Беляев Александр Романович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Беляев Александр Романович

1884 - 1942

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Романович Беляев

Александр Беляев.
Фото с сайта http://ар_slovo.ws

Беляев Александр Романович (4[16].03.1884—6.01.1942), писатель. Учился на юридическом факультете и одновременно в консерватории. Начал печататься в 1910. Переменил много профессий — был артистом, воспитателем в детдоме, библиотекарем и др. С 1925 занялся только литературной деятельностью. Беляев — один из основоположников русской научно-фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего, освоения Вселенной, биологии, медицины и др.: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Остров погибших кораблей» (1926—27), «Человек-амфибия» (1928), «Над бездной» (1927), «Борьба в эфире» (1928), «Прыжок в ничто» (1933), «Звезда КЭЦ» (1936), «Чудесное око» (1935), «Лаборатория Дубльвэ» (1938), «Под небом Арктики» (1938) и др. Беляев — автор сценария фильма «Когда погаснет свет», статей по теории научно-фантастического жанра. Лучшие произведения Беляева отличают научность, занимательность и юмор.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Беляев Александр Романович (1884 - 1942), прозаик. Родился 4 марта (16 н.с.) в Смоленске в семье священника. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Впоследствии летал на аэропланах одной из первых конструкций, сам мастерил планеры.

В 1901 окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Любил живопись, музыку, театр, играл в любительских спектаклях, занимался фотографией, изучал и технику.

Поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в консерватории по классу скрипки. Чтобы заработать деньги на учебу, играл в цирковом оркестре, рисовал театральные декорации, занимался журналистикой. В 1906, окончив лицей, вернулся в Смоленск, работал присяжным поверенным. Выступал в качестве музыкального критика, театрального рецензента в газете "Смоленский вестник".

Он не переставал мечтать о дальних странах и, накопив деньги, в 1913 путешествует по Италии, Франции, Швейцарии. Впечатления от этой поездки он сохранил на всю жизнь. Вернувшись в Смоленск, работал в "Смоленском вестнике", через год стал редактором этого издания. Тяжелая болезнь - костный туберкулез - на 6 лет, три из которых он был в гипсе, приковала его к постели. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает. Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, служит инспектором по делам несовершеннолетних. По совету врачей живет в Ялте, работает воспитателем в детском доме.

В 1923 переезжает в Москву, начинает серьезную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах "Вокруг света", "Знание-сила", "Всемирный следопыт", заслужив титул "советского Жюля Верна". В 1925 публикует повесть "Голова профессора Доуэля", которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, "что может испытать голова без тела".

В 1920-е вышли такие известные произведения, как "Остров погибших кораблей", "Человек-амфибия", "Над бездной", "Борьба в эфире". Пишет очерки о великих русских ученых - Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском.

В 1931 переезжает в Ленинград, продолжая много работать. Особенно интересовался проблемами освоения космоса и океанских глубин. В 1934, прочитав роман Беляева "Воздушный корабль", Циолковский написал: "... остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву".

В 1933 выходит книга "Прыжок в ничто", 1935 - "Вторая Луна". В 1930-е были написаны "Звезда КЭЦ", "Чудесное око", "Под небом Арктики".

Последние годы жизни провел под Ленинградом, в г. Пушкине. Войну встретил в больнице.

6 января 1942 Беляев умер от голода в оккупированном Пушкине.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Присатель XX века

Беляев Александр Романович [4(16).3.1884, Смоленск — 6.1.1942, Пушкин Ленинградской обл.] — прозаик.

Родился в семье священника. С детства его интересовали приключения и изобретательство; любимым автором Беляева был Жюль Берн. В 11 лет мальчика отдали в Смоленскую духовную семинарию, но, окончив ее (1901), он не пожелал связать свою жизнь с карьерой священнослужителя. Б. увлекается музыкой, литературой; заключив контракт с театром смоленского Народного дома (сезон 1901/02), становится актером. Беляев учится в ярославском Демидовском юридическом лицее, а с 1906 работает в Смоленске — сначала помощником присяжного поверенного, затем присяжным поверенным; одновременно печатается в местной прессе.

В 1913 Беляев совершает путешествие по Европе, впечатления от которого позднее найдут отражение в его творчестве. Вскоре Беляев оставляет юриспруденцию.

В 1914 в московском журнале для детей «Проталинка» появляется его первое литературное произведение — пьеса «Бабушка Мойра». Через некоторое время он становится редактором журнала «Смоленский вестник».

1915 оказывается трагическим для Беляева Он заболевает туберкулезом позвоночника. Семья Беляевых перебирается в Ялту. 3 года (с 1917 по 1921) будущему писателю пришлось провести в постели, в гипсе. После того как болезнь отступила, Беляев работает в уголовном розыске, инспектором в детском доме, а затем, переехав в Москву (1923),— в Наркомпочтеле.

1925 стал знаменательной вехой в творческой биографии писателя. В журнале «Всемирный следопыт» был опубликован рассказ «Голова профессора Доуэля». Фантастическое произведение, в основу которого была положена история человека, потерявшего свое тело, сразу привлекло внимание к автору. Казалось бы надуманный, сюжет рассказа по существу был глубоко автобиографичен — Беляеву на собственном опыте пришлось ощутить, что значит полная неподвижность и оторванность от окружающего мира. Правдоподобие психологических описаний, увлекательная, мастерски воплощенная коллизия обеспечили ему успех у читателей. Широкий интерес вызвала сама идея, которую Беляев избрал в качестве темы своего произведения,— возможность существовать без тела, «конструировать» человека. Вокруг нее развернулись критические дискуссии, которые порой сводились лишь к попыткам выяснить степень «научности» худож. рассказа. 12 лет спустя Беляев переработает свое произведение.

В 1937 «Голова профессора Доуэля», теперь уже роман, появится на страницах газеты «Смена».

Вскоре после «Головы профессора Доуэля» во «Всемирном следопыте» появляется повесть Беляева «Последний человек из Атлантиды» (1925), замысел которой, по всей видимости, был связан со всеобщим для начала века интересом к истории легендарного континента. Непосредственным источником ее стала книга Р.Девиня «Атлантида, исчезнувший материк». А в 1926 в том же журнале выходит фантастический кинорассказ «Остров погибших кораблей». В предисловие произведение было охарактеризовано как «вольный перевод» американского кинофильма. Вымышленное экзотическое место, где разворачиваются события (остров в Саргассовом море), напряженный приключенческий сюжет, явно ощутимое драматургическое начало действительно роднят его с приключенческими кинопроизведениями. Через год Беляев написал продолжение романа (в фабульном отношении, правда, совершенно самостоятельное).

С 1927 Беляев начинает сотрудничать в возобновленном к этому времени журнале «Вокруг света». С первых номеров в нем начинают печатать роман «Человек-амфибия». Его героем становится ученый — искусный хирург, который создал человека, чье существование неотделимо от моря. Наука и фантастика вновь слились в произведении Беляева со стремительным сюжетом и драматическими событиями, ломающими жизни персонажей. Для Беляева оказывается важной и социальная сторона происходящего — судьба ученого в обществе. Действие «Человека-амфибии», как и многих других произведений фантаста, происходит в далекой экзотической стране.

Во второй половине 1920-х Беляев публикуется достаточно регулярно. Он создает цикл рассказов о профессоре Вагнере — человеке, который умеет делать несколько дел одновременно, не спит, проходит сквозь стены: «Человек, который не спит», «Гость из книжного шкафа» (оба — 1926), «Творимые легенды и апокрифы», «Ковер-самолет», «Чертова Мельница» (все — 1929), «Амба», «Хойти Тойти» (оба — 1930). Рассказы написаны с юмором, динамичны, фантастические образы в них порою предельно близки реальности, порой граничат со сказкой.

В дек. 1928 Беляев с семьей переезжает в Ленинград и очень скоро — в Киев.

К этому периоду относится его работа над романами «Продавец воздуха» и «Властелин мира» (оба — 1929), главной темой которых оказывается проблема власти над миром; а также над романом «Человек, потерявший лицо» — об уродце-комике, поменявшем свою популярность и славу на жизнь человека обыкновенной внешности. Тогда же Беляев пишет совершенно противоположное по тематике «производственное» научно-фантастическое произведение — «Подводные земледельцы» (1930).

Результатом интереса Беляева к работам К.Э.Циолковского становится ряд произведений о космосе: «Звезда КЭЦ» (1936), «Лаборатория Дубльвэ» (1938).

В 1938 Беляев окончательно поселяется в Пушкине под Ленинградом. В последние годы своей жизни писатель много внимания уделяет работе с детьми.

Умер от голода в оккупированном фашистами Пушкине.

В.Ю.Вьюгин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 201-203.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 8 т. М., 1964;

СС: в 5 т. Л., 1983.

Избр. научно-фантастич. произведения. Т. 1—3. М., 1958;

Остров погибших кораблей: Повести и рассказы. Л., 1958.

Литература:

Орлов О. А.Р.Беляев: Биографический очерк // Беляев А.Р. СС: в 8 т. Т.8. М., 1964;

Ляпунов Б.В. Александр Беляев: Критико-биографический очерк. М., 1967;

Никитина Н. Александр Романович Беляев: биобиблиографический указатель // Поиск-87: Приключения. Фантастика. Пермь, 1987;

Капица П. Фантаст Александр Беляев// Звезда. Л., 1988. №1;

Беляева С. Воспоминания об отце // Беляев А. Последний человек из Атлантиды. Л., 1986;

Азаров Б. Ветры нашей молодости: Повести. Очерки. Воспоминания. Л., 1987;

Балабуха А., Бритиков А. Три жизни Александра Беляева: Критико-биографический очерк // Беляев А. СС: в 4 т. Воронеж, 1992;

Харитонов Е.В. Мой Беляев // Библиография. М., 1997. №2;

Беляева С. Мой отец фантаст Беляев // Нева. 1998. №3;

Харитонов Б. Неизвестный Беляев // Дететская литература. 2000. №1;

Соколова М. Он обгонял время и звал вперед // Беляев А. Избранные соч.:в 2 т. М., 2001. Т.1.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС