Беллармин Роберт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Беллармин Роберт

1542-1621

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Роберт Беллармин

Иллюстрация с сайта http://chronology.org.ru/ 

«Некоторые стремятся иметь наполненный книгами дом, считая, что нуждаются в них ежедневно. Но если бы было так, то они не смогли бы есть, спать и так далее, поскольку книг настолько много, что всей жизни было бы недостаточно, чтобы их пролистать и тем более — прочесть. Следовательно, они собирают книги, которые читают редко или не читают вообще. Зачем же они держат их? Только от желания глаз видеть забитые вещами дома, от желания плоти лениться сходить в библиотеку и от гордыни, которая заставляет их походить на мудрецов».

Р. Беллармин

Роберт (Bellarmino, Bellarmine), Роберто Франческо Ромоло Беллармино (04.10.1542 г., Монтепульчано – 17,09.1621 г., Рим) – учёный-иезуит, богослов-полемист, кардинал и Великий Инквизитор Католической Церкви, писатель и гуманист. Главный обвинитель в процессе Дж. Бруно, руководитель первого процесса над Галилеем в 1613 – 1616 годах. Канонизирован в 1930 году, объявлен Доктором Католической Церкви в 1931 году. Память отмечается 17 сентября.

Роберт Беллармин родился в семье обедневших дворян, но его дядя по матери Марчелло Червини был известным учёным–церковником и стал в 1555 году римским папой-реформатором Марцеллом II, просидев на папском троне целый месяц.

В детстве Беллармин обучался в римском иезуитском колледже, где прославился своими стихами на итальянском и латыни. В 1560 году в Риме он вступил в иезуитский орден и приобрел известность в качестве преподавателя словесных наук и астрономии, а так же и в качестве проповедника. В продолжение двух лет он изучал в Падуе богословие и в 1569 году был послан в Лувенский университет, где читал лекции о «Summa» Фомы Аквинского и написал еврейскую грамматику, в настоящее время вышедшую из педагогической практики.

В 1576 году папа Григорий XIII назначил его профессором полемического богословия в новоучрежденном римском коллегиуме (Collegium Romanum), поручив читать лекции о спорных пунктах веры. Р. Беллармин становится богословским консультантом Великого Инквизитора Джулио Сантори.

В богословском труде «Диспуты», рассматривая вопрос о светской власти пап, Беллармин утверждал, что хотя папа и не имеет прямой власти над государями, подобной той, которую он имеет над епископами, но что ему принадлежит косвенное право сменять королей и объявлять гражданские законы недействительными, если того требуют заботы о спасении души христиан. Так же он заявлял, что теоретически и папа может быть еретиком, хотя в тот же момент, когда это случится, еретик перестанет быть папой.

Эта смелая формулировка не понравилась деспотичному папе Сиксту V (1585 – 1590), который считал, что она ограничивает священные полномочия римского папы. В результате, «Диспуты» Беллармина на короткое время попали в Индекс запрещённых книг. Эта книга были запрещена и в протестантских монархиях.

Чтобы искупить обвинение в ереси, в 1589 году Беллармин становится богословским адъютантом папского легата во Франции. Незадолго до этого, 1 августа 1588 года, доминиканский монах Жак Клеман убил последнего из династии Валуа короля–ренегата Генриха III, и сторонники католической партии подвергались преследованиям со стороны нового короля–гугенота Генриха IV Бурбона. Беллармин со своими соратниками сразу же попал в тюрьму, где их морили голодом. После долгих лет религиозной войны голодали десятки тысяч парижан, в городе уже не осталось кошек, собак и крыс, и высокопоставленных арестантов от голодной смерти спасло только то, что испанский посланник отдал им свою любимую лошадь. Беллармин вернулся в Рим только в 1592 году, после смерти Сикста V, и сразу же приступил к научным занятиям.

Покровительствовавший Беллармину новый папа Климент VIII поручил ему исправить латинскую Библию, Вульгату. Беллармин внёс около 3 тысяч изменений, исправив Сикстову редакцию Вульгаты, канонизированную на Тридентском соборе 1546 года.. Он как бы отомстил папе–диктатору. Окончательная редакция Вульгаты Беллармина была принята в том же 1592 году, и под названием «сиксто–климентины» просуществовала в качестве официальной Католической Библии до середины XX века.

Тогда же был назначен ректором римского коллегиума. В 1597 году Беллармин пишет новый католический катехизис (краткое изложение доктрин веры) для детей из 96 вопросов, исправив предыдущее 600-страничное произведение такого рода 1556 года, призванное бороться с лютеранской ересью. Впоследствии этот катехизис был переведён на 62 языка и выдержал более 500 переизданий. В 1598 году он пишет более развёрнутый катехизис из 273 вопросов для взрослых и духовных лиц.

В том же году Беллармин стал кардиналом, и назначается главным обвинителем в процессе Дж. Бруно (сожжён инквизицией 17 февраля 1600 года). Его подпись под смертным приговором учёному стоит девятой, перед подписью Джулио Сантори, главы Священной Палаты римской и всемирной инквизиции. По смерти последнего в 1602 году, Беллармин назначается на этот пост.

В том же 1602 году его назначают архиепископом капуанским, и он поселился в Капуе. Он завёл редкую для тех времён практику посещать все приходы своей епархии раз в год. Активно занимался благотворительностью от имени церкви, посещал больных и бедняков, продолжал исполнять обязанности идеологического советника Священной Палаты.

После смерти Климента VIII в 1605 году Беллармин приезжает в Рим для участия в конклаве (выборе нового папы), но избранный Лев XI сидел на престоле 24 дня, и Беллармин участвует в следующих выборах, в которых на этот раз победил Павел V (1605 – 1621). На обоих мероприятиях Беллармин был одним из кандидатов в папы римские.

После отставки с капуанской архиепископской кафедры при папе Павле V Беллармин поселяется в Риме.  В звании протектора Целестинского ордена и инспектора германской иезуитской коллегии он исполняет административные обязанности в пяти римских Конгрегациях, в то же время продолжая быть Великим Инквизитором Католической Церкви (эту должность он занимает до самой своей смерти в 1621 году). На этом посту он возглавил первый процесс 1613 – 1616 годов против Галилея и учения Коперника. Беллармин уважительно отнёсся к Галилею, провёл с ним несколько научных дискуссий и даже посмотрел в изготовленный Галилеем телескоп, после того, как член комиссии учёный–иезуит Клавий убедил кардинала в богоугодности этого занятия. Приговор в отношении Галилея был очень мягок — ему всего лишь запретили пропагандировать «ошибочную и ложную» гелиоцентрическую теорию, но книга Коперника «О вращении небесных сфер» была внесена в Индекс запрещённых книг, где состояла до 1835 года. Роберт Беллармин публично объявил клеветой слухи о том, что Галилей отрёкся перед ним в своих гелиоцентрических взглядах. После смерти Беллармина эту сплетню запустили вновь и повторяют её до сих пор. Претензии Беллармина к гелиоцентрической теории заключались в её несогласованности с сообщениями Библии, которую он знал досконально, безусловно считал божественным откровением и абсолютной истиной.

Галилео Галилей перед инквизиционным трибуналом.
По картине Роберта Флери.
На картине легко узнать и Беллармина.

С 1614 по 1619 годы Беллармин написал несколько сочинений, развивающих систему духовных упражнений Игнатия Лойолы. Особой популярностью среди католиков пользовался его трактат «De arte bene moriendi» («Об искусстве доброй смерти»). В нем рассказывается о том, как правильно и достойно христианину уходить из жизни. Как при этом прощаться с близкими и отрешаться от земных привязанностей и забот, приуготовляя себя к встрече с Создателем.

Роберт Беллармин умер в Риме от лихорадки после непродолжительной болезни и глухоты.

Среди прочих кардиналов Ренессанса инквизитор, иезуит, гуманист и проповедник Беллармин разительно отличался бытовой скромностью, добротой и дружелюбием. Именно поэтому после смерти в 1621 году пошли слухи о его святости, и его могила стала объектом паломничества и поклонения.

Сохранились сведения о развлечениях Р. Беллармина в часы редкиого досуга: к ним относились пение и игра на музыкальных инструментах – скрипке и лютне, для которых он писал мадригалы о любви к Богу для церковного исполнения иезуитской братией.

В честь него были прозваны белларминами специальные магические «ведьмины бутылочки», которые будто бы защищали людей и дома от ведьминых чар.

Роберт Беллармин прославился как богослов, изложивший римское учение самым искусным и систематическим образом. Он развивал учение о сверхдолжных заслугах Католической Церкви, и опирающиеся на него учения об индульгенциях и о чистилище.

Его биографию написал иезуит Фулигаттий (Рим, 1624), в 1627 году был начат процесс по канонизации Беллармина, который закончился положительно в 1930 году.

В 1675 году обнаружилась автобиография Роберта Беллармина, опубликованная в Ферраре в 1761 году.

Папа Пий XI в 1931 году объявил Беллармина Доктором Католической Церкви. Таким образом, Роберт Беллармин стал одним из 32–х Святых Учителей католической веры.

Биографическую справку подготовил Вадим Врачев.

Источники:

1. Энциклопедия Научной Хронологии. Сайт – http://chronology.org.ru/newwiki/Беллармин,_Роберт.

2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭС БиЭ), CD: (Р) 2002 IDDK, (С) 2002 Мультмедиа–издательство «Адепт».

Иллюстрация с сайта http://chronology.org.ru/ 

Труды Беллармина:

«Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos» (Рим, 1581 – 1593)

редакция и предисловие к Вульгате (1591 – 1592)

«Dichiarazione piX Copiosa della Dottrina Cristiani», 1598

«Concerning the Power of the Pope», 1609

«De officio principis christiani» (Рим, 1609)

«Tractatus de potestate summi pontificus in rebus temporalibus», 1610

«De scriptoribus ecclesiasticis», 1613

«Лестница умственного восхождения к Богу по степеням созданных вещей» (Антверпен, 1615; Москва, 1786, 1845)

«О вечном блаженстве святых» (Антверпен, 1616; СПб., 1784)

«О воздыхании голубицы, или о пользе слез» (Антверпен, 1617; Москва, 1745)

«О седми изречениях от Христа на кресте провещанных» (Антверпен, 1618; Москва, 1795, 1832)

«Наука благополучно умирать» (Антверпен, 1620; Москва, 1783)

«Christianae doctrinae applicatio» (Рим, 1703)

«Собрание сочинений в 5 томах» (Венеция, 1721)

«Автобиография» (1675 или Феррара, 1761; Бонн, 1887)

«Руководство к Богопознанию» (Москва, 1783)

«Полное собрание сочинений в 12 томах» (Париж, 1870 – 1874)

«Robert Bellarmine: Spiritual Writings», – New York: Paulist, 1989 Литература

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах», – СПб, 1890 – 1907

Энциклопедия «Христианство, в 3-х томах», – М.: БРЭ, 1993 – 1995, 863+671+783 сс.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС