Белл Даниэл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Белл Даниэл

р. 1919

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Даниэл Белл

Белл (Bell) Дэниел (p. 1919) - американский социолог и социальный теоретик, один из ведущих представителей амер. неоконсерватизма. Наряду с Р. Ароном, Э. Шилзом и рядом других теоретиков стал известен в 1960-е гг. как один из авторов концепции «конца идеологий». В одноименной работе «Конец идеологии» (1960) Белл выступил с предсказанием резкого снижения значения универсальных идеологий (Идеология) современных обществ. Согласно Беллу, в современном мире традиционные идеологические системы, возникшие в 19 веке и центрированные на понятиях гуманизма, исторического прогресса, человеческой и социальной эмансипации, исчерпали свой потенциал и постепенно уходят в прошлое. В получившей широкий резонанс работе «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) Белл выдвинул тезис о том, что совр. эпоха является эпохой перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, в которой центральное место займет производство и распространение информации и знаний. С точки зрения Белла, отличительными чертами, указывающими на процесс формирования постиндустриального общества, являются: переход от экономики производства материальных благ к экономике услуг; изменение профессиональной структуры занятости, ведущее к формированию «класса» экспертов и техников, которые получают руководящую роль в обществе; господство теоретического знания как главного источника новых технологий и двигателя экономического роста, а также возникновение «интеллектуальных технологий», связанных с управлением сложными технологическими и социальными процессами. Впрочем, в последующем Белл был вынужден скорректировать свой тезис о том, что в совр. обществе руководящая роль переходит к «новому классу» экспертов и техников, ограничившись утверждением, что в будущем им доведется играть все более значимую роль в развитии совр. общества.

Белл утверждал, что переход к постиндустриальному обществу будет ознаменован глубокими социальными изменениями, главными среди которых он считал смягчение социальных, и прежде всего классовых, антагонизмов, обеспечение «социального мира и порядка в изобилии», а также проведение политических дискуссий по вопросам образования, здравоохранения, жилищных условий и т.д. Этот оптимистический сценарий развития современной эпохи претерпевает трансформацию в работе «Культурные противоречия капитализма» (1976), в которой Белл развивает идею о том, что в совр. капиталистическом обществе существуют серьезные нерешенные конфликты между тремя «осевыми принципами»: экономическим, ориентированным на технико-экономическую эффективность, политическим, ориентированным на социальное и политическое равенство, и культурным, ориентированным на индивидуальную самореализацию и потребительский гедонизм. Поскольку отдельные сферы совр. общества обладают определенной самостоятельностью, сфера культуры с ее иррациональным и гедонистическим модернизмом может входить в противоречие с «осевым принципом» экономики, ориентированным на эффективность и инструментальную рациональность. Поэтому кризисные тенденции в развитии совр. западного общества Б. объясняет конфликтом между экономикой и обществом, развивающимися в соответствии с критериями экономической и административной рациональности, и модернистской культурой, способствующей разрушению их моральных основ. Преодоление этих кризисных тенденций Белл связывает с необходимостью «религиозного возрождения», призванного способствовать восстановлению престижа девальвировавшейся трудовой этики и традиционной морали.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 219.

Сочинения: Эпоха разобщенности. М., 2007 (совм. с В.Л. Иноземцевым); Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999; The End of Ideology: An Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Glencoe (IL.), i960; The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y., 1976; The Winding Passage: Sociological Essays and Journeys. Boston, 1980.


Вернуться на главную страницу Белла

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС