр Михайлович (1752 —26 декабря 1809, Петербург) — русский просветитель, член Российской Академия словесности, почетный член Императорской Академии наук и Академии художеств, почетный член ряда иностранных академий. С 1789 по 1793 служил русским посланником в королевстве Сардиния. Дипломатическая карьера пресеклась из-за того, что его донесения, по мнению Екатерины II, не содержали должной идеологической оценки революционных событий во Франции. Основное его философское произведение «Дианиология, или Философская картина интеллекта» выдержало ряд изданий в Дрездене, Лондоне, Фрейбурге. Русское издание, подготовленное в 1795, в свет не вышло. В его трактате была предложена своеобразная классификация познавательных способностей человека. Термин «дианиология» (в обычной транскрипции «дианайология») впервые встречается в «Новом органоне» (1764) И. Г. Ламберта. В России «Дианиология» известности не получила, в Европе — наоборот. Помимо благожелательного отзыва в йенской «Всеобщей литературной газете» (26 июня 1792), отметим интереснейшие письма И. Канта. Кант, ознакомившись с его трудом, заявил: «Вашему сиятельству суждено было разработать то, над чем я трудился в течение ряда лет, — метафизическое определение границ познавательных способностей человека, человеческого разума в его чистой спекуляции, — но только с иной, а именно с антропологической стороны, которая приучает различать границы предназначенной для каждого индивида сферы посредством разделения, которая основывается на прочных принципах и столь же нова и глубокомысленна, как и прекрасна, и понятна». Если Кант считал познавательные способности присущими человеку как таковому, то Белосельский-Белозерсий, распределив людей по разным «сферам», полагал неравенство способностей естественным и неподверженным перемене. Сочинения: De la musique en Italie La Haye, 1778; Poesies frangaises d'un princeetranger. P., 1789; Epitre auxFrangais. Pbg., 1802; Олинька, или первоначальная любовь. Село Ясное, 1796; Dianyologie ou tableau philosophique de l'entendement. Dresden, 1789; Londre, 1791; Дианиология. — В кн.; Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988, с. 274-288; Дипломатические депеши. - «Русский архив», 1877, кн. 2—3. Литература: Гулыга А. В. А. М. Белосельский и его трактат «Дианио-логия». — В кн.: Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988, с. 266-274; Кант И. Собр. соч. в 8 т., т. 8. М„ 1994, с. 550- 552, 587—588; Mazon A. Deux russes ёсйуакк frangais. P., 1964; Верещагин В. А. Московский Аполлон. Пг., 1916. Панибратцев А.В. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 231-232.
Белосельский-Белозерский Александр Михайлович (I752-28.12.1809/7.01.1810,Петербург) - дипломат, философ, литератор. Происходил из старинного княжеского рода. Получил образование в Лондоне, где его дядя граф П. Г. Чернышев был посланником, и в Берлине у Д. Тьебо - члена Прусской академии, секретаря Фридриха II, Образовательные задачи выполнило и его знакомство в 1775-1778 гг. с музеями, театрами, музыкальными салонами Франции и Италии. Белосельский-Белозерский знал лично или состоял в переписке с Вольтером, Руссо, Мармонтелем, Лагарном, Делилем, Нежоном и другими, в общении с которыми формировалось его мировоззрение. Первая же опубликованная им работа - послание к Вольтеру (Mercure de France. 1775. Mai. P. 176-178) содержала изложение его философских взглядов. Белосельский-Белозерский был членом Российской Академии (с 1800), Академии наук (с 1809) и Академии художеств, а также членом Академии словесности в Нанси и Академии древностей в Касселе. С 1779 г. Белосельский-Белозерский на дипломатической службе: посланником в Дрездене (до 1790), при посольстве в Вене (до 1792), посланником в Сардинии (до 1793). Дальнейшую службу продолжил при дворах Павла и Александра I. В истории русской философии имя Белосельского-Белозерского известно мало, главным образом потому, что его работы, такие, как «Dianyologie, ou Tableau philosophique de l'eatendement» (Dresden, 1790; Londres, 1791; Freiberg, 1791) («Дианиология, или Философические картины по знания»), и другие не переведены на русский язык. В 1795 г. «Дианиология» с письмом И. Канта, назвавшего ее «прекрасной работой», была подготовлена к печати на русском языке, но издание не состоялось. Б. В. Емельянов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 47. Сочинения: Дианиология // Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988. Литература: Алексеева Е. Г. «Зеленый альбом». Жизнь и деятельность князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского. Нью-Йорк, 1958; Гулыга А. Из забытого // Наука и жизнь. 1977, № 3; Mazort A. Deux Russe ecrivains lrancais. Alexandre Beloseiski er la prince Elirn. P., 1964; Гулыга A. B. A. M. Белосельский и его трактат «Дианиология» // Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Дианиология // Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988; Дипломатические депеши // Русский архив. 1877. Кн. 2—3. Литература:Алексеева Е. Г. «Зеленый альбом». Жизнь и деятельность князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского. Нью-Йорк, 1958; Верещагин В. А. Московский Аполлон. Пг., 1916. Гулыга А. Из забытого // Наука и жизнь. 1977, № 3; Гулыга А. В. А. М. Белосельский и его трактат «Дианиология» // Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988. Кант И. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. М., 1994. Mazort A. Deux Russe ecrivains lrancais. Alexandre Beloseiski er la prince Elirn. P., 1964;
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |