Бэкон, Фрэнсис
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бэкон, Фрэнсис

1561–1626

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фрэнсис Бэкон

IGDA
ФРЭНСИС БЭКОН

С марксистской точки зрения:

БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (22. 1. 156: Лондон, 9. 4. 1626, там же), английский философ, родоначальник английского материализма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем - лорд-канцлер; барон Веруламский виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлекался к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. Помилованный королём, не вернулся на гос. службу и последние годы жизни посвятил науч. и лит. работе.

Философия Б. сложилась в атмосфер общего науч. и культурного подъём стран Европы, ставших на путь капиталистич. развития, освобождения науки с схоластич. пут церк. догматики. Всю жизнь Б. работал над грандиозным планом "Великого восстановления наук" Наука, по Б., должна дать человек власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. С это точки зрения он критиковал схоластик и её силлогистический дедуктивный Метод, которому он противопоставил обращение к опыту и обработку его индукцией, подчёркивая значение эксперимента. Пo словам Маркса, для Б. "наук есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч 2 изд., т. 2, с. 142). Разрабатывая правила применения предложенного им индуктивного метода, Б. составлял таблицу присутствия, отсутствия и степеней различных свойств у отд. предметов того или иного класса. Собранная при этом масса фактов должна была составит 3-ю ч. его труда - "Естественную и экспериментальную историю".

Акцентирование значения метода позволило Б. выдвинуть важный для педагогики принцип, согласно которому цел образования - не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения Все существующие и возможные наук Б. разделял соответственно трём способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению -поэзия, рассудку - философия, включающая в себя учение о боге, природе и человеке.

Причиной заблуждения разума Б считал ложные идеи-"призраки", или "идолы", четырёх видов: "призраки рода", коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; "призрак; пещеры", возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека; "призраки рынка", порождённые некритическим отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением; "призраки театра", ложное восприятие действительности, основание на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы, сходные с обманчивым правдоподобием театральных представлений. Материю Б. рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у Б, не стало ещё механистическим, как у Галилея Декарта и Гоббса.

Учение Б. оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж Локка и его последователей. Логич. метод Б. стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля. Призыв Б. к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 в. и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королев, общества). Классификация наук Б. была принята французскими просветителями - энциклопедистами .

М. Н. Мельвиль.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 4. Брасос – Веш. – М., Советская энциклопедия. – 1971.


Вернуться на главную страницу Фрэнсиса Бэкона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС